Новости » Политика 17 сентября, 2019, 12:25 блоги
Законопроект о столице Украины: Мэра Киева собираются насильно «децентрализировать»
Игорь Луценко
Редактор и журналист интернет-изданий, общественный деятель движения за сохранение исторической застройки города Киева, экономист по образованию
Фото: Сайт kmr.gov.ua
Фото: Сайт kmr.gov.ua

В Раде зарегистрирован законопроект № 2143 “О столице Украины”, в котором предлагается провести внеочередные выборы мэра города 8 декабря. Банковая считает должность мэра с сильными полномочиями опасной для себя, поэтому предлагает лишить его максимум полномочий.

Об этом пишет на своей странице в Фейсбук Игорь Луценко

Пробежался по свежему законопроекту. Очевидно, что такой большой документ писали не (только) депутаты нынешнего созыва – явно к этому в Офисе президента привлекли специалистов, которые не один год имеют дело с правовым полем местного самоуправления. Итак, первый беглый анализ выявил следующие интересные моменты.

Банковая считает должность мэра с сильными полномочиями опасной для себя, поэтому предлагает лишить его максимум полномочий. Это достигается двумя способами. Во-первых, введением так называемого общего надзора со стороны главы КГГА по решениям всех органов местного самоуправления – от мэра и до исполкомов.

Используется статья 144 Конституции Украины, которая предусматривает, что могут останавливать решения органов местного самоуправления – правда, неизвестно кто, и в перечне исчерпывающих полномочий местных администраций, это в Основном Законе прямо не прописано.

Впрочем, это авторам законопроекта безразлично – и я бы не сказал, что такое равнодушие не обосновано, потому что я пока что не вижу Конституционного суда, который бы был настолько строгим буквоедом, чтобы требовать такой дотошности от законодателей.

Віталій Кличко,Фото з відкритих джерел
Виталий Кличко, Фото из открытых источников

Второе – это «разбазаривание» полномочий мэра, а также Киевсовета, на который тот имеет влияние, и исполкома, который возглавляет мэр, в пользу районных советов и их исполкомов. То есть мэра Киева собираются насильно «децентрализировать».

Впрочем, децентрализация никак не обойдется без центральной власти. Доходит до парадоксов – количество районов, например, будут определять не самими киевлянами, Кабинетом Министров Украины по предложениям Киевского городского совета, согласованными с районными в городе Киеве советами.

Очевидно, что это законсервирует абсолютно бестолковую и нелогичную советскую систему разделения Киева на дюжину районов. Сейчас район является лишним звеном – современные технологии позволяют управлять городом с Крещатика, и не существует в реальности никакой территориальной общины граждан в виде «района», чтобы у нее было ощущение общности.

Есть вариант, разделить Киев минимум на 50 «массивов» – вот в таких территориях есть общность, но этот законопроект такого не предусматривает.

И вообще, для массивов следовало бы прописать другую структуру полномочий местных советов и их исполкомов, немного облегчив их.

Де-факто, такое восстановление райсоветов не приведет к улучшению контроля граждан за местным самоуправлением. Район – структура, не очень близкая к избирателю, и при этом, политическая ответственность районных начальников (депутатов и исполкомов) будет ниже. Потому что по сравнению с депутатами парламента и в меньшей степени – депутатами горсовета, мало кого интересует, кто там из районных депутатов под каким политическим брендом, что делает.

Нечетко прописаны распределения полномочий между «киевской» и районными властями в части застройки. И те, и другие формируют определенные правила.

Райсоветы - устанавливают единые условия и ограничение застройки земельных участков; а Киевсовет - правила застройки. Очевидно, что в таком чувствительном вопросе, где крутятся сотни миллионов, назревает бардак, выгодный застройщикам.

Законопроект, в определенных моментах достаточно подробный, все же оставляет ряд вопросов открытыми. Например, как формируются исполкомы райсоветов? Ведь везде написано, что председатель подписывает их решения – так кто эти люди и как они решения свои будут принимать? Чем, собственно, будут руководить райсоветы – откуда, кроме как с барского плеча Киевсовета, у них появится коммунальное имущество? Откуда, кроме милостивого решения Киевсовета, они получат бюджеты? И т.д.

В целом, законопроект – скорее пробный слой, чем завершенное законодательное предложение. Позитив в нем однозначно в том, что появляется инстанция, которая потенциально может защищать права киевлян, если они нарушаются местными властями (как было десятки лет в Киеве). Негатив – все же это не те полномочия, которые имела прокуратура, потому что, например, от нарушений прав жильцов застройщиком председатель КГГА их не защитит. И главное – мы понимаем, что при нынешней судебной системе руководить столицей будет тот, кто, по давней украинской традиции, руководит судьями.

Игорь Луценко

 

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-10-21 04:13 :54