Новости » Общество 19 июля, 2019, 13:14
ПЦУ, где выход? Сказ о том, как верующие пытаются вернуться в УПЦ
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Пока власти и духовенство Православной Церкви Украины хвастаются количеством переходов из УПЦ в новую религиозную структуру, для некоторых общин этот деликатес пришелся не по вкусу.

Оригинал на странице Юлии Горбатюк в Facebook

В начале июля идеальный мир, созданный Порошенком при поддержки Вселенского Патриарха, начал давать трещину. Томос оказался не таким уже и сладким, как воспевали политики, и что так упорно пытались доказать новоиспеченные автокефалы. Радостные переходи обратились в бегство из ПЦУ, ведь не все верующие, которые решились на переход довольны своим выбором. Теперь люди борются за право вернуться назад в лоно УПЦ, но ПЦУ так просто не отпускает.

«Нас силой заставляли принимать решение о переходе в ПЦУ», - рассказывает Анна. Всю свою жизнь она была прихожанкой православного храма в селе Морозовка Бориспольского района. После предоставления Томоса, рассказывает, что собравшаяся в селе инициативная группа, сильно давила на верующих УПЦ, чтобы те переходили в новую церковь.

«Это были люди, которых постоянно что-то не устраивает: то им школа не такая, то сельсовет, а теперь и церковь. Они начали собирать сторонников, чтобы перевести единственный сельский храм в ПЦУ», - говорит настоятель храма отец Николай.

Кампания, проведенная этими людьми, оказалась вполне успешной. Уже в марте верующие поступились своими принципами и вместе со священником отцом Николаем перешли в ПЦУ. Хотя сегодня люди говорят, что сами до конца не понимали, что делают.

«Я постоянно ходила в этот храм. Многое на то время я не знала и не понимала. Мы ведь не ходим конкретно в какую-то церковь, а просто идем в храм молиться», - говорит еще одна жительница села Оксана.

Когда на собрании в сельском храме, община приняла молчаливое согласие на переход, они не торопились предпринимать каких-то активных действий по перерегистрации. Тогда все та же инициативная группа начали ходить по селу и опрашивать уже простых жителей о том, какую церковь они хотят видеть в родном селе.

«Они обманом собирали подписи. Не рассказывали конкретно куда будут приходить. Просто спрашивали: вы хотите украинскую или московскую церковь? Конечно, все голосовали за украинскую. Если так ставить вопрос, то я бы тоже ответил за украинскую, но это полная манипуляция», - говорит настоятель отец Николай.

В такой способ удалось собрать 300 голосов из 3000 жителей села. И уже собрав эти подписи, инициативная группа еще раз пришла к настоятелю отцу Николаю и сказала, что он затягивает процесс с переходом.

«Инициативная группа очень настойчиво начала топить за переход. Им нужно это было сделать до выборов. Они понимали, что Порошенко не пройдет и нужно было действовать прямо сейчас», - делится с нами священник.

Что ж, переход всё-таки состоялся. Как и было задумано - до выборов. Настоятель храма отец Николай вместе с общиной приняли решение перейти. Он рассказывает, что поехал к руководителю местной епархии, кем оказался митрополит Александр Драбинко, который был в числе немногих архиереев УПЦ, кто поддержал идею Томоса. После разговора, считалось, что община вместе со священником перешла в ПЦУ. Но как рассказывает отец Николай, никаких движений после этого не последовало: документы никто не менял. И фактически община стала ПЦУшной, но юридически все документы не были переоформлены. Это так же подтвердил и сам митрополит Александр Драбинко:

«На то время у нас не было сформировано не то что епархий, а даже статута не было. Мы не могли перерегистрировать общину. И она оставалась юридически за УПЦ».

Но застой с оформление документов оказался не единственной проблемой. Все люди, которые так яростно отстаивали идеи перехода, после того как все свершилось, даже носа не показывали в церковь. Богослужение продолжалось на церковно-славянском языке (как говорят в народе – на русском). В ПЦУ на это никто не обращал внимания: отчитавшись об еще одном успешном переходе – все буквально забыли и о людях, и о жизни самого прихода.

«Мы оказались в подвешенном состоянии: оттуда ушли, а туда нас не приняли. Это многих не устраивало. Кроме того, очень много людей перестали ходить в храм, они не принимали новой церкви».

«К нам очень много дачников приезжает, и они спрашивают о том, к кому относится наша церковь: к УПЦ во главе с Онуфрием, или к ПЦУ с Епифанием. Когда мы отвечали, что к Епифанию, они просто разворачивались и шли в церковь УПЦ в соседние село», - делятся с нами прихожане.

Критическим моментом для общины стало то, что одна из жительниц села перед своей смертью завещала, чтобы ее тело не заносили в эту церковь, а отпевали на улице. Потому что она не признает ПЦУ.

В связи с этими событиями, активная часть религиозной общины начали сомневаться в правильности своего выбора. Поговорив с отцом Николаем после одного из богослужений, люди приняли решение вернуться в УПЦ.

Организовавшись, община во главе со священником поехали в Киево-Печерскую Лавру на прием к митрополиту Антонию, руководящему Бориспольской епархией.

Со стороны Украинской Православной Церкви, которая вместе с другими Поместными Церквями не признает каноничности ПЦУ, переход в эту структуру – это уход в раскол. А из раскола, согласно правилам, как рассказывает митрополит Антоний, есть только один путь – покаяние.

«Мы приехали в Лавру, покаялись, признали, что больше не хотим находится в ПЦУ, что сделали ошибку и нас приняли обратно. Некоторые священники считают такое покаяние унижением, но мы должны понимать, что в Церкви никого не унижают – это естественно возвращаться с покаянием», - делится своими впечатлениями отец Николай.

Общину приняли обратно в УПЦ. Даже документы не пришлось менять. Кстати, за все время существования Томоса, только несколько десятков общин УПЦ перешли в ПЦУ вместе со священником. Ведь если люди могут иногда ссылаться на незнание, то назвать священника, который не понимал бы, что таким решением нарушает все церковные правила и каноны, почти нереально. Отец Николай говорит, что понимал, чем это чревато, понимал, что уходит в никем непризнанную церковь, но говорит, что поступить иначе не мог:

«Я не мог оставить этих людей. Не мог от них отказаться и сказать идите своей дорогой. Я знал, что этот переход временный и что рано или поздно мы вернемся назад, но я должен был остаться со своей общиной».

После того, как община заявила, что вернулась в УПЦ, активизировалась и инициативная группа. Несколько человек из числа активных поехали на прием к митрополиту Александру Драбинко. Своим указом митрополит уволил с должности настоятеля храма отца Николая. А членов инициативной группы уполномочил быть ответственными за храм. Сразу после этого люди поехали под храм и попытались его опечатать. Но никаких юридических оснований это делать у инициативной группы не было и быть не могло. Приехав под храм с твердым намерением исполнить свои замыслы, они столкнулись с десятком людей, которые были готовы защищать храм. После словесной перепалки активисты отступили, но сдаваться не собирались. У них все еще есть 300 подписей, которые удалось собрать в марте и опираясь на это, как говорит Александр Дробинко, так называема община ПЦУ будет отстаивать свое право на церковь.

Но люди в селе уверены, что те, кто подписался не будут принимать активного участия в отстаивании ПЦУшных интересов, ведь они даже в храм не ходили:

«Это бабушки и дедушки, большинству под 80. Они лежат дома и в церковь не ходят. Их просто убедили подписаться».

Показательным стало собрание возле храма 14 июля. В этот день представители обеих общин приняли решение собраться и обсудить сложившуюся ситуацию, провести повторное голосование. Силы были неравными: 12 представителей ПЦУ и около 300 от УПЦ, рассказал нам настоятель отец Николай. Но как нам удалось узнать от самого митрополита Александра Драбинко – никто отступать не собирается. Ведь у них есть эти 300 подписей, да и храм, за словами митрополита принадлежит не общине, а селу, вот и жители села будут решать.

Пока храм в Морозовке остается за УПЦ. Многие люди, которые с переходом в ПЦУ перестали посещать церковь, начали возвращаться. Но чем обернется завтрашний день – будем держать руку на пульсе. 

Юлия Горбатюк
 

Редакция может не соглашаться с мнением автора.

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-08-26 03:42 :21