Новости » Политика 31 мая, 2019, 15:47
Чудеса производительности ВР: новая армия и школа, легализированный «Пласт», права коренных народов

Ничто так не стимулирует нардепов к работе, как близкий конец их каденции и перевыборы, которые должны состояться уже в июле. Это, может, и к лучшему, ведь неизвестно, каким будет состав нового парламента и не зарубит ли он те инициативы, которые были начаты при этой каденции.

В частности, особой производительностью парламентарии отличились в четверг, 30 мая. Они приняли сразу несколько важных законопроектов и постановлений, а также успешно провалили постановление об отставке премьер-министра Владимира Гройсмана – за него проголосовали лишь 97 парламентариев.

Кто знает, если народные избранники сохранят такой темп работы, может, они и Избирательный кодекс во втором чтении успеют принять.

А сейчас журналисты ИА ZIK собрали больше информации о самых важных законах и постановлениях, принятых вчера в Раде.

Права коренных народов и санкции против РФ

Верховная Рада решила обратиться к международным организациям и парламентам мира с требованием усилить давление и применить санкции к России за нарушение прав коренных народов. За проект Постановления № 10125 проголосовали 234 депутата.

Украинский парламент призывает усилить политико-дипломатическое давление на Россию для прекращения политики фактической ассимиляции коренных народов, применять все возможные виды санкций к должностным лицам органов государственной власти РФ, причастным к преследованию представителей коренных народов за их убеждения.

В своем обращении Верховная Рада ссылается на то, что Генассамблея ООН провозгласила 2019 год Годом языков коренных народов, а также напоминает о систематических и массовых нарушениях Российской Федерацией прав коренных народов РФ.

 

Народные депутаты утвердили обращение и поручили председателю ВРУ безотлагательно направить текст обращения к ООН, парламентам иностранных государств и парламентских ассамблей международных организаций.

Один из авторов проекта постановления, председатель Меджлиса крымскотатарского народа, народный депутат Украины Рефат Чубаров подчеркнул, что это обращение – это еще один шаг к деоккупации Крыма.

Стоит добавить, что важность этого документа особенно возрастает на фоне отсутствия упоминания об оккупированном Крыме во время инаугурационной речи президента Владимира Зеленского в парламенте.

Больше никаких прапорщиков

Проект Закона относительно исполнения воинской обязанности и прохождения военной службы № 10181 приняли за основу с сокращенной процедуре ко второму чтению. Этот проект предусматривает реформу воинских званий в Украинской армии звания в ВСУ отвечали эквивалента НАТО.

Как сообщила одна из авторов проекта, первый вице-спикер парламента Ирина Геращенко, закон разрабатывался с Министерством ветеранов, с партнерами по НАТО, с военными и общественными организациями. Он вводит новую шкалу армейских и корабельных воинских званий, повышает статус сержантов и старшин.

Отменяются воинские звания «прапорщик, старший прапорщик» (корабельные – мичман, старший мичман) и вводятся новые звания «рекрут», «штаб-сержант» (штаб-старшина), «мастер-сержант» и «главный мастер-сержант» («старший мастер-старшина», «главный мастер-старшина»).

Кроме того, предполагается разделение сержантского и старшинского состава на младший и старший состав. Также четко определяются должностные обязанности для должностей «главный сержант (главный старшина) бригады, полка, батальона, дивизиона, «начальник медицинского пункта бригады, полка, батальона, дивизиона, роты», «сержант-инструктор, старший инструктор (старшина-инструктор)», «инструктор по тактической медицине роты (батареи)», «сержант по материальному обеспечению».

Джерело: ukrmilitary.com
Источник: ukrmilitary.com
Джерело: ukrmilitary.com
Источник: ukrmilitary.com

Предусмотрено также изменение предельного возраста пребывания на военной службе для сержантов. Как отмечает Ukrainian Military Pages, это устраняет проблему, когда сержант по закону не может дослужиться до пенсии в связи с коллизией действующего законодательства.

Соответственно, предельный возраст пребывания на военной службе предлагается установить таким:

  • для военнослужащих рядового, младшего сержантского и старшинского состава, которые проходят военную службу по контракту, – до 45 лет;
  • для военнослужащих старшего сержантского и старшинского состава, которые проходят военную службу по контракту, – до 50 лет;
  • для военнослужащих высшего сержантского и старшинского состава, которые проходят военную службу по контракту, – до 55 лет;

Стоит отметить, что изменения предельного возраста касаются только мирного времени (действующая норма 45 лет для всех солдат и сержантов). Сейчас действует особый период, и до его окончания предельный возраст для всех военнослужащих – 60 лет.

Кроме того, законопроект предусматривает ведение «Книги памяти» для увековечивания памяти военнослужащих, павших за свободу и независимость Украины, и воспитания личного состава на их героических примерах.

«Принятие этого закона создаст дополнительные мотивационные факторы о прохождении гражданами Украины военной службы по контракту и будет способствовать переходу Вооруженных сил Украины на профессиональную основу, по образцу армий западноевропейского образца», – говорится в пояснительной записке к законопроекту, авторы которого надеются принять его во втором чтении уже в июне.

Пластуны «в законе»

Законопроект о государственном признании и поддержке Пласта – Национальной скаутской организации Украины № 10184 за основу и в целом.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, аналогичные законы действуют во многих развитых странах западной и восточной цивилизаций. Первые законы о поддержке скаутского движения появились в Великобритании и Канаде. Законы, которые оказывают государственную поддержку скаутингу есть в США и Израиле.

За 30 лет своей возрожденной деятельности в Украине «Пласт» стал не только крупнейшей молодежной организацией с многочисленной членской базой (более 8000 членов), а и самой многочисленной скаутской организацией на всем постсоветском пространстве, включая страны Балтии. Пласт также является крупнейшей украинской молодежной организацией в мире, включая ячейки украинской диаспоры. Сегодня пластовые ячейки действуют в более 20 странах и на всех континентах.

Несмотря на то, что динамика численного роста Пласта в последние 10 лет положительна (7-10% ежегодно), общественные ожидания «в сотни раз превышают организационные способности организации», отмечают авторы документа.

Для примера они приводят данные о том, что типичная эффективная скаутская организация на Западе (скажем, в США или Бельгии) охватывает своим членством 1-3% от всего общества. То есть в Украине для выхода на оптимальную численность деятельности «Пласт» должен насчитывать от 400 000 до 1 200 000 членов. С существующей способностью и динамикой прироста по несколько сотен членов в год (и плюс 1 тысяча за несколько лет) «Пласт» до минимальных 400 000 членов будет двигаться еще сотни лет.

Законопроект предусматривает государственную поддержку развития пластового движения, обеспечение ему логистической, информационной и финансовой поддержки. Речь идет о выделении средств государственного и местных бюджетов на специальные программы развития организации. В то же время объемы такого финансирования закон не устанавливает.

Члени Національної скаутської організації України «Пласт». Фото: plast.org.ua
Члены Национальной скаутской организации Украины «Пласт». Фото: plast.org.ua

«Пласт», как украинский аналог скаутского движения, появился в Украине в 1911 году. 12 апреля 1912 года во Львове воспитанники одного из основателей Пласта Александра Тисовского, впервые дали Пластовую Присягу. Эту дату традиционно считают Днем рождением украинского Пласта. Учредителями организации были Александр Тисовский, Петр Франко и Иван Чмола.

Среди воспитанников «Пласта» немало выдающихся украинцев – Любомир Гузар, Ярослав Ажнюк, Кэтрин Винник, Богдан Гаврилишин, Настя Станко, Борис Гудзяк, Соломия Бобровская, Любомир Романкив. Пластуны были активными участниками Революции Достоинства, пятеро пластунов погибли в войне на Востоке Украине.

Новая украинская школа

Проект закона «О полном общем среднем образовании № 10204» депутаты приняли в первом чтении 229 голосами «за». Он дополняет Закон «Об образовании» и дает реальные механизмы для реализации реформы «Новая украинская школа для учеников, учителей, родителей и образовательных управленцев».

Министр образования и науки Лилия Гриневич рассказала об основных новшествах законопроекта, сгруппировав их блоками:

  • новшества, которые создают новые возможности для учеников,
  • новшества для учителей,
  • для родителей;
  • образовательных управленцев.
     

Ученики

Дома, в школе, где угодно – главное учись

Для учащихся с особыми образовательными потребностями построение собственной образовательной траектории – возможность для успешной интеграции в жизнь обычной школы. Для детей, которые серьезно учатся еще вне школы, например, ходят на спорт или в музыкальную школу, – это возможность зачислить полученные не в заведении знания, а освободившееся время использовать на домашнее задание или другую работу.

Это позволит активным и ответственным родителям обеспечить лучшее образование детям, а государству – предостеречь права незащищенных школьников и быть уверенной, что дети получают хорошее образование и обучаются в приемлемых условиях.

<nbsp;>

Для работы по индивидуальной траектории ученик и/или его родители должны будут обратиться с заявлением в школу. Под это будут создавать индивидуальный учебный план, который будут писать вместе педагоги, родители и ученик, одобрять педсовет и будет утверждать директор.

Далее для подтверждения знаний по предметам, которые приобретаются вне учреждения, проводится обычное годовое оценивание или ГНА. Если же речь идет о подтверждении результатов по домашней форме, школьнику нужно будет сдавать семестровый контроль (то есть два раза в год).

<nbsp;>

Более нтересное и эффективное учебное пространство

Проект определяет, что библиотеки и ресурсные комнаты, которые показали высокую эффективность как для обучения детей с особыми образовательными потребностями, так и для других детей, в ближайшее время должны стать нормой для школ.

В медучреждениях тоже законное образование

Дети на длительном стационарном лечении благодаря принятию этого документа наконец-то получат защищенное законом право получать образование в медицинских заведениях.

Время на адаптацию

Два адаптационных цикла обучения – 1-2 класс и 5-6 класс, также предусмотренные законопроектом, позволят оказать дополнительную поддержку детям в наиболее уязвимые периоды школьной жизни.

<nbsp;>

Ученик выбирает то, что его интересует

Сейчас все упирается в недостаточность часов, поэтому де-факто выборочную составляющую выбирает школа, а не школьник. Этот закон дает возможность создавать межклассные группы для изучения выборочных предметов, то есть когда дисциплину слушает не один класс, а сборная группа из учащихся классов одной параллели и смежных классов.

Благодаря этим группам дети смогут выбрать, что они хотят учить. Особенно это актуально для старшей профильной школы, которая должна максимально отвечать потребностям, интересам и планам ребенка.

Три модели для нацменьшинств

Цель принятого закона – чтобы эти дети полноценно овладели как государственным, так и на родным языком.

Первая модель предусмотрена для коренных народов Украины, не проживающих в языковой среде своего языка и не имеют государства, которое бы этот язык защищало и развивало. Прежде всего речь идет о крымских татарах. В модель заложено:

  • обучение на языке коренного народа с 1 по 11 (12) класс наряду с основательным изучением украинского языка.

Вторая модель для школ с языком обучения национальных меньшинств, языки которых принадлежат к языкам ЕС. В зависимости от языковой группы и языковой среды обитания, использование этой модели может быть разное, но основы такие:

  • на материнском языке, наряду с изучением государственного, они будут учиться в начальный школе;
  • в 5 классе не менее 20% годового объема учебного времени должно начать излагаться на украинском с постепенным увеличением объема, чтобы в 9 классе достичь отметки – не менее 40% предметов изучаются на государственном языке;
  • со старшей школы не менее 60% годового объема учебного времени в этих заведениях должно читаться на государственном языке.

Третья модель будет работать для остальных национальных общин Украины. Она касается нацменьшинств, язык которых принадлежит к одной из украинской языковой семьи, а также проживающие преимущественно в среде собственной речи (русский язык):

  • начальная школа будет языком меньшинства наряду с изучением украинского;
  • с 5 класса не менее 80% учебного времени будет читаться на государственном языке.
<nbsp;>

Учителя

Педагогическая свобода

Закон предусматривает педагогическую автономию в создании программ, разработке собственной системы оценки и поощрения ученика, повышении квалификации по собственному выбору и за счет государства.

<nbsp;>

Даешь доплату учителям!

Документ также предусматривает больше доплат для учителей, в частности от 10 до 20% от зарплаты за заведование ресурсными комнатами, кабинетами информатики и спортивными залами.

Также они смогут получать дополнительные доплаты, которые благодаря закону сможет устанавливать основатель заведения.

Педагогическая интернатура – интеграция молодого учителя в жизни школы и доплата наставнику

Пединтернатура будет предусматривать, что молодой учитель, с учебы придя в заведение, получит наставника, который будет консультировать, направлять и курировать его благополучием и развитием. При этом наставник будет получать 20% доплату к зарплате за такую супервизию и будет лично заинтересован в успехе молодого учителя.

<nbsp;>

Родители

Безопасная среда для детей

  • Все учителя пройдут курсы подготовки по домедицинской помощи.
  • Родители детей с особыми образовательными потребностями смогут сопровождать своих детей на уроках.

Инициирование проверок

Благодаря закону родители получат право инициировать проведение внепланового институционального аудита учреждения образования. Идеология такой проверки изменена – она направлена прежде всего на поддержку и защиту школы и всех участников образовательного процесса. Если родители видят проблемы в работе учреждения и не могут решить это с администрацией школы, институциональный аудит сможет расставить точки над «і» и помочь найти выход из ситуации.

Образовательные управленцы

Место директора – не пожизненное

Согласно Закону «Об образовании» директор может занимать свою должность не более двух сроков по шесть лет подряд в одном заведении.

Однако чтобы эта сменность власти давала положительные результаты, должны быть прозрачные и честные механизмы выборов директоров. Поэтому было решено, что коллектив школы и родители будут играть совещательную роль во время выборов, но сам конкурс будет проводить независимая комиссия. Также обязательной будет видеотрансляция и видеофиксация выбора. Это должно минимизировать использование админресурса директором, а также влияние выборов на учебный процесс.

<nbsp;>

Финансовая автономия

<nbsp;>

Дополнительные отпуска для усыновителей

30 мая народные депутаты также приняли закон «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины относительно предоставления отпуска усыновителям при усыновлении ребенка-сироты, ребенка, лишенного родительской опеки № 6350». Его во втором чтении поддержали 248 парламентариев.

Предполагается, что лицам, усыновившим ребенка (или одновременно двух и более детей), предоставляется отпуск по уходу за ребенком (детьми) на условиях и в порядке, установленных статьями 179 и 181 настоящего кодекса. Так, в случае усыновления ребенка (детей) супругами указанные отпуска предоставляются одному из них на их усмотрение.

«Принятие проекта акта позволит привести Кодекс законов о труде Украины и закон «Об отпусках» в соответствие с требованиями Семейного кодекса Украины относительно усыновления детей от двух месяцев и будет способствовать обеспечению равных прав на получение одноразового оплачиваемого отпуска в связи с усыновлением ребенка для всех усыновителей», – указано в пояснительной записке.

Напомним, Рада поддержала этот закон за основу в январе 2019 года. За документ проголосовали 235 депутатов ВР.

Согласно проекту, лицам, усыновившим ребенка из числа детей-сирот или детей, лишенных родительской опеки, предоставляется одноразовый оплачиваемый отпуск в связи с усыновлением ребенка продолжительностью 56 календарных дней. При этом при усыновлении двух и более детей предоставляется 70 календарных дней без учета праздничных и нерабочих дней после набора законной силы решением суда об усыновлении ребенка. Подчеркивается, что такой отпуск предоставляется при условии, что заявление о предоставлении отпуска поступило не позднее трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка.

Татьяна Штыфурко, Елена Водвуд,
ИА ZIK

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-07-21 15:39 :21