Новости » Экономика Читати новину українською

Будут штрафовать? Полиция начала тестировать базу евроблях

Еврономер с Нового года формально вне закона

Евробляхи официально вне закона. С 1 января вступили в силу усиленные санкции и штрафы (в очередной раз отложенные 19 декабря 2019 года) для авто на европейских номерах. Владельцам таких машин грозит штраф до 170 тыс. грн и конфискация авто. При этом закон есть, но выполнять его полностью не будут – по крайней мере, так пообещали в правительстве. Накануне Нового года в Кабмине заявили, что полиция не тронет машины на еврономерах. Более того, правительство должно подать в парламент новый законопроект, который устроит владельцев евроблях. Однако до сих пор законопроекта нет. А владельцы евроблях заявляют, что полиция начала проверять их машины через совместную с таможенниками базу нарушителей – пока что их не штрафуют.

Что ждет авто на еврономерах, разбирался сайт "Сегодня".

Полиция готовится останавливать евробляхи

Правоохранители начали проверять авто на иностранных номерах, жалуются водители евроблях. Проверяют в специальной базе по номеру автомобиля – это база обмена информацией с фискальной и таможенной службами. Если автомобиль находится в Украине с нарушением таможенных законов, то это отразится в базе.

Когда авто на иностранных номерах пересекает границу, информация о номере машины и ее владельце передается в полицию. Правоохранители могут проверить авто по базе на нарушения правовых оснований нахождения автомобиля, объясняет юрист по таможенному праву Ольга Николаенко. Но штрафовать полицейские не имеют права.

Новости по теме: Протесты владельцев "евроблях": В "АвтоЕвроСиле" назвали требования к власти

"Протокол полицейские составлять не могут. Но они могут вызвать на место представителей таможни. Если проводятся рейды, то в группы по выявлению правонарушений могут входить работники таможни. Таможенники потом сами составляют протокол – полиция не имеет права штрафовать таких водителей", – объясняет юрист.

Пока массовых проверок нет, а система только тестируется. Перед Новым годом в МВД заявили, что полиция не будет останавливать авто на еврономерах, пока Рада не примет изменения к закону. Такого компромисса достигли в правительстве с общественной организацией "АвтоЕвроСила". 

Внести изменения в закон должны были сразу после новогодних праздников. Теперь же о сроках вообще не говорят.

Вместе с тем, новые штрафы и санкции уже действуют. При пересечении границы водителя евробляхи могут оштрафовать, а авто конфисковать.

Новые штрафы и санкции

Конфискация авто или 170 тыс. грн штрафа – это максимальная мера наказания для владельца евробляхи. Санкцию могут применить, если машину на иностранных номерах разберут на запчасти или если она превысила сроки пребывания в Украине на 30 дней. Закон позволяет автомобилю с иностранной регистрацией пребывать в стране 5-10 дней. Пять – если он будет находиться на территории одной области, 10 – двух и более.

Если авто в режиме транзита задержится в Украине на день, то штраф будет небольшой – 170 грн. А задержка от 20 до 30 дней обойдется в 85 тыс. грн.

Усилен и режим временного ввоза. Если иностранец захочет въехать в Украину дольше, чем на 30 дней, ему придется получать временную госрегистрацию. За передачу автомобиля другому человеку виновнику грозит штраф 34 тысячи гривен. Столько же придется заплатить за "таксировку" на авто с еврономером.

Новости по теме: Когда можно не платить штраф за евробляху, - "Дорожный адвокат"

Право ввезти машину на иностранных номерах оставили и для граждан Украины. Но только для тех, кто проживает за рубежом. В этом режиме можно ввезти только один автомобиль. За каждый следующий надо заплатить залог в размере стоимости растаможки машины.

Штрафовать теперь могут заочно. За нарушение таможенных правил таможенники сами пришлют штраф на адрес регистрации в течение трех дней после окончания срока пребывания в Украине. При этом протокол об админнарушении считается врученным нарушителю, даже если человек не живет по адресу, который он указал. Налоговики также сразу сообщат о нарушении в полицию.

Хотят отменить акциз и штрафы

В "АвтоЕвроСиле" лоббируют законопроекты №2342 об отмене акциза и №2345 об отмене штрафных санкций еще на полгода.

В проекте №2342 предлагается убрать на 180 дней коэффициент возраста, чтобы уменьшить размер акциза. А с 2021 года и вовсе отменить сбор. Еще один законопроект №2345 предлагает на полгода освободить от ответственности владельцев машин, грузовиков и автобусов с еврономерами. Никакими штрафами такой транспорт не будет облагаться. В то же время, эти нормы будут касаться только машин, которые ввезли в Украину до начала действия упомянутых законов.

Новости по теме: Видео дня: Одесситка сожгла свою "евробляху" и записала обращение к Зеленскому

По словам руководителя "АвтоЕвроСилы" Олега Ярошевича, законопроекты согласованы с Кабмином. До середины февраля их должна рассмотреть Верховная Рада.

Если штрафы опять отложат, это покажет, что законы в Украине ничего не стоят, считает автовладелец Игорь Тимофеев. Он растаможил свою машину год назад, когда владельцам евроблях предоставили скидку на акциз и три месяца на растаможку. Потом должны были заработать санкции, но их несколько раз переносили. И вот их снова могут отложить и еще больше удешевить растаможку.

"Медлить с введением штрафов нельзя, ведь это покажет, что в Украине можно наплевать на законы, и тебе за это ничего не будет", – говорит Тимофеев.

Но растаможка авто должна быть дешевле, уверен он, тогда проблем с евробляхами не будет.

Если растаможка станет произвольной, то штрафы могут быть какими угодно, считает соучредитель организации "Доступное авто" Михаил Катрук.

По поводу санкций, мы не видим никаких проблем в размерах штрафов, если будет обеспечена адекватная растаможка. Если будут произвольные налоги на хотя бы европейские авто, то штрафы могут быть любые. Сейчас существует налоговая дискриминация – привязка размера налогов к возрасту автомобиля. Нигде в ЕС нет привязки акциза к возрасту. Но и сам акциз нужно отменить или сделать его унифицированным", – отмечает Катрук.

Справка

Напомним, сейчас ставка акциза определяется по формуле:

Ставка акциза = Ставка базовая × Коэффициент двигателя × возраст авто

Базовая ставка составляет 50 евро, если у автомобиля двигатель объемом до 3000 см куб.; если более, то ставка составляет 100 евро. Ставка для авто с дизельным двигателем объемом в 3500 см куб – 75 евро. Более – 150 евро.

Коэффициент двигателя это объем цилиндров, разделенный на 1000. Если объем 2000 куб. см, то коэффициент – 2.

Коэффициент возраста – число лет, прошедших с года, следующего после года производства транспорта. Для новых автомобилей ставка – 1. Для машин более старых, соответственно, 2 и более. Для всех машин старше 15 лет коэффициент равен 15. Для грузовиков, которым от пяти до восьми лет, коэффициент составляет 40, старше восьми лет – 50. Этот коэффициент и хотят убрать на полгода.

Так, акциз на автомобиль 2001 года выпуска с объемом двигателя 2200 куб см составит 110 евро. А по действующей формуле с коэффициентом возраста – 1650 евро.

Напомним, для водителей и пешеходов вводят новые штрафы.

 

Loading...