Приазовье и проблемы с точки зрения нацбезопасности
Юрий Михальчишин
народный депутат Украины VII созыва,
кандидат политнаук (2009 р.), советник председателя СБУ (2015-2016 рр.)

Работал сейчас на Приазовье. Какая здесь проблематика с точки зрения национальной безопасности и геостратегии?

Порты Мариуполь и Бердянск – это «морские ворота» Приазовского региона, основной экспортный путь для агропродукции и металлопродукции из Донбасса; исторически сложилось распределение, при котором продукция предприятий именно в окрестностях этих городов вывозится в первую очередь морским путем.

  • Фактически, порт «Бердянск» является единственной доступной гаванью для аграриев севере Луганщины: прямого железнодорожного сообщения с «Большой Украиной» регион не имеет из-за оккупации Луганска, автомобильная перевалка зерна дороже железнодорожной в некоторых случаях до 5 раз; фактически, путь до Бердянска – это кратчайший и самый дешевый путь для местных фермеров.
     
  • Агрессивные действия РФ привели падение в январе-апреле 2019 года перевалки по порту «Мариуполь» на 8,4% или до 1,65 млн тонн, по порту «Бердянск» – упала на 35,9%, или до 363 тыс тонн.
     
  • По предварительным оценкам, инвестиции в развитие инфраструктуры Приазовья для превращения его в экономический флагман Юга должны составлять минимум 500 млн евро: речь идет и о строительстве автобана между азовскими и черноморскими портами, об электрификации и путевое развитие стратегического железнодорожного хода «Камыш-Заря-Волноваха», модернизацию до 10 тепловозов для работы на этой магистрали.
     

Традиционно, Евросоюз «выражает готовность» предоставить такие средства Мининфраструктуры, однако, как всегда:

а) переговоры о такие проекты в принципе могут длиться до 5 лет,
б) именно Мининфраструктуры еще не разработало ТЭО проектов.
 

  • «Своими силами» в лице Администрации морских портов правительство может провести дноуглубление в гаванях Бердянска и Мариуполя.

Это нужно, чтобы в наш Азов могли заходить суда с невысокой надстройкой, но со значительной осадкой, для обхода ограничений «Крымского моста»; впрочем, в 2018 году АМПУ так и не нашла подрядчика для таких работ на торгах, а силами собственного флота АМПУ смогла провести лишь «эксплуатационное» дноуглубление в Мариуполе (то есть, когда грунт со дна вычерпывают только для поддержания рабочей глубины, в данном случае – 12 метров); если не исправить ситуацию, и не привлечь дноуглубительный флот подрядчиков, в следующие 5 лет порт «Бердянск» рискует «замелеть», то есть потерять рабочую глубину, достаточную для захода крупнотоннажных судов (как это случилось во времена Януковича с портом «Геническ»).

  • Дноуглублять азовские порты нужно и для развития каботажного плавания (об организации которого уже говорят некоторые предприятия в регионе), так и для расширения возможностей для базирования кораблей и катеров ВМС и Госпогранслужбы. К примеру, порт «Геническ» исторически был рассчитан на суда тоннажем до 5 тысяч тонн, чего вполне достаточно для военных плавсредств.

Такие дела.

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-07-21 11:54 :41