Дело – "труба": Аудиозапись в кабинете руководителя ГБР и другие громкие скандалы с участием украинских чиновников


Очередной скандал – прослушивание кабинета директора ГБР – указал на возможное влияние Офиса президента и ГПУ на проведение расследований
Эпоха "договорняков", вероятно, не закончилась, а, наоборот, набирает обороты – об этом может свидетельствовать аудиозапись, сделанная в кабинете директора ГБР Романа Трубы. Однако фигуранты скандала заявляют о монтаже записи, а президент обещает разобраться.
Рассказываем подробнее, все, что известно об аудиозаписи вероятного давления власти на ГБР в вопросе расследований.
Подковерные интриги новой власти
Накануне была обнародована информация о возможном давлении Генпрокуратуры и Офиса президента на директора Госбюро расследований – речь идет о записи разговора двух людей с голосами как у директора ГБР Романа Трубы и начальника его патронатной службы Александра Удовиченко, опубликованной на Telegram-канале "Трубу прорвало". По словам автора публикации, данная беседа состоялась 13 сентября 2019 года.
Отмечалось, что сначала Труба якобы получил от "Руслана" (вероятно генпрокурора Руслана Рябошапки, - ред.) информацию о необходимости остановить обыски в Днепровском горсовете. После этого Удовиченко набрал следователя и спросил, не проводятся ли обыски.
Затем Трубе на телефон пришло сообщение.
Труба: Ну, что я говорил. Пока есть МВФ, не трогать "Приватбанк" и НБУ.
Удовиченко: Это кто написал?
Труба: Б. А. Й. (Богдан Андрей Иосифович. - Ред.).
Кроме этого, Богдан вероятно обсуждал с Трубой дело бывшего президента Петра Порошенко. По словам автора публикации, данная беседа состоялась 17 июля. Директор ГБР в разговоре заверил Богдана, что дело экс-президента – приоритетное.
Сам глава ГБР обнародованные аудиозаписи из его кабинета назвал фейком и отметил, что не планирует подавать в отставку. "Это фейк и провокация. Они меня не сломали",- сказал Труба.
Однако дыма без огня не бывает – 21 сентября в кабинете директора ГБР обнаружили аппарат для прослушки. Устройство нашли в вентиляционной системе во время проветривания помещения – было возбуждено уголовное дело.
Позиция генпрокурора и Зеленского
Генеральный прокурор Украины Руслан Рябошапка сообщил, что есть уголовное производство, которое исследует законность различных записей и так называемых сливов в социальные сети.
По аудиозаписи якобы из кабинета директора ГБР, генпрокурор отметил: "Давайте сначала поймем насколько эти аудиозаписи являются аутентичными, так как в современном мире и при современном развитии технологий очевидно, что скомпилировать можно все что угодно. Насколько я знаю, есть уголовное производство, которое в целом уже открыто, и которое связано с исследованием законности проведения таких записей. Здесь есть несколько составляющих, несколько нюансов и они между собой связаны. Их нужно будет соединить и тогда мы сможем сделать выводы".
Президент Украины Владимир Зеленский, в свою очередь, сообщил о необходимости разобраться в деле. "Сначала я прочитал, была "прослушка" у Трубы в ГБР, а потом прочитал, что Труба опроверг это, сказал, что это "фейки". Завтра будем разбираться", - сказал он на брифинге в среду ночью в Очакове после осмотра возвращенных кораблей РФ, пишет "Интерфакс-Украина".
По словам Зеленского, сейчас выходит много "фейков", он также напомнил о той информации, которую обнародовали о нем во время президентской кампании.
Реакция политикума на аудиоскандал
Политики и общественные деятели убеждены, что такие скандалы подрывают доверие к власти и несут угрозу для будущего страны.
Народный депутат Святослав Вакарчук задался вопросом - "для чего мы создали столько новых, влиятельных правоохранительных структур: НАБУ, ГБР, САП? Для чего реформировали ГПУ и хотим реформировать СБУ?".
По его словам, эти структуры должны быть сильными и независимыми. "Но с начала работы Рады мы наблюдаем, как президентская команда стремится поставить правоохранителей под контроль. Кого-то через бюджет. Кого-то через пересмотр полномочий в законе. Кого-то через назначение в ручном режиме вместо независимых конкурсов", - написал он в Facebook.
Вакарчук отметил, что сейчас критический момент для власти - она должна показать, что строит сильные институты. "Если руководители теряют доверие – должны уходить в отставку. Если есть подозрение в преступных действиях – должно быть расследование. Мы все должны доверять правоохранителям. Но это доверие они должны заслужить и аргументировать каждый день", - убежден политик.
Экс-нардеп Борислав Береза отметил, что до этого времени не видел такого количества информационных вбросов, прослушиваний. По его словам это свидетельствует о борьбе за влияние, власть и ресурсы.
"Борются друг с другом разные группы влияния в украинской политике и сами политические проекты, борются олигархи и местные феодалы, борются МВД с СБУ, ГПУ с ГБР, а НАБУ с САП. Даже внутри ОП идет борьба разных кланов и групп. Но там не идет война идеологий. В ОП борются за влияние на президента и за то, кто оседлает потоки. Чем ближе к президенту, тем наглее поведение и больше ставка", - он разместил свое сообщение в Facebook.
Он убежден, что "это крайне опасно для государственности и для будущего Украины".
Народный депутат Алексей Гончаренко сообщил в Facebook, что "написал заявление в Генпрокуратуру и Национальное антикоррупционное бюро относительно вмешательства Зеленского, Рябошапки и Богдана в деятельность главы ГБР Романа Трубы".
О том, что скандалы могут быть методом передела сфер влияния, рассказал политолог Алексей Якубин. По его словам, правоохранители не спешат проверять такие сведения. "Правоохранительные органы, возможно, боятся влезать в эти истории, потому что видят, что здесь происходит какая-то такая внутривидовая, грубо говоря, борьба. То есть между различными группами влияния, которые используют телеграм-каналы с целью таких информационных "сливов" против своих конкурентов", – отметил Якубин.
По его словам, "даже "Слуга народа" должна быть заинтересована в том, чтобы политически, если это подтвердится, быть подальше от тех людей, которые были причастны к этим скандалам, к этим записям".
Какие скандалы были ранее
Один из самых значительных скандалов был во времена президентства Леонида Кучмы. Дело о "кассетах Мельниченко" расследовалось более 10-ти лет. Бывший президент якобы просил "разобраться" с неудобным журналистом Георгием Гонгадзе.
Этот скандал едва не стоил президентства Кучме, и навсегда связал его с убийством журналиста. Однако точка в деле еще не поставлена.
Ситуации с прослушкой высокопоставленных лиц происходят постоянно, реже в медиапространстве повляется информация – о чем именно договаривались чиновники.
Только за 2019 год появилась информация о прослушивании служебного кабинета заместителя генерального прокурора Украины Анжелы Стрижевской. Там были обнаружены соответствующие устройства в августе.
В сентябре обнаружили прослушивающие устройства в кабинете директора ГБР, и еще в одном. Однако руководитель бюро не сообщил, у кого именно.
Появилась информация и о прослушивании рабочего места руководителя СБУ Ивана Баканова, пишет Uaportal. И эти и подобные скандалы закончились ничем.
О разного рода "договорняках", "крышевании" и другие подковерных играх новой власти говорят и скандалы с перепиской нардепов и руководителей силовых структур – переписка Тищенко, Гончарука.