Телескоп TESS нашел "невозможную" экзопланету

Экзопланета GJ 1252 b sciencealert

С помощью космического телескопа TESS ученые обнаружили экзопланету, которая теоретически не должна была бы существовать: она находится очень близко к звезде, которая, по всей видимости, уже пережила расширение, в ходе которого должна была бы уничтожить планету

В рамках нового исследования ученые проанализировали наблюдения TESS за звездами HD 212771 и HD 203949, у которых ранее уже были обнаружены экзопланеты. Исследователи изучили колебания данных звезд (исследованию колебаний светил занимается астросейсмология), благодаря чему установили физические характеристики объектов — в том числе массу, размеры, возраст.

Работа, посвященная новому исследованию, была опубликована в журнале The Astrophysical Journal; коротко о результатах сообщается в пресс-релизе на сайте Phys.org.

Авторы новой работы сфокусировались на эволюционном состоянии звезды HD 203949. Рядом с ней находится планета — как оказалось, на очень близкой орбите (примерно на 0,65 астрономической единицы от звезды), а звезда уже должна была пережить расширение на стадии красного гиганта, в ходе которого ее оболочка распространилась дальше орбиты этой планеты и должна была бы ее уничтожить.

Почему же этого не произошло? Ученые провели ряд симуляций, которые позволили предположить, что раньше эта планета могла располагаться гораздо дальше от звезды (на расстоянии в 3,1-3,5 астрономической единицы), однако позже, уже после того как звезда прошла этап расширения, из-за приливных взаимодействий могла переместиться поближе к ней.

"Решение данной научной дилеммы спрятано в простом факте — звезды и их планеты не только формируются, но и эволюционируют вместе", — отметил Вардан Адибекян (Vardan Adibekyan), один из авторов новой работы, говоря о расположении около планеты в HD 203949.

Напомним, в космосе загадочно исчезли 100 звезд за 70 лет.