МОН вводит изменения в образовании: 10 новшеств

Образовательный портал Школьная жизнь подготовил подборку основных новаций, которые коснутся работы учителей в 2019-2020 учебном году

Предлагаем ознакомиться с этими изменениями.

Оплата труда

Реформа оплаты труда предусматривает увеличение оплаты труда для всех педагогов от 20 до 70% уже в следующем году, а также поэтапное продолжение повышения зарплаты для них до 2023 года. Соответствующее Постановление было принято 10 июля 2019 года, Кабмином на заседании в Доме Правительства.

Кабинет Министров Украины повысил с 1 сентября 2019 года на 10 процентов должностные оклады (ставки заработной платы) педагогическим работникам, оплата труда которых осуществляется за счет образовательной субвенции из государственного бюджета местным бюджетам и которым не повысили должностные оклады в 2018 году, а именно педагогическим работникам учреждений дошкольного, внешкольного, профессионального (профессионально-технического) образования.

Сертификация

Состоится первое ВНО для учителей – 31 октября 2019 года.

В 2020 году продолжится Сертификация педагогических работников. Количество и состав участников определяет Министерство образования и науки.

Образовательный омбудсмен

Институт образовательного омбудсмена создан для защиты прав соискателей образования, педагогических, научно-педагогических и научных работников. К должности образовательного омбудсмена выписано очень четкие требования. В частности, он не может совмещать свою работу с иной деятельностью, кроме творческой и преподавательской, должен быть гражданином Украины, проживает на территории государства не менее 5 лет, иметь высшее образование и соответствующий опыт работы, а также свободно владеть государственным языком.

Кабинет Министров официально назначил директора школы Сергея Горбачева на должность образовательного омбудсмена. Соответствующее решение было принято 14 августа 2019 года, в помещении Дома Правительства.

Уменьшение «бумажной» работы

В полной мере в учебных заведениях должна начать работу новая Инструкция по делопроизводству, которая была принята в прошлом учебном году.

Необязательными становятся планы работы классных руководителей, воспитателей, библиотекарей, методических объединений, кружков, спортивных секций, поурочные планы составлялись на основе календарно-тематических. Отныне эти документы могут создаваться только по решению педагогического совета учреждения образования и иметь произвольную форму и структуру, что должно облегчить ежедневную работу учителя.

Новая украинская школа

Учителя 1 и 2 классов продолжат работать по стандартам Новой украинской школы.

По состоянию на 1 августа к новому учебному году готовы 82,6% первых классов.

Об этом заявила министр образования и науки Лилия Гриневич во время августовской конференции «Новая украинская школа: вызовы и перспективы образовательной реформы». По ее словам, есть 9 областей, которые уже все подготовили почти на 100%.

Учителя 11 классов

Учителя, работающие в 11 классе, начнут работу по новым программам, утвержденным приказом МОН от 23.10.2017 № 1407.

Большинство изменений, которые описываются в методических рекомендациях, поступили именно для одиннадцатого класса.

Министерство образования и науки направило для практического использования методические рекомендации по преподаванию учебных предметов в учреждениях общего среднего образования в 2019/2020 учебном году, подготовленные совместно с Национальной академией педагогических наук Украины и Институтом модернизации содержания образования.

Напоминаем, что в программах по истории Украины (приказ МОН № 236 от 21 февраля 2019 года) также произошли изменения, а соответственно нужно внести изменения в календарное планирование.

Введение домашнего образования, экстерната и педагогического патронажа

Уже с сентября родители школьников смогут воспользоваться всеми видами индивидуальной формы обучения – семейного (домашнего) образования, экстернатом или педагогическим патронажем. Они предусматривают более гибкий способ обучения и позволяют создать индивидуальную образовательную траекторию под потребности каждого отдельного ребенка. Изменения в Положение, которое будет регулировать каждую из этих форм, были утверждены приказом МОН и вступили в силу сегодня, 20 августа 2019 года.

Вместе с тем ученик должен быть причисленным к определенному заведению, который будет отслеживать его прогресс в обучении. Родители также должны написать заявление об обучении ребенка по семейной форме.

Важно, чтобы ребенок не отставал от сверстников, а его знания соответствовали хотя бы уровню Госстандарта. Для этого ученики будут проходить оценивание 4 раза в год, в частности, будут составлять итоговый контроль.

Репетиторство

В МОН настаивают на том, что учитель, который непосредственно учит ребенка в школе, не может быть репетитором – это конфликт интересов.

Вот, что сказала Лилия Гриневич отвечая на вопросы журналистов:

«Иногда учитель не работает как положено на уроке, чтобы дети приходили к нему на индивидуальные платные занятия. Это позорное явление! Мы подготовили письма Министерства образования и разослали их по школам. Это непедагогично и это нарушение. То есть учитель, который учит ребенка в школе, не может быть репетитором – это конфликт интересов. Но школа имеет право предоставлять легальные платные образовательные услуги. Среди них – индивидуальное обучение с детьми. Это учитывается как урок. С родителями заключается договор о предоставлении платных образовательных услуг. Но имеем опыт детей, у которых очень высокие результаты ВНО, и они не имели репетиторов. Все зависит от школы, среды и от настойчивости самого ребенка».

Увеличение педагогической нагрузки

Также вызвало оживленную дискуссию письмо Министерства финансов «О повышении эффективности использования бюджетных средств в сфере образования и науки» (реквизиты, которого отсутствуют). Одним из пунктов Письма указывалось увеличение педагогической нагрузки учителя общеобразовательного учебного заведения до 20 часов в неделю (сейчас 18).

Подтверждение или опровержение достоверности данной информации из Министерства финансов не поступало.

Институциональный аудит школы

Вступил в силу Порядок проведения институционального аудита учреждений среднего образования, что фактически запускает принципиально новый подход к оценке качества образовательной деятельности в школах Украины.

Институциональный аудит – это внешняя оценка деятельности школы, которая базируется на основательном изучении образовательных и управленческих процессов. Аудит призван помочь школам стать более качественными и в дальнейшем сформировать и поддерживать культуру качества образования, которая базируется на прозрачности, инновационности и партнерстве участников образовательного процесса.

Во время аудита будут оцениваться:

  • образовательная среда (насколько безопасно и комфортно в школе, как организовано питание, хватает ли необходимого для обучения оборудования, кабинетов и тому подобное);
  • систему оценивания соискателей образования (как оценивают учебные достижения учеников, насколько система оценивания прозрачна и понятна);
  • педагогическую деятельность (качество преподавательской деятельности, профессиональное развитие педагогов, налаженность сотрудничества между участниками образовательного процесса);
  • управленческие процессы (насколько управленческие решения способствуют обеспечению и постоянному совершенствованию качества образовательной деятельности, насколько эффективна внутренняя система обеспечения качества образования и тому подобное).

Больше новостей на тему образования читайте здесь.

Loading...