Новости » Политика Читати новину українською

Силовой "оркестр" без Трубы: Кому выгодно убрать главу ГБР?

Антонина Славицкая
Антонина Славицкая

Юрист, народный депутат IX созыва, парламентский комитет по вопросам антикоррупционной политики

Прослушивание главы ГБР Романа Трубы свидетельствует о двух очевидных вещах.

Первая: есть прицел на разрушение работы Государственного бюро расследований.

Второе: никакой борьбой с коррупцией нынешняя власть на самом деле не занята.

Она занята укреплением собственной вертикали и построением таких силовых кластеров, которые бы безоговорочно служили ее потребностям. Без лишних вопросов и нареканий. Конечно, это не будет способствовать росту авторитета Украины в мире. Но имиджевые потери – это, если честно, последнее, что волнует в данной ситуации. Почему? Потому, что ситуация в целом складывается довольно угрожающая.

Разберем все с начала. Как известно, Верховная Рада рассматривает во втором чтении законопроект о реформировании ГБР. Одной из поправок к нему предусматривается, что директора бюро и его заместителей уволят сразу после вступления в силу этого закона, а именно - в январе 2020 года, а сам государственный орган существенно ужесточат. Госбюро будет находиться под руководством одного человека, подотчетного только президенту Украины. Это будет главная следственная структура страны.

Очень мощная структура, стоит добавить. По масштабу влияния ее не перевесят ни СБУ, ни ГПУ. Потому что Служба безопасности выполняет весьма специфические функции, а Генпрокуратура усилиями нынешней власти и благодаря реформаторским способностям генпрокурора Рябошапки фактически развалена. К тому же функции следствия переходят от СБУ и прокуратуры именно в ГБР. Излишне говорить, какой вес приобретает личность руководителя Госбюро.

Сейчас на эту должность претендует и действующий председатель ГБР. Обнародованные записи бьют по его репутации и ставят под сомнение переназначение. При этом ГБР осуществляет расследование как преступлений предыдущей власти, так и тех, которые касаются интересов ныне действующей. Могла ли эта самая власть и "заказать" Трубу?

Теоретически да. Например, через контролируемую ею Службу безопасности. Ведь для организации прослушивания подобного рода нужен высокий технический уровень. Это вам не диктофон майора Мельниченко под диваном Кучмы, в который, собственно, никто не верил и в 2000-ом.

Такой сценарий является крайне негативным. И позорным – если интересам лиц, приближенных к экс-владельцам ПриватБанка, или же нереализованным амбициям одного министра отдают на растерзание главу ГБР. Однако третья возможная версия относительно того, почему устраняют Трубу, еще хуже.

Дело в том, что таким образом западные "друзья" Украины могут пытаться защитить пятого президента Порошенко. Собственно, его приятель Александр Квасьневский прямо предостерег Владимира Зеленского от попыток привлечь предшественника к ответственности. Зеленский не прислушался к настойчивым советам. Прямые императивы Запада не помогли, и дела Порошенко таки расследуются. Как раз тем самым ГБР.

Что в такой ситуации важно сделать Западу? Как минимум – убрать чиновника, который не дает делам "рассыпаться". Как максимум – парализовать всю работу Госбюро. В американских и других "обкомах" очень хотели бы превратить ГБР в аналог НАБУ, которое управляется из-за рубежа, что, собственно, ни для кого не является секретом.

И это не голословные утверждения, а выводы, сделанные после выступления Святослава Вакарчука на рассмотрении законопроекта относительно ГБР, который предшествует вынесению документа на второе чтение. Лидер "Голоса" прямо указал на то, что иностранные эксперты должны контролировать отбор головы ГБР.

Я понимаю, что этого очень хотелось бы финансисту Джорджу Соросу, который и поддерживает нашего знаменитого певца в его политических потугах. Поддерживает и содержит – так будет точнее. Но могут ли быть допущены иностранцы к процессу назначения главы Госбюро? Этот вопрос можно рассматривать в трех плоскостях – юридической, практической и моральной.

Что касается двух последних, то неужели Украину ничему не научил опыт с приглашением на наши просторы иностранных суперспециалистов, которых нанимал Порошенко? От их деятельности (а многие ее просто не завершили) не было никакой пользы – это если говорить о практической стороне дел. А преференции для зарубежного десанта существенно подорвали веру украинцев в свои силы и возможности – это моральные или психологические последствия. Но и первое, и второе – второстепенные моменты, если рассматривать ситуацию в контексте того, что говорит по этому поводу Конституция.

А она (в статье 38-й) говорит о том, что именно граждане Украины имеют право участвовать в управлении государственными делами. Мы не говорим о национальности – Украина является многонациональным государством, – мы говорим лишь о гражданстве. Народ осуществляет власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления, говорится в статье 5-й Конституции. Но это народ Украины, а не зайды-заробитчане или грантодатели из международных структур.

Существует и объяснение Конституционного Суда от 2005 года по поводу того, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ". Это надо понимать так, что в Украине вся власть принадлежит народу. Власть народа является первичной, единственной и неотчуждаемой и осуществляется народом путем свободного волеизъявления через выборы, референдум и другие формы непосредственной демократии в порядке, определенном Конституцией и законами Украины.

Где здесь хоть слово о том, что эту власть – в угоду политической конъюнктуре или иностранным кураторам – можно сдавать в долгосрочную аренду заинтересованным лицам из-за границы? Я таких слов в цитируемых положениях не вижу.

Таким образом, попытки отдельных политических сил внедрить модель конкурсной комиссии по отбору главы ГБР, в которой были бы представлены иностранцы (то есть так называемые "международные эксперты") с правом вето, является просто неконституционным. Потому что наш Основной Закон не предусматривает передачу суверенитета Украины, грубо говоря, "на сторону". Даже строго запрещает это.

А на суверенитет Украины и правда совершают покушение. Причем покушение "многопрофильное". И с помощью попытки отстранить чиновника, который "бьет" в интересах прозападного Порошенко, и с помощью формирования определенной законодательной базы, которая бы разрешила инвазию иностранцев в работу наших антикоррупционных и других государственных органов.

В чьих интересах осуществляются подобные попытки – очевидно. Но в украинских интересах их остановить. Так чья же заинтересованность перевесит?

Антонина Славицкая

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Loading...