Дания разблокировала «Северный поток-2»: Какие это будет иметь последствия для Европы и Украины

Каждая страна заботится о своем благосостоянии с помощью тех инструментов и рычагов, к которым имеет доступ и которыми может распоряжаться. В последние дни Дания стала хрестоматийным примером именно такой страны. 30 октября местное энергетическое агентство выдало российской компании Nord Stream 2 AG разрешение на строительство части газопровода «Северный поток-2» на своей территории. Казалось бы, как это связано с благосостоянием, а главное – при чем здесь Украина? Далее мы попробуем понять, почему Дания так долго сопротивлялась и зачем все же уступила России, и как это скажется на положении Украины не только в энергетическом, но и в политическом контексте.

История «Северного потока-2»

«Северный поток-2» мощностью 55 млрд кубометров газа в год и протяженностью 1200 километров фактически является расширением первого российского «Северного потока». Он протянется от компрессорной станции в Ленинградской области до балтийского побережья Германии. Единственным учредителем и владельцем контрольного пакета акций будущего трубопровода является российский «Газпром».

По большому счету «Поток-2» нужен России для того, чтобы прекратить транзит газа через Украину. Его планируют запустить в начале 2020 года. Так Россия будет поставлять газ в Европу в обход транзитных стран – Украины, Беларуси и Польши.

Партнерами в строительстве потока являются Германия, Австрия, Франция, Великобритания и Нидерланды. Собственно, все эти страны будут получать газ именно по Северному потоку-2. Так что России не пришлось ни уговаривать их, ни просить предоставить разрешение на строительство второго «Потока».

По состоянию на 30 октября 2019 года «Северный поток-2» почти готов, оставался лишь недостроенный отрезок трубопровода с датской стороны. Теперь, имея на руках разрешение, Россия справится за полтора месяца – к январю 2020 года, как и планировалось.

Договорились со всей Европой... почти

Собственно, трубопровод прямо или косвенно «задевает» территорию нескольких европейских стран: Германии, Швеции, Финляндии и Дании. 31 января 2018 года Германия, будучи партнером, конечно, разрешила строительство и эксплуатацию в своих водах (с выходом на сушу в Лубмине) российского трубопровода.

Вслед за Германией согласилась и Финляндия – в апреле 2018 года, а в июне – Швеция. Проблем не было до тех пор, пока Россия не начала обсуждать «Северный поток-2» с Данией. Эта скандинавская страна оказалась не такой сговорчивой, как ее соседи.

Изменчивое отношение Дании к «Северному потоку-2»

По плану России, второй трубопровод должен простираться от побережья РФ через Балтийское море до Германии. Часть Балтийских вод – это территория Дании, которая выступила против того, чтобы Россия «заходила» в ее территориальные воды, пусть даже у побережья. Кстати, до 30 октября Дания была последней страной, которая категорически не соглашалась со строительством российского газопровода на своей территории. Она даже приняла закон, согласно которому строительство российского газопровода в территориальных водах страны запрещено из-за угрозы национальной безопасности.

Строительство со стороны Германии началось в мае 2018 года. Россия была уверена – когда трубопровод достроят до датского побережья, Данию удастся уговорить. Так и произошло. Дания, как и ожидалось, не смогла выдержать противостояние с РФ и изменила свою позицию. 30 октября датское энергетическое агентство опубликовало документ, который позволяет компании Nord Stream 2 AG строить часть газопровода на континентальном шельфе Дании.

Разрешение выдано в соответствии с Законом о континентальном шельфе и на основе обязательств Дании по Конвенции ООН по морскому праву. Он распространяется на возведение трубопровода на континентальном шельфе к юго-востоку от Борнхольма в Балтийском море. Конечно, в России поспешили приветствовать решение Дании и отметили, что довольны им.

Позиция Украины после заявления Дании

30 октября в НАК «Нафтогаз Украины» отметили, что Дания была вынуждена разблокировать строительство российского газопровода», потому что не имела аргументов, которые бы оправдали ее запрет.

«С тех пор, как Польша и Дания согласовали между собой морскую границу, южнее датского Борнхольма появилась эксклюзивная экономическая зона. Заблокировать разрешение здесь можно при очень ограниченном перечне причин, которые не нашла, например, Швеция ранее. Было понятно, что рано или поздно разрешение в этих водах Дании придется выдать», - говорится в сообщении пресс-службы НАК «Нафтогаз».

При этом «Нафтогаз» поблагодарил Данию за ее позицию, которая максимально оттянула достройку «Северного потока-2».

В то же время президент Украины Владимир Зеленский заявил, что Украина была готова к решению Дании относительно «Северного потока-2». По словам главы государства, строительство российского трубопровода является вопросом не только энергетической безопасности, но и геополитическим вопросом.

«Это усиливает Россию и ослабляет Европу. Моя точка зрения, и не только моя, нашего правительства, мы понимали, что так может произойти. Если бы это зависело только от меня, то Дания бы тогда не подтвердила», - сказал Зеленский.

В свою очередь глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев отметил, что в компании ожидали такого датского решения в течение осени.

«Принципиальная позиция Дании задержала проект на некоторое время, но геополитическое оружие невозможно остановить инструментами, которые регулируют исключительно торговые отношения. Еще более важным становится завершение реформы рынка газа и полное внедрение европейского энергетического законодательства в Украине. Это законодательство будет защищать нас так же, как защищает потребителей Евросоюза», - сказал Коболев.

А первый заместитель государственного секретаря США Джон Салливан сказал, что США будут помогать Украине с остановкой строительства газопровода «Северный поток-2». Однако это вряд ли реально.

Последствия датской уступки для Украины

Собственно, Дания как таковая никоим образом не повлияла на Украину и энергетическую отрасль. Однако именно ее согласие стало финальной точкой, которую поставит Россия в своем желании жестко давить на Украину. Конечно, РФ отрицает любую политическую составляющую строительства газопровода. Но запуск нового газопровода столкнет нашу страну с беспрецедентными вызовами – как экономическими, так и политическими. Итак, какими для Украины могут быть последствия старта прокачки газа через «Северный поток-2»?

  • Невыгодность нового «газового» соглашения. Россия будет иметь дополнительный, уже рабочий, газопровод, который усилит ее позиции на трехсторонних переговорах с Украиной и ЕС относительно будущего газового соглашения. РФ сможет диктовать свои бескомпромиссные условия и Европе, и нам в отношении транзита газа через Украину или в обход нее.
  • Неоправданно дорогой газ. Новый газопровод сделает невозможным так называемый виртуальный реверс газа, по которому Украина получала голубое топливо по сути от «Газпрома», оформляя это как импорт топлива из Европы и не прокачивая его в обход самой себя. Отсутствие такого «реверса» означает подорожание газа для украинских промышленных потребителей. На самом деле Украина и сейчас покупает газ на восточной границе, якобы избегая прямых поставок из РФ, тогда как это российский газ, который преодолевает путь через Польшу, Словакию, Венгрию, и технически принадлежит этим странам. Если после запуска «Потока-2» прямая прокачка через Украину прекратится, мы фактически будем платить за услуги транзита Польши, Словакии или Венгрии. Так, при увеличении транзитного маршрута на 3000 км (обход Украины) стоимость 1000 кубометров газа для Украины вырастет на $200.
  • Испорченная украинская ГТС и снижение ВВП. Украина получала от России деньги за услуги транспортировки ($3 млрд ежегодно – 2,3% ВВП Украины) и на них ремонтировала и поддерживала работу трубопровода. Следовательно, отсутствие доходов фактически будет означать убытки для Украины. Дело в том, что по состоянию на 2019 год украинская ГТС находится в критическом состоянии износа. И в дальнейшем без достаточного количества газа внутри трубопровод, рассчитанный на 120 млрд кубометров, не выполняя своих прямых функций, будет изнашиваться. Украина же в свою очередь не будет иметь свободных денег, чтобы регулярно ремонтировать свой трубопровод. Неисправности будут накапливаться в геометрической прогрессии, что может привести к полной остановке транзитной функциональности украинской ГТС. Поэтому или трубопровод испортится полностью, или Украина «будет вытягивать» из госбюджета деньги на его ремонт, жертвуя более насущными государственными потребностями.
  • Российский шантаж. РФ может использовать «Северный поток-2» как рычаг влияния на Украину. Так, россияне могут прекратить поставки газа в Украину, при этом не прекращая его транзит в Европу. А Украину обяжут выплатить как старые долги за газ ($1,7 млрд), так и по евробондам ($3 млрд).

Вместо заключения

Рано говорить об энергетической изоляции Украины из-за запуска «Северного потока-2». Но он все же влияет на дальнейшее положение Украины в Европе. На самом деле нынешняя европейская поддержка нашей страны в большей степени связана с собственными интересами Евросоюза, в данном случае – с газоснабжением в Европу. Если Украину лишат статуса государства-экспортера, ее энергетические проблемы станут только ее проблемами и больше ничьими, потеряв ключевое значение и беспокойство у стран ЕС. А совместные газовые дела «сдружат» ЕС и Россию, которая будет манипулировать евросообществом и в конце концов может добиться полного снятия с себя санкций.

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.



Loading...