Новости » Общество 4 августа, 2019, 19:15
Исследователи рассказали, как наказывали за преступления в Древнем Египте

Мораль и религиозные принципы в Древнем Египте были фундаментом суждений относительно того, что считать преступлением и как за это преступление наказывать. Иногда египтяне судили и осуждали даже умерших. Это называлось «судом другого мира».

Главную роль играл культ Маат – богини истины, справедливости, закона и порядка. Нарушая правила поведения, человек словно разрушал космическую гармонию и наносил вред как другим людям, так и всему государству, – сообщает ВВС.

Французский египтолог Клэр Лалуэт в своем исследовании «Фараоны во времена царей-богов» пишет, что в те времена считалось, что Маат – это символ вселенского порядка, необходимого для благосостояния общества и всего мира, созданного египетскими богами.

Преступления в Древнем Египте делились на две категории: преступления против общества (убийство, прелюбодеяние, кража частной собственности) и преступления против государства и порядка в стране (взяточничество, государственная измена, хищения государственной собственности и ненадлежащее отношение к религиозным объектам).

Вся полнота власти была в руках фараона, он был гарантом порядка. В древнейшие времена он сам участвовал в процессах, но потом сформировались суды, и фараон принимал участие только в самых громких процессах.

Убийство

В Древнем Египте жизнь считалась благословением сверху, и того, кто отбирал у другого человека жизнь, обычно приговаривали к смертной казни. Хотя уже в те времена суды различали умышленное и неумышленное убийство.

Манал Махмуд Мохамед, исследователь истории Древнего Египта при египетском министерстве древностей и автор труда «Преступление и наказание в Древнем Египте», говорит, что умышленное убийство каралось смертной казнью не всегда. Иногда наказание было психологическим, и часто оно считалось более суровым, чем просто смертная казнь.

Относительно сына, который убил одного из своих родителей, сначала применяли пытки, а уже потом казнили.

Относительно родителей, которые убили своего ребенка, наказание было более «изящным». К ним привязывали тело ребенка и не менее трех суток держали под охраной на жаре – до тех пор, пока тело не начинало разлагаться.

Французский специалист по истории Египта эпохи фараонов Франсуа Дюма говорит, что часто приговоренных к смерти просто скармливали крокодилам. Но некоторым осужденным «везло» – им давали возможность совершить самоубийство.

Но если убийство было непреднамеренным, и этот факт удалось доказать, наказания были совсем другими.

В таком случае убийца не мог войти в собственный дом,  пока не пройдет ритуал очищения от совершенного им греха, и не принесет жертвоприношений на могилу погибшего от его рук.

Кроме того, предполагалось примирение между семьями правонарушителя и его жертвы, а также выплата определенной компенсации.

Во времена фараонов также предусматривалось наказание за сокрытие информации об убийстве или информации, которая могла помочь предотвратить подобное преступления. Так же людей, которые владели информацией о планировании преступления и не сообщили о нем, считали соучастниками преступления и наказывали их так же, как и убийцу.

В Древнем Египте также запрещалось убийство животных, которые имели важное религиозное значение – ибисов, кошек и т.д. Преднамеренное убийство этих животных каралось смертной казнью, неумышленное – штрафом.

Прелюбодеяние

Прелюбодеяние считалось преступлением против основных религиозных принципов, но этот грех касался только сексуальных отношений мужчины с замужней женщиной. Это преступление также наказывалось смертной казнью.

В древнейших законах говорилось: «Если вы хотите сохранить дружбу с кем-то, заходя в их дом, не приближайтесь к женщинам и не заходите в их часть дома».

Во времена фараонов считалось, что если человек согрешил с замужней женщиной, то будет впоследствии совершать и другие грехи, соответственно, его следует казнить.

В древнеегипетских текстах также говорится, что наказание жены, которая изменила своему мужу, выбирал сам мужчина. Он мог либо самостоятельно решить, как именно наказать жену, или простить жену и ее партнера, или обратиться в суд.

В одном из папирусов времен правления фараона Рамсеса V описывается случай, когда перед судом предстала семья, которая слишком жестоко обошлась с женщиной, которая, по их мнению, опозорила семью своим поведением. Женщину бросили в реку на съедение крокодилам.

Следует также отметить, что наказания для мужчин были легче, чем для женщин, которые совершили такое же преступление. При этом женщины в Древнем Египте имели равные права с мужчинами в том, что касалось участия в судебных процессах.

Грабеж и кражи

Наказанием за кражу имущества был штраф, что в два или три раза превышал стоимость похищенного. Штраф за кражу государственной собственности превышал ее стоимость в 180 раз.

Пойманный вор должен был взять на себя обязательства вернуть украденное и признаться в содеянном, после чего он получал 100 ударов кулаками. Затем он должен торжественно поклясться никогда больше ничего подобного не делать.

Если он отказывался дать подобную клятву, его бросали в реку к крокодилам.

Все эти наказания были публичными.

Взяточничество

Случаи взяточничества, обычно, не рассматривались судами. Пойманных за это чиновников просто увольняли и понижали в социальном статусе до уровня простого крестьянина. Но были и судебные процессы.

Не все были этим довольны. В одной из найденных рукописей нашли молитву осужденного к богу Амону: «Услышь меня, Амон. Я бедный человек, а суд требует серебра и золота. Сделай что-то, Амон».

Когда дела о взяточничестве доходили до суда, некоторые обвиняемые проявляли изобретательность. В одном из папирусов описывается, как обвиняемый дал взятку писарю суда, и тот вынес на улицу и передал ему все материалы дела.

Один из обвиняемых, который был задержан в связи с ограблением гробниц во время правления Рамсеса IX, утверждал, что также был освобожден из-под ареста после того, как заплатил взятку.

«Меня арестовали и держали в кабинете управляющего Тибы. Я отдал им мою долю из 20 слитков золота», – приводятся его слова в книге «Преступление и наказание в Древнем Египте».

Государственная измена

В Древнем Египте преступления против государства и фараона считались наиболее одиозными. Единственной мерой наказания в подобных случаях была смертная казнь, независимо от социального статуса осужденного. Казнили даже приближенных фараона.

Как говорится в Туринском судебном папирусе, на фараона Рамсеса III было совершено покушение, в результате которого он скончался и отошел в мир иной. Уже оттуда, как говорится в папирусе, он обратился с наставлением к судьям, которые рассматривали дело о покушении.

Заговор против Рамсеса III организовала одна из его младших жен Тия, якобы надеясь возвести на престол своего собственного сына. К заговору присоединились многие другие жительницы гарема, а также некоторые командующие войска и представители знати.

Заговорщиков приговорили к смертной казни, некоторых заставили совершить самоубийство. Кроме того, перед смертью их лишили имен и заменили их на обидные прозвища – это лишало их надежды на достойную загробную жизнь.

Следующим фараоном стал Рамсес IV, чье восхождение на престол и хотела предотвратить Тия.

Преступления против фараона карались смертью

Ограбление гробниц и храмов

Разграбление гробниц, особенно если там покоились чиновники, считалось тяжким преступлением.

В гробницах, как правило, находились ценные вещи и драгоценности. Их часто грабили, когда власть ослабевала.

Особенно не повезло Рамсесу II – жрецы хоронили его мумию пять раз. Четыре раза разбойники грабили сначала его собственную гробницу, потом гробницы, в которые перемещали его тело.

Наконец, мумию Рамсеса II и останки других фараонов переместили в тайное хранилище в скалах Херихора. Там они пролежали до конца XIX века, когда хранилище выявило местное арабское племя. Затем их останки отправили в музей.

Наказанием за разграбление гробниц была смертная казнь. В случае, если прах покойного не нашли, преступнику отрубали кисти рук и били плетью 100 раз.

Власть Древнего Египта также была обеспокоена грабежом храмов и приняла ряд законов для борьбы с этим.

В законах также говорилось, что тот, кто похитил животное из храма и передал его кому-то, должен был быть приговорен к смертной казни. Если вор оставлял животное у себя, ему отрезали нос.

За кражу другого имущества храма также принадлежало 100 ударов плетью и штраф, который в 100 раз превышал стоимость украденного.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-09-22 23:16 :18