Новости » Политика 19 сентября, 2019, 15:23 блоги
Законопроект о Киеве: Власть в столице перейдет от киевлян к президенту?
Украинское независимое общественно-политическое и аналитическое интернет-издание
Фото:apostrophe.ua
Фото:apostrophe.ua

Досрочные выборы 8 декабря, ослабленное и размазанное по городским районам самоуправление и всевластный глава КГГА, который не избирается киевлянами, а назначается президентом и может отменить любой акт самоуправления. Такая модель управления столицей предусмотрена законопроєктом правящей партии, зарегистрированным в парламенте.

Оригинал на сайте Тексти.org.ua

«Кто владеет Парижем, тот владеет Францией». Эту фразу, которую приписывают Наполеону Бонапарту, можно применить и к другим странам и столицам, особенно, если столица является одновременно крупнейшим и самым важным городом страны. Любая власть и оппозиция в Украине всегда стремились получить контроль над Киевом. Ведь Киев – это город с наибольшим в Украине местным бюджетом, самой дорогой землей и недвижимостью. Город, где расположены органы центральной власти. В конце концов, город, жители которого время от времени имеют привычку выходить на Майдан и свергать тех правителей, которые изменяют интересам Украины.

Стремление центральной власти править Киевом привело к парадоксальной ситуации, когда самый большой украинский город не имеет полноценного местного самоуправления, привычного для остальных городов Украины.

Во всех украинских городах именно выборные органы самоуправления имеют всю полноту власти. Жители города избирают на прямых выборах депутатов горсовета и городского главу. Рада по представлению главы города формирует исполнительный комитет, который и руководит городом. И только в Киеве, который является городом и регионом одновременно, существует Киевская городская государственная администрация (КГГА), глава которой, подобно председателям областных госадминистраций, назначается президентом. Это определено Конституцией Украины, авторы которой, понимая, что существование самоуправления и КГГА в одном городе сложно совместить, записали в Основном Законе, что особенности местного самоуправления и госадминистраций в Киеве определяются отдельным законом. От того, что записано в этом законе, зависит баланс полномочий избранной киевлянами и назначенной сверху власти, и в целом – модель управления и развитие города.

Как управляется Киев сейчас?

Нынешняя модель управления Киевом определяется законом 1999 года «О столице Украины – городе-герое Киев» с изменениями, последние из которых были внесены в 2010 году.

 

Согласно этому закону, «исполнительным органом Киевского городского совета является Киевская городская государственная администрация, которая параллельно выполняет функции государственной исполнительной власти, что является особенностью осуществления исполнительной власти в городе Киев». Киевляне выбирают депутатов горсовета и городского главу, и именно избранный городской глава возглавляет КГГА.

Конец спорам о том, может ли президент назначить на должность главы КГГА другое лицо, а не избранного киевлянами мэра, положило решение Конституционного Суда от 25 декабря 2003 года.

Ключевые пункты этого решения стоит процитировать полностью:

«1.1. Киевская городская государственная администрация является единственным в организационном отношении органом, который выполняет функции исполнительного органа Киевского городского совета и параллельно функции местного органа исполнительной власти. По вопросам, отнесенным к ведению местного самоуправления, этот орган подотчетен и подконтролен Киевскому городскому совету, а по вопросам осуществления полномочий в сфере исполнительной власти - Кабинета Министров Украины.

1.2. Киевскую городскую государственную администрацию должно возглавлять только лицо, избранное Киевским городским главой, которое Президентом Украины назначается председателем Киевской городской государственной администрации. Как председатель Киевской городской государственной администрации, Киевский городской глава по вопросам осуществления исполнительной власти является ответственным перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины, подотчетным и подконтрольным Кабинету Министров Украины».

Именно избранные киевлянами городские главы – Омельченко, Черновецкий и Кличко – и возглавляли до сих пор КГГА на основании этого решения и закона о столице. Правда, Виктор Янукович вопреки решению КС в 2010 году назначил председателем КГГА Александра Попова, тогда как городским главой оставался Леонид Черновецкий. А после отставки последнего в 2012 году город и вовсе остался без городского главы, и такая ситуация продолжалась вплоть до победы Революции Достоинства и избрания мэром Виталия Кличко. Который и был в соответствии с законом и решением КС назначен президентом на должность главы КГГА.

Другая особенность Киева – районные в городе государственные администрации. Киевсовет, как и советы других городов Украины, сам определяет, создавать ли в районах города райсоветы. Но независимо от того, созданы ли такие советы, исполнительную власть в киевских районах осуществляют районные госадминистрации. Если в районах действуют райсоветы, то председателем РГА президент назначает только главу соответствующего райсовета, избранного на сессии ее депутатами. Если райсоветов – как сейчас – нет, то президент назначает любого кандидата, рекомендованного правительством.

Такая смешанная модель, хотя, и далека от идеала, позволяет центральной власти давать поручения и контролировать деятельность исполнительной власти в столице, городу – хотя бы частично сохранять самоуправления, а горожанам – иметь непосредственное влияние на власть путем выборов.

Что предлагают «слуги народа»?

 

Команда Зеленского не скрывала, что замена Киевского главы Виталия Кличко является одним из приоритетов в установлении ею власти по всей стране. Однако, в отличие от многих людей, которые молчали в ответ на разносы со стороны президента и покорно выполняли незаконные указания «писать заявления» и «уходить», Кличко публично поставил президента и служащих его офиса на место. Более того, он, как председатель Ассоциации городов Украины, выступил в защиту самоуправления не только в Киеве, но и по всей стране, осудив незаконные намерения президента провести немедленные местные выборы по всей Украине. В итоге, от идеи провести всеобщие местные выборы уже в этом году на Банковой отказались, но за Киев взялись с новым рвением.

Осознавая, что Зеленский хочет повторить финт Януковича и незаконно назначить вместо Кличко председателя КГГА, не избранного киевлянами, правительство Гройсмана отказалось поддерживать представление президента об увольнении Кличко с этой должности. Однако сформированное новым парламентом правительство Гончарука эту преграду сняло, направив соответствующее представление на имя Зеленского.

Проблема, однако, значительно глубже, чем желание заменить неконтролируемого Кличко на своего человека. Президент и его партия стремятся вообще уменьшить возможности киевлян управлять собственным городом. Преобразование городского самоуправления в Киеве в фикцию и резкое усиление влияния президента на город – таким является главное содержание зарегистрированного в парламенте законопроекта №2143 о внесении изменений в закон о столице.

Среди 39 депутатов – формальных авторов законопроекта – 36 представляют фракцию «Слуга народа», но среди них – только 3 киевских мажоритарщиков. На первый взгляд это странно, ведь все 13 округов в столице выиграли кандидаты от президентской партии. Однако знакомство с текстом документа делает такую ситуацию понятной – очевидно, депутаты от Киева не захотели подписывать такой проект, или же им даже этого не предлагали. Потому что написать такой текст могут только люди, которые не любят Киев и презирают киевлян.

Авторы проекта демонстрируют это пренебрежение даже в мелочах. Например, выбрасывая из закона упоминание о том, что Киев является «духовным, культурным, историческим, научно-образовательным центром Украины». Или выкидывая из столичных функций города «сохранение и восстановление памятников истории, культуры, религии, архитектуры и градостроительства, заповедных и природных зон и ландшафтов, имеющих национальное значение» или «взаимодействие с Президентом Украины, Верховной Радой Украины и Кабинетом Министров Украины при разработке и осуществлении ими мероприятий, программ и проектов, затрагивающих интересы столицы».

Законопроект отбирает у города право самостоятельно создавать и определять границы районов. Районы Киева, в отличие от районов всех других городов, станут «административно-территориальными единицами, входящими в систему административно-территориального устройства Украины». Причем, перечень районов устанавливается не Киевсоветом, а «Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины по предложению Киевского городского совета». Границы этих районов «утверждаются Кабинетом Министров Украины по предложениям Киевского городского совета, согласованными с районными в городе Киев советами».

То есть, из обычных структур управления городом районы превращаются в какие-то квазигромады, разрушая целостное самоуправление киевской территориальной общины. Полномочия, которые во всех городах являются компетенцией городского самоуправления, в Киеве предлагается передать этим районам. Это и среднее, дошкольное и внешкольное образование, и первичная медицинская помощь, и культура, и социальная помощь, и благоустройство территории, и даже управление коммунальным имуществом (которое неизвестно откуда должно взяться у этих районов, ведь все коммунальное имущество является собственностью территориальной общины Киева). Законодатели хотят отобрать у Киевсовета право создавать или не создавать районные в городе советы, и прямо в законе закрепляют существование этих советов.

Таким образом, под лозунгами «приближения власти к людям» инициаторы законопроекта «размазывают» полномочия городского самоуправления, ослабляя Киевсовет и городского главу. Впрочем, реальной власти не будут иметь ни город, ни районы. Потому что самым влиятельным человеком в Киеве станет председатель КГГА, который назначается на должность и освобождается с должности Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины».

И им ни при каких обстоятельствах не сможет быть избранный киевлянами городской глава. Потому что «должность Председателя Киевской городской государственной администрации является несовместимой с любой другой должностью». И именно этот назначенный президентом руководитель, а не городской глава, как сейчас, как планируется, должен делать следующее:

  • «участвует в решении вопросов относительно проведения в городе Киев мероприятий общегосударственного и/или международного характера»,
  • «может участвовать в заседаниях Кабинета Министров Украины с правом совещательного голоса при рассмотрении вопросов, касающихся города Киев»,
  • «принимает участие в решении вопросов по размещению в городе Киев резиденции главы государства – Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, центральных органов исполнительной власти, других органов государственной власти, официальных представительств иностранных государств и международных организаций в Украине, а также в протокольных мероприятиях, касающихся столичных функций города Киев»,
  • «дает согласие на назначение и увольнение руководителей расположенных в городе Киев государственных предприятий и территориальных органов министерств и других органов исполнительной власти»,
  • «согласовывает вопросы создания, реорганизации, перепрофилировании или ликвидации учреждений, предприятий или организаций общегосударственного значения и/или государственной формы собственности, расположенных на территории города Киев» и т.д.

Но полномочия КГГА и ее главы значительно шире, а главное – они могут легко блокировать любые решения органов самоуправления – как городского, так и районных. Задачами КГГА, согласно законопроекту, является контроль за самоуправлением, управление государственной собственностью в столице, координация территориальных органов исполнительной власти и реализация государственных программ на территории Киева.

Вишенкой на торте является статья 21 законопроекта: «Порядок проверки и опротестования председателем Киевской городской государственной администрации актов местного самоуправления».

Акты органов и должностных лиц местного самоуправления в Киеве «подлежат проверке председателем Киевской городской государственной администрации на предмет их соответствия публичным интересам территориальной общины (!!!), Конституции и/или законам Украины». Еще раз – назначенный сверху чиновник будет оценивать, насколько решения органов и должностных лиц, избранных киевлянами, отвечают интересам этих киевлян. И «может принять решение о приостановлении действия акта местного самоуправления путем выражения протеста (протест) в письменной форме с одновременным обращением в суд».

Более того, «выявление по результатам проверки соответствующих актов недостатков, не соответствующих публичным интересам территориальной общины, Конституции и/или законам Украины, является основанием для обращения председателя Киевской городской государственной администрации в соответствующий орган или к должностному лицу местного самоуправления с требованием о немедленном устранении таких недостатков.

Соответствующий орган или должностное лицо местного самоуправления устраняют нарушения в срок, установленный председателем Киевской городской государственной администрации, который должен быть необходимым и достаточным для устранения недостатков, но не может превышать один месяц.

Требование об устранении недостатков оформляется в письменной или электронной форме».

Таким образом, с помощью обычных писем протеста или даже электронных сообщений, председатель КГГА может блокировать на неопределенное время любые решения Киевсовета, мэра или любого другого органа и должностного лица самоуправления.

«Приостановление действия акта должностного лица органа местного самоуправления влечет одновременное приостановление любых действий, направленных на государственную регистрацию такого акта, а также его реализацию, внедрение, выполнение или осуществление каких-либо, определенных этим актом, полномочий».

Таким способом самоуправление в столице не просто размазывается, а уничтожается. Поскольку все решения, даже такого урезанного в правах самоуправления, потребуют «высочайшего соизволения».

По сути, закон формулирует отношение к Киеву как к вражеской территории, а к киевлянам – как к враждебному населению, для управления которым Банковая назначает своего гауляйтера, который будет вершить судьбы этого города.

Но, конечно, и Киевсовет и должность городского главы «слуги народа» не против захватить, ведь принимать бюджет или выделять участки под застройку должен все-таки городской совет. Или, в крайнем случае, районные (кстати, распределение полномочий между районами и городом в области строительства выписано нечетко, что создает широкие возможности для злоупотреблений со стороны застройщиков).

Поэтому законопроект предусматривает проведение 8 декабря 2019 года выборов Киевского городского совета и городского главы, на которых «слуги» рассчитывают взять остатки городского самоуправления под свой контроль.

Что нужно взамен?

У Киева и киевлян есть полное право на полноценное самоуправление, без всяких районных администраций. Идеальным вариантом является не только изъятие из Конституции упоминаний об КГГА, но и ликвидация всех госадминистраций как явления.

 

Так же смело можно изымать из Конституции упоминание об особенностях самоуправления в столице, записав, что город Киев является городом и одновременно регионом, сочетая права и полномочия как регионов, так и городов. Это значит, что киевляне должны сами решать, нужны им районы, какие и сколько, нужны ли им райсоветы и так далее. Это значит, что киевляне должны избирать городской совет и председателя, который возглавит полноценный горисполком без всяких гауляйтеров над собой.

Конечно, в Киеве, как и в каждом регионе, в случае ликвидации госадминистраций должен появиться префект, который будет следить за соблюдением законов и сможет обжаловать незаконные решения самоуправления. Но такой чиновник не должен иметь полномочий, которыми в законопроекте №2143 наделен председатель КГГА.

К сожалению, в условиях всевластия правящей партии и крайне слабого сопротивления гражданского общества, эти пожелания остаются лишь мечтами.

Богдан Антоненко

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-10-21 23:34 :44