Aнонси

все анонсы

Анбандлинг в Украине: Что это такое и как поможет в противостоянии с российским "Газпромом"

1 января 2020 года в Украине закончится контракт с "Газпромом" и начнется газотранспортная реформа - анбандлинг

Анбандлинг в Украине: Что это такое и как поможет в противостоянии с российским "Газпромом"
ФотоZIK

До конца текущего года в нашей стране должна завершиться подготовка к анбандлингу – отделению газотранспортной системы Украины от управления "Нафтогаза".

Рассказываем все, что об этом известно сейчас, а также какие положительные изменения должен принести анбандлинг "Нафтогаза" в украинскую экономику.

Что такое анбандлинг?

В общем понимании анбандлинг (с англ. unbundling) – это добровольное разделение крупных промышленных предприятий на несколько меньших, более компактных, мобильных и самостоятельных структур.

Поэтому в случае с "Нафтогазом" анбандлинг – это отделение деятельности по транспортировке природного газа (деятельности оператора ГТС) от добычи и поставки природного газа и электрической энергии.

Это означает, что одна и та же личность(и) не имеют права осуществлять прямой или косвенный контроль над предприятием по производству или поставке и в то же время осуществлять прямой или опосредованный контроль или любое право над оператором газотранспортной системы или газотранспортной системой, или наоборот.

История вопроса

Еще в 2014 году компании "Ernst&Young" и "Rothschild Group" предоставили Украине рекомендации по реструктуризации и оптимизации активов "Нафтогаза". В том же году начал предоставление своих рекомендаций и Всемирный банк, однако из-за недостаточной осведомленности консультантов организации в экономике Украины эта работа не принесла результатов.

В марте 2014 года Кабинет министров Украины определил, что Секретариат Энергетического сообщества будет иметь решающий голос в определении плана анбандлинга.

Секретариат Энергетического сообщества (СЭС) – это структурное подразделение международной организации Энергетическое сообщество, целью которой является расширение энергетического рынка Европейского Союза на страны Юго-Восточной Европы и другие.

В апреле 2015 года в Украине принят Закон "О рынке природного газа", который предусматривает две модели отделения оператора ГТС – модель полного отделения имущества, или OU (full ownership unbundling), и модель создания независимого самостоятельного оператора ГТС, или ISO (Independent System Operator). Согласно принятому закону, процесс отделения оператора ГТС должен был завершиться к 1 июня 2016 года.

В июне этого же года компания "McKinsey&Company" осуществила всесторонний анализ вариантов отделения, а также мировых практик и рекомендаций. И уже в октябре "Нафтогаз" разработал план отделения оператора ГТС и предоставил его на рассмотрение международным партнерам.

Позже своим постановлением №800 от 09.11.2016 правительство Кабинет министров принял решение о создании ПАО "Магистральные газопроводы Украины".

После того, как был сформирован и начал работать наблюдательный совет АО "Магистральные газопроводы Украины" (МГУ), между ним и наблюдательным советом НАК "Нафтогаз Украины" 24 июля 2018 года был подписан Меморандум о взаимопонимании относительно отделения оператора ГТС (анбандлинга).

Также  с целью ускорения процесса отделения оператора ГТС НАК "Нафтогаз Украины" привлек международную консалтинговую компанию "PricewaterhouseCoopers" (PWC), которая помогает реализовывать правительственный проект.

Как это будет выглядеть в Украине?

В настоящее время 100% акций группы компаний НАК "Нафтогаз Украины" принадлежит государству в лице Кабинета министров. В свою очередь, "Укрстрансгаз" является дочерним предприятием "Нафтогаза" и осуществляет функции оператора газотранспортной системы (ГТС) и оператора подземного хранилища газа (ПХГ).

Секретариат Энергетического сообщества предлагал такой вариант реструктуризации группы "Нафтогаза": оператор ГТС постепенно переводится в отдельное структурное подразделение и начинает осуществлять в первую очередь новые функции, а впоследствии происходит полная передача газотранспортных активов и функций новому оператору ГТС.

Со своей стороны вновь созданный отдельный оператор ГТС избирает в качестве своего топ-менеджмента наблюдательный совет, который будет состоять из полностью независимых директоров, а другие управленцы должны выбираться из числа профессионалов.

В 2018 году наблюдательные советы компаний "Магистральные газопроводы Украины" и "Нафтогаз" совместно приняли Дорожную карту проекта отделения оператору ГТС.

Позже, в мае 2019 года Кабинет министров утвердил модель анбандлинга, по которой "Нафтогаз" будет осуществлять отделение оператора ГТС. Украинское правительство остановилось на принципе OU (модель полного отделения имущества).

Согласно Дорожной карты в течение 2018-2020 годов должны быть выполнены следующие шаги:

2019 год: происходит расширение оператора ГТС – филиала "Нафтогаза"; начинается процесс создания новой компании, вся текущая работа и персонал переходит к ней; запускается процедура сертификации новой компании; разрабатывается сделка купли-продажи между ПАО "Магистральные газопроводы Украины" и "Укртрансгазом".

2020 год: окончание действующего контракта с российским "Газпромом" (1 января); отделенный оператор ГТС в качестве новообразованной компании передается ПАО "Магистральные газопроводы Украины" и начинается работа независимого оператора ГТС.

Однако в "Нафтогазе" считают, что более успешным в данном случае будет принцип ISO (создание независимого самостоятельного оператора ГТС на правах концессии), ведь позволяет в частности сохранить за государством право обладать газотранспортной системой и защитить интересы страны во время второго арбитража в Стокгольме, где Украина надеется получить от "Газпрома" компенсацию в размере 14,8 млрд долларов.

Для чего это нужно?

Первой и самой главной причиной начала процесса анбандлинга в "Нафтогазе" является дальнейшее недопущение возможности для совершения чиновниками коррупционных действий и уничтожения любых коррупционных мотивов.

После того, как анбандлинг будет полностью внедрен, контроль над транспортировкой газа магистральными путями, который полностью держал "Нафтогаз", переходит в полном объеме к независимой отдельной организации, поэтому процесс транспортировки газа значительно упростится.

Новый оператор ГТС должен получить независимость не только от "Нафтогаза", но и от других потенциальных сфер влияния, например, поставщиков и органов государственной власти.

Закон "О рынке природного газа" предусматривает, что до 49% активов нового оператора ГТС может принадлежать иностранным представителям, что должно обеспечить доверие и распространение возможностей по сотрудничеству с международным сообществом.

Другой важной причиной введения отдельного оператора ГТС является то, что с момента его создания "Нафтогаз", а в целом и Украина, больше не будет нести полную ответственность за все, что влияет на транспортировку газа через магистральные пути.

Почему это важно? Приведем главный и единственный пример: российские провокации, а именно действия "Газпрома", которые в последние годы всячески пытаются получить законные основания заставить Украину принять "Северный поток – 2", больше не будут иметь никакого веса.

Напомним, что в течение прошлого года Россия осуществила как минимум провокацию с транспортировкой своего газа в ЕС. В одном случае РФ отказалась поставлять в Украину газ, за который наша страна осуществила предоплату, мотивируя это непогашенной задолженностью, ожидая, что "Нафтогаз" начнет использовать на внутренние нужды транзитный российский газ, который предназначался для транспортировки в Европу. Если бы так случилось, Украина нарушила условия контракта, а Россия получила бы возможности для продвижения в вопросе строительства "Северного потока – 2".

Однако с другой стороны, отделение "Укртрансгаза", который сейчас осуществляет функции оператора ГТС, означает нарушение действующего контракта с "Газпромом". Объем доходов от этой сделки составляет 3% от украинского ВВП, а преждевременное расторжение этого контракта, который, кстати, истекает 1 января 2020 года, будет означать потерю Украиной около 3 миллиардов долларов доходов от транзита российского газа. Именно поэтому окончательное отделение оператора газотранспортной системы запланировано в нашей стране не раньше чем в следующем году.

ФотоПикабу

На каком этапе сейчас находится реформа?

По состоянию на конец августа 2019 года реализация анбандлинга в Украине происходит по таким направлениям:

1) Отделение филиала "Оператор подземных газохранилищ Украины" (ПХГ) завершено на 80%.

2) Расширение филиала "Оператор ГТС" завершено на 70%.

3) Решение юридических вопросов отделения "Оператора ГТС" завершено наполовину.

В начале октября этого года глава правления "Нафтогаза" Андрей Коболев заявил, что все подготовительные мероприятия к анбандлингу компания планирует завершить до конца ноября.

По его словам, в новую компанию уже переведен весь персонал, переданы все необходимые для деятельности активы и информационные системы.

Еще одним шагом на пути газотранспортной реформы стал переход управления ПАО "Магистральные газопроводы Украины" от Министерства энергетики и защиты окружающей среды в Министерство финансов Украины.

Напомним, что с 1 января газотранспортная система Украины полностью перейдет из-под контроля "Нафтогаза" к частному акционерному обществу "Магистральные газопроводы Украины", что должно принести позитивные изменения не только в области ГТС, но и украинскую экономику в целом.

ФотоKorrespondent

Додайте ZIK.UA в обрані джерела Додати в обрані Google News

*Якщо Ви знайшли помилку в тексті новини, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.

программы канала ZIK

Джокер, скандалы, расследования. Бюджет 2020 - как с этим будут жить украинцы? Рынок земли | Народ против на ZIK
Джокер, скандалы, расследования. Бюджет 2020 - как с этим будут жить украинцы? Рынок земли | Народ против на ZIK Народ против
Рынок земли. Перспективы членства Украины в НАТО | Надо поговорить | 12.11.19
Рынок земли. Перспективы членства Украины в НАТО | Надо поговорить | 12.11.19 Надо поговорить
Марина Ставнийчук, Надежда Савченко и Егор Мыслывець в программе
Марина Ставнийчук, Надежда Савченко и Егор Мыслывець в программе "Каждый из нас президент" Каждый из нас президент
Нестор Шуфрич | Бюджет-2020. Закон о рынке земли | Надо поговорить 14.11.19
Нестор Шуфрич | Бюджет-2020. Закон о рынке земли | Надо поговорить 14.11.19 Надо поговорить
Драки депутатов. Коррупция в Раде. Какая опасность заложена в бюджет? | Народ против | 08.11.2019
Драки депутатов. Коррупция в Раде. Какая опасность заложена в бюджет? | Народ против | 08.11.2019 Народ против
Драка в суде Киева. Рынок земли в Украине. Скандалы с участием
Драка в суде Киева. Рынок земли в Украине. Скандалы с участием "Слуги народа" І Надо поговорить Надо поговорить