live
Новости » Политика Читати новину українською

Миллионные затраты бюджетных средств: Сколько стоила медиаподдержка Порошенко

Антон Визковский
Антон Визковский
Петр Порошенко. EPA-EFE

Издание Kyiv Post разместило документы, которые могут свидетельствовать о том, что члены команды Порошенко регулярно заказывали у медиа джинсу в поддержку пятого президента, а также давали указания экспертам и лидерам общественного мнения по освещению тех или иных событий в стране. Документы якобы были обнаружены в офисе, который ранее занимал руководитель Главного департамента информполитики администрации Порошенко Владимир Горковенко.

В них сообщается, что в 2015 году на неофициальное освещение деятельности представителей "БПП" на местных выборах на радиостанциях было потрачено не менее 1 млн долларов. Также перечисляется ряд СМИ, в которых публиковались заказные материалы. Например, газета "Аргументы и факты" получила 2 100 долларов за статью "Как потерять Украину".

В то же время говорить о 100-процентной достоверности документов не приходится. Да, представленные материалы можно отыскать в медиа. Их пропорошенковский дискурс легко заметить невооруженным глазом. Однако они могли быть просто собраны в единый файл буквально за один день и никакого отношения к реальности не иметь. Мы ведь не знаем точно, когда тот или иной документ появился на свет.

Однако в них содержится информация, которая не просто подтверждается, но и является довольно любопытной. Её мы и рассмотрим.

Прививка Ковальчука

Стоит обратить внимание на документ, датированный маем 2016 года. Это план информационной кампании по повышению авторитета заместителя главы администрации президента Виталия Ковальчука, который был назначен представителем Порошенко в Кабинете министров.

kyivpost.com

Сам документ содержит определенную терминологию, которую знают люди, знакомые с профессией политтехнолога.

“30% коммуникационных усилий – фоновая линия для “прививки” темы “смотрящий” “серый кардинал”. Мы сами инициируем мягкую негативную ассоциацию с “контролирующим”, но в нужной нам коннотации: “Порошенко назначая Ковальчука как второго своего представителя в кабмине устанавливает “реформаторский присмотр” за правительством Гройсмана, – сообщается в одном из документов.

Обратите внимание на слово "прививать". Оно означает критику политика в мягкой, а иногда и шутливой форме для того, чтобы впоследствии более агрессивная и аргументированная информационная атака со стороны конкурентов не вызывала у граждан сильной негативной реакции. Грубо говоря, если бы "привитого" Ковальчука уличали бы в коррупции, то это воспринималось бы как "черные" политтехнологии недругов, которые поливали его грязью до расследования.

Интересный факт, в 90-ых существовал термин "самострел", когда клиент заказывал, а то и сам себя критиковал с целью защититься от информационных угроз в дальнейшем.

То есть, использование этого термина, наравне с “плановой утечкой”, “тандемом”, означает, что даже если кто-то и создавал фейк, то мир политтехнологов не был ему далек.

Пиар за бюджетные деньги

В статье Kyiv Post говорится, что им в руки также попала презентация рекламной агенции Postmen, которая занимается продвижением украинских политиков в сети.

Её услугами пользовались партии "Европейская солидарность" и "Самопомощь". Об этом можно узнать из их финансовых отчетностей.

Только за ІI квартал 2018 року "Европейская солидарность" заплатила Postmen не менее 500 000 бюджетных гривен за рекламу в интернете. В период с 2015 по 2018 год компания заработала 4,7 млн. государственных денег, сообщает Укрправда.

 "Самопомощь" же потратила на услуги компании в 2016 году 192 748 гривен.

Именно Postmen вели во время президентских выборов официальный паблик Петра Порошенко в Facebook, а также несколько пабликов с черным пиаром против его оппонентов: Зеленского, Тимошенко и Гриценко.

Именно в этих пабликах впервые опубликовали видео с намеками на то, что Зеленский принимает наркотики или известный ролик, на котором его сбивает фура. Поэтому вполне вероятно, что за подобным "креативом" могли стоять Postmen.

Основной деятельностью Postmen вне избирательного процесса были лайканья, репосты постов украинских политиков ботами (аккаунтами-пустышками), а также оставление комплиментарных комментариев.

Сейчас глава Postmen Ярослав Ведмидь является членом партии "Голос".

Порохоботы

Кроме того, Kyiv Post сообщает, что агентство Postmen рекомендовало Петру Порошенко привлечь для поддержки лидеров общественного мнения и блогеров. Последних в социальных сетях стали именовать порохоботами. Они не только рьяно поддерживали Порошенко, но также яростно защищали его позиции в комментариях, занимаясь “травлей” несогласных.

Политический консультант Екатерина Коваль рассказала изданию The Бабель, что порохоботам, которые имели не менее 10 000 подписчиков, платили в месяц приблизительно 1500 долларов.

Политический консультант Наталья Федоришин отмечает, что монетизация блогеров началась не сразу, а спустя некоторое время бесплатной работы:

"В 2014-15 году многие "порохоботили" бесплатно, занимались "информационным волонтерством", потому что волновались за безопасность страны. И на встречи к министрам ходили бесплатно. И писали о том, что происходит в стране - бесплатно. В это время многим блогерам доверяли больше, чем некоторым журналистам и традиционным СМИ. Период 2015-2016, после окончания горячей фазы конфликта на Донбассе, стал для части блогеров периодом монетизации. Брали деньги и за коммерческие посты и за политические. Допускаю, что какая-то часть была на зарплате у некоторых политических сил или соблюдала нейтральность, некую независимость и продавала размещение разным силам, как те же СМИ. Но масштабной централизованной сети, как это преподносят, не наблюдалось. Если коммерческие компании умеют делать нативную рекламу, которую распространяют бесплатно, то почему АП не могла генерировать месседжи, которые найдут отклик. Да, первичное размещение могло происходить по договоренности, а дальше уже Facebook подхватывал. И договоренности могли быть не только денежные. Человек покупается не только деньгами, а и особым вниманием, допуском к инсайдам, приглашением на закрытые встречи и также интересом к теме. За патриотизм тоже можно купить человека. Кому-то деньги, кому-то манипуляции, а манипулятору – сэкономленные деньги. Все это рассуждения о том, как могло быть. Но весь этот скандал по размаху все равно не дотягивает до истории с Cambridge Analytica. Мелко плаваем, если это для нас скандал".

Другой собеседник, несколько лет проработавший в одной из информационных команд при АП, подтверждает слова Федоришины, но добавляет:

"На примере "Site.ua" можно увидеть, что на самом деле блогерам платить совсем не обязательно. Предоставляем площадку (информационный ресурс) с формулировкой: "Вы такие молодцы, борцы со зрадой и путинской пропагандой! Вот вам площадка, где вы можете беспрепятственно публиковаться. В первую очередь в публикациях заинтересованы вы сами, чтобы сделать себе информационное имя и некое портфолио”.

Можно создать условия, в которых блогер будет самостоятельно генерировать контент в поддержку кого-то (например БПП), обещая ему "будут выборы, будет бюджет, мы тебе заплатим" или "мы возьмем тебя в избирательный список на местные выборы.

В общем такая балансировка. Между отсутствием денег, но какими-то социальными плюшками, чтобы блогеры чувствовали свою значимость и признание. Можно с блогерами организовать "встречу с министром", где их угостят кофе, а они в свою очередь создадут видимость причастности к каким-то внутренним делам министерства. Будут показывать эту фотографию с кофепития заказчикам и намекать на лоббирование".

В то же время собеседник отмечает, что те блогеры, которые были пиарщиками региональных ячеек партий, получали "зарплату" и могли платить, грубо говоря, подрядчикам, которые помогали в распространении месседжей.

Подытоживая, можно сказать, что в условиях отсутствия полноценного рекламного рынка, многие медиа "выживают" за счет заказов партий и отдельных политиков, и Петр Порошенко в данном случае не исключение. Другой вопрос, что частично пиар, в том числе и черный, покрывается за счет наших с вами денег, как мы это могли увидеть на примере Postmen. И не известно, сколько еще бюджетных средств, потраченных на "раскрутку" своих политсил, осталось в тени.

Антон Визковский

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Loading...