Спиртовая реформа: Модернизировать, чтобы продать не за бесценок

Украинский институт будущего
Украинский институт будущего

Независимый аналитический центр, прогнозирует изменения и моделирует возможные сценарии развития событий в Украине

Спиртовая реформа: Модернизировать, чтобы продать не за бесценок
ukrspirt.com

Спиртовая промышленность в Украине является не только источником сырья, но и "серой" зоной злоупотреблений в производстве и реализации спирта. Это несет социальные и экономические последствия для страны: отравление некачественным алкоголем, распространение контрабанды и недополучение государством налогов. Все эти последствия продуцируют необходимость в реформировании этой отрасли. Как?

Об этом пишет Украинский институт будущего.

Спиртовая промышленность в Украине является не только источником качественного сырья для производителей ликеро-водочных изделий и продукции для фармацевтики и пищевой промышленности, но и "серой" зоной злоупотреблений в производстве и реализации спирта. Эти злоупотребления имеют социальные и экономические последствия для страны. Социальными последствиями являются, прежде всего, заболеваемость и смертность населения от отравления некачественным алкоголем. Экономические последствия включают распространение контрабанды и недополучение государственным бюджетом налоговых поступлений от торговли спиртом и крепким алкоголем, - отмечает Евгений Черевиков, эксперт экономических программ Украинского института будущего.

В состав спиртовой отрасли входят 79 государственных производственных площадок, в том числе 41 (из них работают только 12) – в состав ГП "Укрспирт", ведущего производителя пищевого спирта. Сейчас общая убыточность предприятий, образующих спиртовую промышленность, в 2018 г. достигла 25,7 млн грн, лишь 8 из 21 государственного предприятия имели прибыль, а 11 предприятий находятся в состоянии банкротства.

Спиртовой промышленности Украины сегодня присущи системные проблемы:

  • доля теневого оборота спирта составляет около 50-55%, а потребление нелегального алкоголя – 35-40%;
  • отрасль перегружена неработающими предприятиями с раздутым штатом работников, которые содержатся за счет работающих предприятий/производственных площадок;
  • изношенность основных фондов всех предприятий отрасли в среднем 68%, при их средней загруженности меньше чем 20%;
  • низкая эффективность производства пищевого спирта компенсируется монопольной ценой: средняя цена, по которой ГП "Укрспирт" реализует пищевой спирт на внутреннем рынке, значительно превышает соответствующую цену в России, Беларуси и странах ЕС (на 50%, 37% и 40%, соответственно) при общей рентабельности предприятия 1,6%.

Обозначенные проблемы сопровождаются такими отраслевыми тенденциями:

  • сокращение внутреннего спроса на пищевой спирт в 3 раза за последние 10 лет;
  • уменьшение объемов экспорта пищевого спирта в 5 раз при сокращении объемов производства отечественных ликеро-водочных изделий в 3 раза и росте объемов импорта крепкого алкоголя на 23% в течение последних 10 лет;
  • неустойчивая динамика производства технического спирта;
  • незначительный объем производства биоэтанола и технических спиртосодержащих жидкостей.

При таких условиях выживание спиртовой отрасли невозможно без коренного реформирования, которое имеет целью формирование прозрачной диверсифицированной конкурентоспособной отрасли, которая обеспечивает производство и реализацию широкого ассортимента высококачественного спирта и спиртосодержащей продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Стратегические цели реформирования отрасли охватывают:

  • Детенизацию спиртовой промышленности
  • Усиление международной конкурентоспособности отечественных предприятий

Указанные цели должны достигаться на основе демонополизации отрасли, приватизации неэффективных государственных предприятий, привлечения частных инвестиций в модернизацию отрасли, развития производства новых видов спиртосодержащей продукции, развития смежных отраслей экономики и тому подобное.

Реформирование спиртовой промышленности целесообразно осуществлять в 2 этапа:

Этап 1. Оъединение предприятий отрасли и оздоровление ГП "Укрспирт"

На этом этапе целесообразно завершить присоединение работающих предприятий Государственного концерна "Укрспирт" к ГП "Укрспирт", а также тех, что имеют инвестиционный потенциал по результатам технического аудита и рыночной оценки активов всех производственных площадок; усилить государственный контроль за производством и оборотом спирта на основе внедрения электронных средств учета и контроля; провести оздоровление ГП "Укрспирт", что будет предусматривать решение обязательства проблемы кредиторской задолженности, расширение ассортимента продукции, вывода предприятия на международные рынки пищевого спирта, биоэтанола и технических веществ, учитывая сложившиеся предприятием в течение последних лет тенденции обновления основных средств и наращивания экспорта продукции.

Этот этап должен завершиться корпоратизацией ГП "Укрспирт" и привлечением частных инвестиций в его развитие.

Этап 2. Демонополизация отрасли и приватизация ГП "Укрспирт"

Задача демонополизации отрасли решается принятием президентского Закона № 2300 "О внесении изменений в Закон Украины "О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и топлива" по либерализации деятельности в сфере производства и оборота спирта этилового", а также ликвидацией запрета на импорт спирта частными предприятиями.

В то же время заблаговременная либерализация отрасли в соответствии с Законом № 2300 создает дополнительные риски для функционирования ГП "Укрспирт" и других государственных предприятий. В частности, развитие спиртовых производств производителями водки будет способствовать обесценению активов работающих производственных площадок ГП "Укрспирт" и низким бюджетным поступлениям от его дальнейшей приватизации, банкротству и прекращению деятельности большинства государственных предприятий отрасли. Кроме того, при отсутствии надлежащего государственного контроля за производством и реализацией пищевого спирта, надежда на детенизацию отрасли лишь в результате принятия этого Закона является напрасной.

Приватизация ГП "Укрспирт" является ключевой составляющей реформирования спиртовой отрасли и должна осуществляться с учетом внутренних проблем функционирования предприятия и системных проблем всей спиртовой промышленности. Текущая правительственная оценка потенциальных бюджетных поступлений от приватизации ГП "Укрспирт" на уровне 5,0-6,0 млрд грн, учитывая показатели выручки (1,8 млрд грн), общей рентабельности (1,6%), балансовой стоимости предприятия (151,3 млн грн), текущих расходов на содержание неработающих производственных площадок, а также кредиторской задолженности предприятия, представляется слишком оптимистичной.

Указанный выше подход к реформированию спиртовой отрасли Украины позволит:

  • постепенно уменьшить теневое обращение спирта и нарастить налоговые поступления в бюджет от акцизного налога и НДС;
  • привлечет частные инвестиции в техническое переоснащение отрасли и развитие производства новых видов продукции;
  • снизить себестоимость производства этилового спирта;
  • существенно нарастить объемы экспорта спирта и спиртосодержащей продукции;
  • будет способствовать развитию смежных отраслей производства (сельскохозяйственное производство, производство стеклотары и т. п);
  • улучшит показатели деятельности ГП "Укрспирт", что позволит государству выручить существенно большую сумму от его дальнейшей приватизации.

Евгений Черевиков

Додайте ZIK.UA в обрані джерела Додати в обрані Google News

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.