live
Новости » Политика 32 Читати новину українською

Виктор Медведчук: У Зеленского есть единственный верный путь – курс на реализацию Минских соглашений

"Оппозиционная платформа - За жизнь" Народный депутат Виктор Медведчук

Президент Владимир Зеленский должен руководствоваться интересами украинцев и показать политическую волю на переговорах нормандской четверки - глава политической партии "Оппозиционная платформа - За жизнь" Виктор Медведчук рассказал об ожиданиях от переговоров в Париже, про выполнение Минских договоренностей и судьбу поставок газа из РФ в Украину.

Какие задачи ставите перед партийной организацией в контексте проведения местных выборов?

Местные выборы – это сегодня задача номер один, потому что мы в канун третьей избирательной кампании. Мы думаем, что это произойдет согласно сроков, определенных законами и Конституцией, то есть осенью следующего, 2020 года. Новая команда у власти хотела назначить выборы уже в декабре уходящего года. Сейчас говорят об апреле. Я думаю, что все закончится тем, что они будут вовремя, потому что блиц-криг закончился. Успехи, которых они не заслужили, закончились. А сегодня реальная жизнь диктует и свои требования, и, главное, дает оценку тому, что команда Зеленского делает.

Хочу напомнить, что по результатам последних социологических исследований, которые были обнародованы неделю назад – это конечные данные "Деминициатив" и Киевского института социологии, свидетельствуют, что 39% граждан Украины считают, что Украина идет неправильным путем, а 36% – правильным. В начале сентября цифры по последнему пункту "зашкаливали" за 50%, а если быть точным - 55% считало, что государство развивается при новой власти в правильном направлении. Это и есть оценка действий новой власти, команды Зеленского и падение уровня его доверия с 73% до 52% - это также результат того, что делает команда при власти, и как к этому относятся люди.

"Нормандская четверка" не собиралась уже три года, предыдущие встречи не были результативным. Как считаете, эта встреча будет продуктивной и что для этого нужно, чтобы был результат?

Дело в том, что когда мы говорим о результате "нормандской четверки", то надо определиться по поводу самого термина, а что мы считаем за результат.

Потому что разные оценки, которые сейчас звучат, в частности, среди представителей власти и господина Зеленского. Например, он во время конференции заявил о том, что успехом и победой является сама "нормандская четверка" и участие в ее работе, и, фактически, первая очная встреча за три года. И если это единственная победа, которая будет получена, то это неплохо, но мы надеемся и хотим рассчитывать на более эффективный и положительный результат от "нормандской четверки".

Я уверен в том, что будет решен вопрос относительно обмена всех установленных (пленных, - Ред.) на всех установленных, потому что этот вопрос назрел. Последний такой обмен имел место два года назад, 27 декабря 2017-го.

Я думаю, что этот вопрос обсуждался. Более того, он есть в проектах документов, которые должны быть или согласованы, или подписаны на заседании "нормандской четверки", в частности, был вопрос относительно проведения такого обмена в течение одного месяца. Будем считать, что это тоже вопрос, который, я уверен, будет решен. А вот все остальное, на мой взгляд, исходя из стратегического задания, которое стоит перед Украиной (это прекращение боевых действий и мирное урегулирование ситуации на Донбассе) к сожалению, я думаю, что если будет отсутствовать политическая воля господина Зеленского, решено не будет. Поэтому во-первых, надо подтвердить, что Минские соглашения являются безальтернативными, во-вторых, надо решить вопрос не только безопасности, прекратить боевые действия и обстрелы, но и выполнить политическую часть, то есть наметить и конкретно предложить механизм имплементации Минских соглашений в украинское законодательство.

А это вопрос связан, в первую очередь, со статусом, особенно Донбасса. Наша фракция внесла на рассмотрение законопроект, который предлагает в законе об особенностях местного самоуправления, который заканчивает свое действие 31 декабря, внести изменения и ввести его в действие на постоянной основе. Поэтому мы предложили изменить первую, вторую и десятую статьи. Мы предложили внести в закон "формулу Штайнмайера" в том смысле, которая была подписана представителем Украины на "минском заседании" Трехсторонней контактной группы. А это условия, при которых этот закон вступает сначала временно, а после выводов - согласно тому, как прошли выборы, на постоянной основе.

Более того речь идет о разработке и принятии специального закона о выборах на этих территориях, закон об амнистии и изменений в Конституции. Если украинская власть, господин Зеленский, примет именно такой курс на имплементацию Минских соглашений в национальном законодательстве, то это будет действительно победа для тех, кто искренне хочет мира в нашей стране. Мы на это рассчитываем, но, к сожалению, это пока только расчеты.

Какой может быть самая большая ошибка на "нормандских переговорах" у президента Украины Владимира Зеленского?

Я не думаю, что надо обсуждать вопросы по ошибкам президента Украины.

Я думаю, что должна быть последовательная и принципиальная позиция. И если сегодня во всех столицах мира безальтернативными являются Минские соглашения, то это единый механизм и единый сценарий, выражаясь языком многих представителей власти, потому что секретарь СНБО говорит о том, что у них есть пять сценариев. Я не знаю какие пять сценариев, я знаю Минские соглашения и их реализацию. Я знаю о том, что на изменение Минских соглашений, кроме Украины, вряд ли кто пойдет, включая Францию и Германию, про Россию я даже не говорю, про Донецк и Луганск – там категорически против этого.

Вы знаете, я продолжаю общаться с представителями Донецка и Луганска и, безусловно, руководством Российской Федерации, и я знаю их позицию относительно этого. Поэтому единственный верный, результативный и наиболее эффективный путь поведения господина Зеленского и его делегации – это курс, который может позволить реализовать Минские соглашения. Если этот курс будет, если будет политическая воля, то будет соответствующий результат, если нет, то мы становимся на эту долгую дорогу отношений, понимание этих отношений и предложения вариантов, которые вряд ли воспримутся другими сторонами.

В четверг Верховная Рада соберется на внеочередное заседание. Как думаете, что весомее сейчас рассматривать - избирательный кодекс или земельный?

Относительно избирательного кодекса, то этот вопрос обсуждался на рабочей подгруппе, и сейчас идут наработки. Более того, предлагается, что эти наработки должны закончиться до субботы текущей недели. Поэтому, я думаю, что избирательный кодекс будет рассматриваться начиная с 17 декабря.

Относительно всех других вопросов, то во-первых, может возникнут вопросы, мы имеем на это надежду, о продлении закона об особом статусе Донбасса. Я думаю, что это самое время и надо это делать, если мы действительно хотим выполнять Минские соглашения и рассчитываем на мир. Мир и прекращение боевых действий - это стратегическая задача высшего сорта, 80% наших граждан хотят именно этого.

Прокомментируйте включение газового кейса в переговоры между Путиным и Зеленским?

Хочу сказать, что мы находимся перед датой времени "Ч". Время "Ч" для транзита газа – это 13 декабря. Потому что по общепринятым нормам заявок европейских газовых операторов на потребление газа в Европе, а следовательно, на использование транзитной системы Украины, для получения российского газа в Европе именно определены сроки, что эти заявки подаются до 13 декабря. Настал тот момент, когда надо что-то решать в вопросе транзита.

Украина попала в тупик. Выйдет ли она из тупика, неизвестно, но виноваты в этом предыдущая власть и теперь уже господин Зеленский и его команда, которая довела до ручки вопросы, которые должны быть решены в течение тех месяцев, полгода, когда новая команда находится у власти. Нужно было решить вопрос транзита, а мы много лет предлагаем, что этот вопрос может быть решен через создание газового консорциума, потому что это единственный, я подчеркиваю, выгодный для Украины вариант.

Можете себе представить, вот мы получаем от транзита газа на протяжении прошлого и текущего года где-то 250-300 миллионов долларов в течение месяца.

В бюджет заложили эту сумму на будущий год, но этой суммы никогда не будет, потому что не будет такого объема для транзита газа, не будет такого объема, как был в этом году – 80 миллиардов. Его будет гораздо меньше, если транзит сохранится. Более того, задачу продолжить транзит или новый транзитный договор на 10 лет – он может быть подписан и продлен действующий на один год. Но дело в том, что в этом договоре никогда не будет записано объемов, которые Украина транзитировала ранее. А это означает, что любой подобный договор и любые отношения, которые могут быть, в следующем году, будут менее интересны, и это будет нарушать национальные интересы Украины.

Как выйти из этой ситуации? Сегодня это очень сложно. В любом случае, если Украина выйдет из этой ситуации, то с огромными потерями и убытками для себя. И эти убытки и потери надо полностью списать на действующую команду во власти.

Сможет ли наш президент выдержать переговоры с лидером Российской Федерации?

Вот, что значит убедить человека или сторону, которая участвует в переговорах? Если есть Минские соглашения, которые подписаны, в том числе и Украиной, утвержденные резолюцией Совбеза ООН, то я считаю, что их надо выполнять. И если у господина Зеленского есть другие мысли, направленные на изменение Минских соглашений, то он должен убедить в их правильности.

Сегодня очень сложно внести изменения в Минские соглашения, потому что нужно согласие всех сторон. А сегодня и в Европе, и представители Европы в лице Германии и Франции считают, что Минские соглашения должны быть выполнены всеми сторонами. Поэтому, хватит ли ему искусства, возможностей и всего остального – это зависит от того, в чем суть этих убеждений, и в чем суть того, чего он хочет добиться от этой встречи.

Я считаю, что Украина должна достичь одного: в Украине продолжается вооруженный конфликт, идут боевые действия – их надо прекратить. Нужен мир. Ради этого мира есть сценарий, как сейчас принято говорить в Украине. У кого-то их пять-семь-девять, а есть один: сценарий через реализацию Минских соглашений. Вот путь к миру. Других путей я не знаю. И для того, чтобы добиться этого мира, надо проявить господину Зеленскому и его команде политическую волю.

Каковы ваши прогнозы по поводу "нормандской встречи", чего сможет добиться украинская делегация, а чего не сможет?

Я не хочу говорить о прогнозах по "нормандской встрече". Все, что будет связано с изменением "минского" и "нормандского" форматов и изменением Минских соглашений, никому не удастся, в том числе, и Украине.

Поэтому не нужно тратить время, надо идти по пути реализации Минских соглашений и тем самым приблизить мир и прекращение боевых действий.

Что будет после этой встречи, если переговоры ничем не закончатся?

Видимо будут планироваться другие встречи. Однако, думаю, сегодня, кроме всего, должно быть поднято и решения вопроса об обмене всех установленных на всех установленных. Готовность частично такая есть, ее надо довести до конца и, как ранее планировалось, провести такой обмен. Это то, что можно сегодня добиться и реализовать в течение ближайшего месяца. Я считаю, что это было бы очень важно, а все остальное – не договорятся сегодня, будут договариваться дальше.

Однако, уровень доверия к Зеленскому падает. Следовательно и надежды на мирное урегулирование через его действия, его реализацию политической воли также тают в надеждах людей.

Это будет отражаться и на уровне его поддержки. А это плохо, потому что власть с низким уровнем поддержки не сможет осуществить процессы, которые приведут к миру в стране. А это процессы связанные с принятием законодательных актов, процессы связанные с тем, что нам нужен мир, для этого, нам нужно сделать все необходимое.

Разумков подвел итоги "100 дней - 100 законов", как оцениваете такие достижения?

“Прекрасные” результаты деятельности парламента. "Прекрасный" бюджет. Бюджет, который превращает страну и переносит автоматом из эпохи бедности в эпоху нищеты. "Замечательная" программа правительства утверждена парламентом, которая не дает шансов на развитие экономики страны.

"Замечательные" законы, которые начали сегодня процессы уничтожения и притеснения малого и среднего бизнеса, затронули большой бизнес – это отразится в ближайшие месяцы на экономической ситуации в стране. "Замечательные" законы, которые не сделали ничего положительного в своем большинстве для украинских людей, но продемонстрировали количество законодательных актов. Вот результаты, о которых я могу говорить сегодня.

Мы можете прокомментировать добавление газового кейса в переговорах между Путиным и Зеленским в Париже?

Украине надо что-то решать с транзитом. Что она может решить с транзитом - неизвестно. Для успешного транзита газа нужно было создавать газовый консорциум, тогда бы он был выгоден Украине и России и Европе.

Продление транзитного договора на один год не принесет никакой пользы Украине по одной простой причине, потому что "Газпром" не сможет обеспечить тот объем газа, который был в прошлом году, в следующем году его будет гораздо меньше и он не будет обеспечивать даже рентабельность ГТС.

Передача транзитных мощностей в аренду, которая предусмотрена в Европейской хартии по имплементации национального законодательства к европейскому в вопросах транзита газа, также не принесет интереса Украине, потому что то, что мы получали от трубы за последние годы до трех миллиардов долларов, в следующем году уже не сможем получить. Поэтому вопрос транзита фактически решается в последний дни и не может отвечать интересам Украины в тех вариантах, которые могут быть разрешены. А в вопросе поставок газа, то увидим. Россия предлагала прямые поставки газа, снижение цены и выдвигала соответствующие условия. Пойдет ли на это Украина – увидим. Но это на самом деле последняя инстанция, потому что в этом случае это будут решать не представители энергетического сектора или НАК "Нафтогаз" или "Газпрома" – это уже будут решать президенты двух государств.

Каких результатов ожидать украинцам после "нормандского формата"?

Если я скажу, что нужно верить в лучшее, но есть ли для этого реальные предпосылки, то я не скажу ничего нового. Конечно, можно надеяться, однако ни "нормандский формат", ни любое другое мероприятие не могут вернуть мир в страну.

Мир – это комплекс действий. В конкретном случае – выполнение комплекса мер по реализации Минских соглашений. Чем быстрее мы приступим к их выполнению, то быстрее сможем достичь мира.

Это зависит от политической воли Зеленского и его команды, а не от решения "нормандского формата". Решение "нормандского формата" – только путь, механизм, очередная инстанция на пути к мирному урегулированию.

Loading...
Loading...

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Loading...