live

Проект закона "О СМИ" как наступление на свободу слова

Антон Визковский
Антон Визковский
Глава Комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики Украины Александр Ткаченко Андрей Гудзенко/Liga.net

Законопроект создаст еще один правовой конфликт с европейским сообществом

Законопроект "О медиа", инициированный депутатами от фракции "Слуга народа", вызывает беспокойство, как у деятелей сферы, так и у гражданского общества.

Его рассмотрение в парламенте инициировал бывший гендиректор "1+1 Media" Александр Ткаченко. Документ состоит из 124 статей, часть которых мы и разберем в этом материале.

Запретить нельзя регистрировать

В первую очередь работников медиа интересовал вопрос: "Необходимо ли будет регистрировать интернет-СМИ и печатные издания, которые выпускаются небольшими тиражами". Ведь это довольно трудоемкая и финансово затратная юридическая процедура. Более того, она делает владельцев и работников медиа открытыми для атак со стороны власти и лиц, которым не понравился тот или иной контент. При этом нападение может носить  не только моральный, но и физический характер.

Согласно законопроекту, лицензированию, как и раньше, подлежат только те СМИ, которые используют радиочастотный ресурс для наземного вещания - это FM-радиостанции и так называемое вещания Т2.

Обязательной регистрации подлежат субъекты, осуществляющие вещание без использования радиочастотного ресурса, субъекты в сфере печатных медиа, провайдеры аудиовизуальных сервисов, а также субъекты в сфере медиа, в том числе и нерезиденты Украины, которые предоставляют пользователям на территории Украины доступ к своим медиа-сервисам на условиях, предусматривающих оплату пользователями доступа к  медиа-сервисам.

Онлайн-медиа не требуется обязательно регистрировать, однако их деятельность может быть урегулирована этим законом в случае его принятия. Грубо говоря, регистрация предоставляет онлайн-медиа дополнительные законодательные привилегии. А вот указывать фактического владельца СМИ придется всем, иначе последуют санкции.

В то же время различия между онлайн и печатным медиа не прописаны. Это уже является проблемой в Украине, где людей судили за посты в социальных сетях, поскольку их причисляли к медиа из-за публичности распространяемой информации. Хотя социальные сети не имеют всех тех атрибутов печатных СМИ, которые прописаны в Законе "О средствах массовой информации". 

Более проблематичной является ситуация, что главным органом, осуществляющим надзор за медиарынком, является Национальный совет по вопросам ТВ и радиовещания. 

Он и получит полномочия решать, будет ли медиа попадать под юрисдикцию закона. С одной стороны, существуют определенные критерии, такие как работа на украинскую аудиторию, продажа рекламы в Украине, местонахождение пользователей и т.д. Однако большинство из них выглядят абсурдно в рамках глобализированного информационного пространства, где на украинскую аудиторию может вещать СМИ на иностранном языке с местонахождением в европейской стране и продающее рекламу китайским компаниям. 

Карающая длань правосудия

Наиболее спорным является раздел, касающийся санкций. В статье 37 законопроекта перечислена информация, запрещенная к распространению в медиа. В ней отмечены такие запреты, как: призывать к насильственной смене власти, оскорблять граждан по расовым, национальным и религиозным признакам и многое другое. Причем пункт "и другие причины" действительно присутствует и не ясно, как его трактовать. 

Интересно, будет ли медиа нести ответственность, если опубликует в колонке субъективное мнение "острого на язык" эксперта, который негативно относится к жителям неподконтрольных территорий? А подобное в отечественных СМИ можно встретить довольно часто. 

То же самое касается и "положительной оценки преступного деяния или идеализации преступника". 

Кроме того, запрещается публиковать материалы, которые пропагандируют или популяризируют деятельность страны-агрессора. В законопроекте не дается ни точного определения, ни точного разграничения этих терминов, что позволяет трактовать их довольно "широко". Также не указывается, что следует понимать под емким понятием "язык ненависти", поскольку украинскими законами этот термин не урегулирован.

В пункте 11 статьи 37 говорится, что "запрещается распространять материалы или информацию, в которых отрицается или оправдывается преступный характер коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов в Украине, преступный характер национал-социалистического (нацистского) тоталитарного режима, создается положительный образ лиц, которые занимали руководящие должности в коммунистической партии (должность секретаря районного комитета и выше), высших органах власти и управления СССР, УССР, других союзных и автономных советских республик". 

На этот пункт во время очередного заседания Комитета Верховной Рады Украины по вопросам гуманитарной и информационной политики обратил внимание коллег представитель фракции ОПЗЖ Ренат Кузьмин.

"Если какой-либо известный телеканал пригласит бывшего секретаря ЦК КПУ по идеологии, а в последствии - первого президента Независимой Украины Леонида Кравчука к себе в эфир и Кравчук будет рассказывать зрителям об абсолютно правильных вещах, будет ли это созданием его позитивного имиджа?", - задал Кузьмин вопрос, на который Ткаченко так и не удосужился ответить.

А как быть в той ситуации, если есть материал об исторических событиях в УССР и, например, позитивно охарактеризована политика десталинизации Хрущева? Закон об этом не сообщает. 

Важно отметить, что  Национальный совет по вопросам ТВ и радиовещания имеет право расширить и уточнить нормы-предписания и санкции.

Контроль. Везде контроль

За несоблюдение положений законопроекта Национальный совет будет вначале предупреждать, потом штрафовать, лишать лицензии и/или блокировать. 

При этом блокировка онлайн-медиа в суде будет проходить по упрощенной процедуре. То есть присутствие ответчика или установление фактического "места нахождения" медиа не потребуется. При этом решение о блокировке может быть вынесено в течении 2 дней.

Блокировка сайта даже на непродолжительный срок может его попросту "убить". 

Размытость некоторых формулировок лишь предоставляет суду и Нацсовету широкие возможности в совершении давления на неугодные медиа, что уже происходило не раз в нашей стране.

Важно упомянуть, что при Нацсовете будет создан журналистское объединение, в которое войдут представители зарегистрированных медиа. Основная его задача - разработать правила поведения для журналистов. Также коллеги будут оценивать нарушения в информационном пространстве. 

В этой всей ситуации радует, что не приняли уголовную ответственность за информацию, о чем говорили. А также отказались регулировать деятельность соцсетей и принуждать блогеров к обязательной регистрации.

При этом четкого определения, кто является блогером, а кто журналистом - нет. По сути, небольшие печатные издания, рассчитанные на небольшой круг читателей, могут попасть под санкции, но блогеры с большим количеством подписчиков, нарушающие нормы это законопроекта, могут и избежать наказания. 

А что делать, если существует группа блогеров, которая регулярно публикует информацию под определенным общим названием?

Ведь законопроект определяет медиа как "средство распространения массовой информации в любой форме, которое периодически или регулярно выходит в свет под постоянным названием". 

Под это определение, как бы это абсурдно не звучало, попадают и украинские торговые площадки.

Основная угроза законопроекта заключается в том, что слишком много полномочий предоставляются органам власти, которые будут решать "судьбу" того или иного медиа. При этом СМИ теряют правовую защиту из-за юридической неопределенности, поскольку банально не смогут понять, нарушили ли они законодательство или нет. Более того, проблемы могут коснуться всех, кто занимается распространением информации в сети в том или ином виде.

В результате это создает довольно неприятные условия для свободы слова и плюрализма мнений. Власть может получить в руки инструмент для давления на "несогласных". Вполне вероятно, что этот законопроект будет рассмотрен и раскритикован Венецианской комиссией, что создаст еще один правовой конфликт с европейским сообществом. 

Антон Визковский



Loading...
Loading...

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Loading...