Новости » Общество Читати новину українською

Онлайн-образование: Что предлагает рынок и как в нем не заблудиться

ZIK
ZIK
фото - из открытых источников

Темп, в котором мир развивается, постоянно растет. Ежедневно рождаются целые рынки труда, а вместе с ними - и профессии. То, что 20 лет назад казалось невероятным и в принципе не было профессией, сегодня - полноценный вид занятости. Требования к новым и старым поколениям одинаковы, карьера стала гонкой на выживание, и самый ценный товар теперь - знания. 

Время, когда образования в университете с лихвой хватало на всю жизнь, уходит. Новый рынок труда требует мобильности и ежедневного мониторинга. Специфичные знания становятся универсальными за считанные месяцы, а  им на смену приходят новые. Просто учиться теперь мало, важно делать это быстро.

Образование онлайн: зачем и для кого 

95% онлайн-аудитории - диапазон от 16 до 40 лет. Часто в украинских университетах дают информацию, мало применимую на практике. Так что студенты и выпускники идут на курсы, чтобы превратить заученные параграфы в реальные знания. А для людей постарше онлайн-формат - это возможность получить новые навыки - чтобы добиться повышения или уйти в совсем другую сферу.

В любом случае, основная цель для большинства участников - в сжатые сроки получить по максимуму, не выходя из дома. 

На этой волне формат онлайн-обучения стал для современного человека спасением. Времени тратится минимум, а пользы от него - максимум. По крайне мере, так должно быть в идеале. В реальности же каждый третий предлагает свой курс, марафон, тренинг, вебинар - и все очень эффективное. Появляется логичное подозрение: а может ли каждый третий быть суперпрофи и преподавать для других? Или все-таки это иллюзия знаний, которую нам с вами пытаются продать?

Главная цель онлайн-формата образования - получить практические знания фото - из открытых источников

 

К сожалению, рынок онлайн-образования кишит "авторами", которые умело перепаковывают чужие знания и выдают за свои. И хорошо (на самом деле не очень), если вам хотят продать чужую методику под видом своей, а не прописные истины, которые с легкостью выдает Google. 

Сегодня такое "заимствование" работает отлично, и находчивые менеджеры регистрируют на "уникальный курс" десятки, а то и сотни воодушевленных клиентов. Отчасти это действует потому, что потенциальный клиент редко задумывается о качестве курса, зато часто - о количестве сертификатов, которые он получит на выходе. 

Нам обещают крутой результат за короткое время, а это идеальная формула для всех прокрастинаторов;)  Потратить всего 2 часа, 3 дня или 4 недели, чтобы стать лучше - нам кажется это заманчивым, ведь польза куда больше наших затрат, и мы соглашаемся. Соглашаемся, хотя где-то в глубине души понимаем: ну невозможно выучить английский за 2 чертовых часа и стать программистом за 4 недели. Мы теряемся на рынке предложений, и в итоге берем то, где презентация нам понравилась больше.

Какая разница что продавать, если люди готовы платить

"Измени свою жизнь за 10 дней на нашем марафоне", "Стань счастливым раз и навсегда", "Выбрось опостылевший учебник, и пойми логику японского за 3 часа" - многоканальная реклама достанет вас в соцсетях, рекомендациях и отправит "привет" на почту. Справедливости ради надо сказать, что не все тренинги предлагают откровенный воздух. Кроме счастья и осознанности, вас захотят научить современным профессиям. Самые популярные предложения определяет спрос.

Что на пике востребованности? 

  • IТ образование (обучение программированию, Data science, проектный менеджмент, курсы тестировщиков);
  • Креативные и творческие профессии (дизайн, видеоконтет)
  • Изучение языков
  • Маркетинг (SMM, SEO, другие маркетинговые профессии)
  • Продажи и мотивационные курсы для предпринимателей

Обычно влезать в голову пользователя маркетологи начинают с бесплатного сыра вроде вебинара. На ней автор дает минимум конкретики, зато в конце рекламирует курс, на котором, наконец, раскроется таинство учения. Уже на этом этапе можно отличить качественный курс от сомнительного.

Первое, на что следует обратить внимание, это наличие пробного периода, после которого вы вправе забрать деньги и отказаться от услуг - так считает психолог Дмитрий Шевченко. Журналистке ZIK он рассказал, что авторам хорошего курса бояться нечего, их предложение обязательно заинтересует публику. Недобросовестные авторы наотрез откажутся возвращать деньги. 

Второй пункт - это квалификация самого преподавателя. По словам Дмитрия, профи сделает акцент на себе. Он расскажет потенциальному клиенту о своем стаже, где учился-работал, какие сертификаты получил и скольким людям помог. Плохой курс быстро себя выдаст: информация о преподавателе очень размыта, вас постараются привлечь "выгодными" условиями вроде уникальной скидки или возможности выиграть приз. Признавайтесь, встречали ведь "супер-предложения-только-сегодня-только-сейчас"?

Как проверить преподавателя? Благо, поиск в интернете бесплатный. Достаточно вбить имя преподавателя и все станет куда понятнее. Если в выдаче только пару упоминаний, вроде соцсетей и самого курса - это уже звоночек. Имя профессионала, на счету у которого успешные кейсы, будет на слуху. Во всяком случае, в интернете.

Еще важный момент: посмотрите отзывы реальных людей. На более-менее раскрученном сайте обязательно найдется несколько восторженных отзывов, так вот: вам не сюда. Зайдите в соцсети, у каждого курса есть публичная страница, где будущие ученики получают развернутые ответы, а бывшие - делятся впечатлениями. Аккаунты этих людей реальны, и вы даже можете тактично спросить, каким было обучение на самом деле.  Но не забывайте, что администрация страницы может "чистить" негативные отзывы.

Казалось бы, простые приемы, но их упорно игнорируют, а потому мошеннический бизнес процветает.

"Сегодня большинство хочет "волшебную таблетку": купил курс и ты уже эксперт, - рассказал ZIK маркетолог Юрий Будилов - те, кто стремится так решать вопросы, всегда будут попадать на мошенников. Увы, мы вырастили рынок "потребителей", который не хочет мыслить критически".

Что это значит?

Предположим, вам обещают построить грамотный отдел продаж в вашем бизнесе. Автор курса утверждает, что вместе со своей командой он уже выстроил 1500 отделов продаж за 3 года.

"Как человек с опытом скажу, что для построения одного отдела продаж при идеальных условиях понадобится от 3 до 6 месяцев, а в бизнесе реальном (а не выдуманном) на это могут уйти годы. Это скорее постоянный процесс, чем фиксированный в паре недель результат", - говорит Юрий. Чтобы удостовериться, что автор курса лукавит, просто поделите отделы продаж на количество дней в трех годах. "1,5 отдела продаж в сутки" звучит абсурдно. Но расчеты почему-то проводят редко, а курсы по-прежнему пользуются спросом. 

Юрий Будилов советует всегда спрашивать себя: "зачем?": "Зачем кто-то обучает вас. Качественное обучение дорогое и проводится либо индивидуально, либо в маленьких группах. Качественный процесс образования - это не просто лекция, но и задания, практика, обратная связь от менторов. Это тяжелая работа клиента в первую очередь".

Если же автор предлагает только лекции и вебинары, но обещает превратить вас в успешного специалиста, скорее всего, на вас просто хотят заработать. Создатель бесплатного курса конкурирует за внимание аудитории, что дороже денег в долгосрочной перспективе. От 5% до 45% пользователей, кто пришел на бесплатный вебинар и получил PDF-файл в подарок, перейдут дальше по ссылке и оплатят курс в надежде заполучить ту самую "волшебную пилюлю". Проблема в том, что в платной части "быстрого" курса глубоких знаний тоже зачастую нет. 

А вам зачем? 

Еще один важный момент - с какой целью вы идете на курс. Людям, которые хотят учиться "для себя", не важны документы по завершению, поскольку демонстрировать их никому не придется.

Но если вам важно получить плюс к резюме, заранее узнайте, какой сертификат\диплом выдает организация, и выдает ли вообще. Крупные компании часто выдают сертификаты международного образца. Например, если вы хотите освоить веб-дизайн или видеомонтаж, сертификат от международной компании Autodesk (крупнейший в мире поставщик программного обеспечения) - это большой плюс. Такой документ доказывает, что вы умеете работать в необходимых программах и освоили материал достаточно хорошо, чтобы сделать проект.

Курсы, выдающие сертификаты "от себя", не будут иметь такой ценности и доверия. Максимум - работодатель оценит ваше стремление совершенствоваться, но все-таки предпочтет проверить умения кандидата на практике. Так что будьте готовы сначала составить портфолио, чтобы доказать потенциальным клиентам, что вы знаете свое дело.

Что мы имеем? 

Скоропостижная онлайн-форма хороша как дополнительный материал для продвинутого уровня или база для новичка.

Если вы решили освоить полноценную программу/профессию в режиме онлайн, перед оплатой убедитесь, что предложение:

а) адекватное (вам придется потратить время и силы, чтобы овладеть навыками, волшебной таблетки нет); 

б) детальное (вы видите программу обучения еще до того, как вам сбросят реквизиты для оплаты);

в) официальное (организация предлагает заключить контракт и/или предоставляет договор публичной оферты);

г) реальное (бывшие ученики оставляют отзывы с активных страниц, с ними можно пообщаться);

д) нужное (вы четко понимаете, какого результата ждете на выходе, чему конкретно хотите научиться).

Изучайте, проверяйте, подозревайте. Учение - это, конечно, свет. Но прежде чем пойти к нему, проверьте: а нет ли запаха гари?

Мария Солодухина

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Loading...