Новости » Мир Читати новину українською

Самолет МАУ в Иране сбили ракетой: Когда еще были подобные случаи

Топ-новость
Топ-новость

Военные неоднократно сбивали пассажирские самолеты — чаще оправдывали свои действия ошибкой идентификации объекта

В катастрофе украинского самолета в Иране еще не поставлена точка — расследование трагедии продолжается. Однако иранская сторона признала, что самолет был сбит ракетой. Накануне о такой вероятности заявляли высокопоставленные чиновники западных стран.

Рассмотрим, какие авиакатастрофы пассажирских самолетов произошли в мире из-за поражения воздушного судна ракетами.

Авиакатастрофа украинского самолета в Иране

8 января 2019 года 4 час. 45 мин. после взлета из международного аэропорта Имам Хомейни в г. Тегеран произошло падение самолета Боинг 737-800 рейса PS752 "Тегеран–Киев" "Международных авиалиний Украины".

Место катастрофы украинского самолета в Иране IRNA

США, Великобритания, Канада и Австралия высказали предположение, что самолет был сбит ракетой. Власть Ирана отрицала эту версию, однако впоследствии подтвердила факт попадания ракеты в пассажирский самолет. По версии военных, ошибка была вызвана тем, что самолет осуществил резкий, неожиданный поворот в сторону засекреченной военной базы. Позже о том, что произошла ошибка заявил и президент Ирана Хасан Рухани.

В результате катастрофы погибли 168 человек, все, которые должны были присутствовать на рейсе украинского самолета. Среди них — 11 украинцев: командир судна Владимир Гапоненко, инструктор на самолете (в качестве усиленного экипажа) Алексей Наумкин, второй пилот Сергей Хоменко, Екатерина Статник, Марина Микитюк, Валерия Овчарук, Юлия Сологуб, Ольга Кобюк, Елена Малахова, Игорь Матков, Денис Лихно.

Катастрофа малазийского самолета вблизи Донецка

17 июля 2014 года произошла авиационная катастрофа пассажирского самолета компании Malaysia Airlines, выполнявшего регулярный рейс МН17. В результате трагедии погибли все пассажиры и экипаж - всего 298 человек. Международное расследование установило, что самолет сбит зенитным ракетным комплексом "Бук" российского производства.

Независимые исследователи утверждают, что ЗРК "Бук" принадлежал 53-й зенитной ракетной бригаде из Курска (Российская Федерация). 24 мая 2018 власти Австралии и Нидерландов официально обвинили Россию в катастрофе самолета. Россия в свою очередь отрицает причастность к авиакатастрофе.

Авиакатастрофа российского самолета

4 октября 2001 года во время полета над Черным морем потерпел катастрофу самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь", который выполнял рейс Тель-Авив - Новосибирск. Погибли 78 человек — 66 пассажиров и 12 членов экипажа.

По заключению Межгосударственного авиационного комитета (МАК), самолет был сбит зенитной ракетой, выпущенной комплексом С-200В из района Феодосии в Крыму - там в этот день проводились военные учения украинской армии.

Юридически Украину не признали виновной в происшествии, однако украинский МИД перечислил родственникам погибших 7,8 млн долл.

Другие катастрофы с пассажирскими самолетами случались в XX веке.

США сбили иранский самолет

3 июля 1988 года потерпел крушение самолет авиакомпании Iran Air. Самолет был сбит ракетой, выпущенной с ракетного крейсера Vincennes ВМС США. Американцы объяснили поражение самолета ошибкой — считали, что стреляют по иранскому истребителю F-14A. В результате катастрофы погибло 290 человек.

США юридически так и не признали свою вину, хотя и не отрицали, что именно их ракета сбила самолет. В 1996 году США и Иран подписали договоренность об урегулировании претензий. Соединенные Штаты не принесли официальных извинений Ирану, но выплатили компенсацию родственникам погибших в размере 61,8 млн долл.

Южнокорейский самолет в небе над СССР

1 сентября 1983 года Boeing 747-230B Korean Air Lines выполнял рейс из Нью-Йорка в Сеул. Самолет отклонился от курса и два раза нарушил границы СССР и пролетел над несколькими военными объектами. Был сбит советским истребителем.

В результате катастрофы погибли 269 человек.

Катастрофа итальянского самолета

27 июня 1980 года упал в Тирренское море итальянский самолет McDonnell Douglas DC-9-15. Он выполнял внутренний рейс Болонья — Палермо. Погиб 81 человек.

Сначала была версия, что самолет сбила ракета НАТО, позже бывший президент Италии и председатель совета министров Франческо Коссига заявил, что самолет был сбит ракетой, выпущенной с французского истребителя.

Это некоторые авиакатастрофы, которые произошли и вследствие умышленного поражения, и из-за ошибки военных.

Возможны ли ошибки ПВО

Эксперты отмечают, что ошибки возможны, особенно из-за напряженной ситуации в регионе. Так, генерал-лейтенант запаса, бывший заместитель начальника Генштаба ВСУ Игорь Романенко высказал мнение, что попадание ракеты в украинский самолет в Иране может быть ошибкой всего комплекса управления и расчета ПВО Ирана.

"Вспомним 1967 год, арабо-израильскую войну. Арабы в этой войне сбили 70% своих же самолетов. Не было системы "свой-чужой", низкий уровень подготовки и так далее. Это ужасные цифры. И сейчас, на мой взгляд, история повторилась. ПВО дежурит круглосуточно, красные глаза, общий психоз - все ждут войны. Поэтому и велика вероятность ошибки", - отметил Игорь Романенко.

Немецкий специалист в сфере авиационной безопасности Тим ван Беверен убежден, что напряженная ситуация в регионе отражается, конечно, и на гражданской авиации", пишет DW. "Полеты над регионами, в которых ведутся военные действия, никогда не были безопасными. Пока война не была официально объявлена ни одной из сторон, но все-таки в сложившейся ситуации вряд ли можно порекомендовать (гражданским самолетам) влетать в это воздушное пространство. Ведь никогда не знаешь, что может пойти не так", - убежден специалист.

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Loading...