30 мая ВР должна рассмотреть в первом чтении проект закона «О среднем образовании»

Комитет ВРУ по вопросам науки и образования рекомендовал принять проект закона «О среднем образовании» за основу в первом чтении – депутаты должны его рассмотреть сегодня, 30 мая.

Об этом шла речь 29 мая во время заседания Комитета ВРУ по вопросам науки и образования, – сообщает пресс-служба Министерства образования и науки Украины.

Министр образования и науки Лилия Гриневич подчеркнула, что чрезвычайно важно принять этот закон хотя бы в первом чтении, чтобы построение новой системы школьного образования не останавливалась на полпути.

«2017 года парламент принял Закон «Об образовании», который стал фундаментом образовательной реформы. Именно благодаря ему 1 сентября прошлого года первоклассники пришли учиться в Новую украинскую школу. Но для полноценного дома фундамента недостаточно, нам нужны стены, окна, крыша – те механизмы, которые дадут полноценно реализоваться идеям Закона «Об образовании» и концепции НУШ. И именно этой опорной стеной реформы должно стать презентован проект закона «О среднем образовании», – отметила Лилия Гриневич.

В целом Комитет ВРУ по вопросам науки и образования вынес положительную оценку законопроекту.

В то же время говорилось о том, что отдельные замечания к проекту можно будет учесть между разбирательствами документа в первом и втором чтении.

Напоминаем, что 13 марта 2019 года Правительство подал в ВРУ проект закона «О среднем образовании», который расширяет возможности для учеников, учителей, родителей и образовательных управленцев.

Напомним, проект закона «О среднем образовании», который дополняет Закон «Об образовании» и дает реальные механизмы для реализации реформы Новая украинская школа для учеников, учителей, родителей и образовательных управленцев.

Министр образования и науки Лилия Гриневич рассказала об основных новшествах законопроекта, сгруппировав их блоками: новшества, создающие новые возможности для учеников, новшества для учителей, для родителей и образовательных управленцев.

Так, учащимся документ предлагает реальные механизмы определения собственной образовательной траектории.

«Для учеников с особыми образовательными потребностями построение такой траектории – возможность для успешной интеграции в жизнь обычной школы. Для детей, которые серьезно учатся еще вне школы, например, ходят на спорт или в музыкальную школу, – это возможность зачислить полученные не в заведении знания, а освободившееся время использовать на домашнее задание или другую работу. Для учащихся, находящихся на домашнем обучении, этот механизм позволит просто и безопасно зачислить свои учебные достижения и получить документ о полном общем среднем образовании», – пояснила Министр.

Для работы по индивидуальной траектории ученик и/или его родители должны будут обратиться с заявлением в школу. Под это будут создавать индивидуальный учебный план, который будут писать вместе педагоги, родители и ученик, одобрять педсовет и будет утверждать директор.

Далее для подтверждения знаний по предметам, которые приобретаются вне учреждения, проводится обычное годовое оценивание или ГНА.

Если же речь идет о подтверждении результатов по домашней форме, школьнику нужно будет сдавать семестровый контроль (то есть 2 раза в год).

«Так мы сможем дать возможность активным и ответственным родителям обеспечить лучшее образование детям, а государству – предостеречь права незащищенных школьников и быть уверенной, что дети получают хорошее образование и обучаются в приемлемых условиях», – подчеркнула Лилия Гриневич.

Предусмотрено и развитие нового образовательного пространства. Проект определяет, что библиотеки и ресурсные комнаты, которые показали высокую эффективность как для обучения детей с особыми образовательными потребностями, так и для других детей, в ближайшее время должны стать нормой для школ.

«Дети на длительном стационарном лечении благодаря принятию этого документа наконец-то получат защищенное законом право получать образование в медучреждениях. Их право на обучение должно быть закреплено именно на уровне закона, чтобы больше никогда мы не сталкивались с ситуацией, когда в Украине при больницах годами живут наши заброшенные и всеми забытые дети», – отметила министр.

2 адаптационных цикла обучения – 1-2 класс и 5-6 класс, также предусмотренные законопроектом, позволят оказать дополнительную поддержку детям в наиболее уязвимые периоды школьной жизни.

Еще один механизм, который дает детям этот закон, – реальный, а не декларативный выбор предметов вариативной составляющей.

«Ведь как сейчас – все упирается в недостаточность часов, поэтому де-факто выборочную составляющую выбирает школа, а не школьник. Этот же закон дает возможность создавать межклассные группы для изучения выборочных предметов, когда дисциплину слушает не один класс, а сборная группа из учащихся классов одной параллели и смежных классов. Благодаря этим группам дети смогут действительно выбрать, что они будут учить, какой выборочный предмет их действительно интересует. Особенно это актуально для старшей профильной школы, содержание образования которой должен максимально отвечать потребностям, интересам и планам на будущее», – растолковала глава МОН.

Министерство и правительство не забывают и свои обязательства перед детьми, которые учатся в школах с языком обучения национальных меньшинств.

«Наша цель – чтобы эти дети полноценно овладели как государственным, так на родным языком. После многочисленных консультаций, согласований и переговоров в законопроекте «О среднем образовании» мы предлагаем именно ту модель, которую сформировали и обнародовали по результатам консультаций по Закону «Об образовании», – подчеркнула Лилия Гриневич.

Итак, первая модель предусмотрена для коренных народов Украины, не проживающих в языковой среде своего языка и не имеющих государства, которое бы этот язык защищало и развивало. Прежде всего речь идет о крымских татарах.

Для них в первую модель заложено обучение на языке коренного народа с 1 по 11 (12) класса наряду с основательным изучением украинского языка.

Вторая модель для школ с языком обучения национальных меньшинств, языки которых принадлежат к языкам ЕС. В зависимости от языковой группы и языковой среды обитания, использование этой модели может быть разное, но основы такие:

  • на материнском языке, наряду с изучением государственного, они будут учиться в начальный школе.
  • в 5 классе не менее 20% годового объема учебного времени должен начать выкладываться на украинском с постепенным увеличением объема, чтобы в 9 классе достичь отметки – не менее 40% предметов изучаются на государственном языке.
  • со старшей школы не менее 60% годового объема учебного времени в этих заведениях должно читаться на государственном языке.

Третья модель будет работать для остальных национальных общин Украины. Она касается нацменьшинств, язык которых принадлежит к одной из украинской языковой семьи, а также проживающие преимущественно в среде собственного языка (русский язык). Там начальная школа также будет языком меньшинства наряду с изучением украинского, а с 5 класса не менее 80% учебного времени будет читаться на государственном языке.

Закон также дает необычные возможности для учителей, в частности реальную педагогическую автономию в:

  • создании программ;
  • разработке собственной системы оценки и поощрения ученика (с созданием шкалы перевода в 12-балльную шкалу);
  • повышении квалификации по собственному выбору и за счет государства.

Документ также предусматривает больше доплат для учителей, в частности от 10 до 20% от зарплаты за заведование ресурсными комнатами, кабинетами информатики и спортивными залами.

До этого же они смогут получать дополнительные доплаты, которые благодаря закону сможет устанавливать основатель заведения.

Еще одно новшество для учителей – введение педагогической интернатуры.

«Так же, как мы создаем новую дружественную образовательную среду для детей, мы стараемся создать среду поддержки и заботы для учителя. Пединтернатура предусматривает, что молодой учитель, с учебы придя в заведение, получит наставника, который будет консультировать, направлять и курировать его благополучием и развитием. При этом наставник будет получать 20% доплату к зарплате за такую супервизию и будет лично заинтересован в успехе молодого учителя», – разъяснила Лилия Гриневич.

Первое и самое важное, что этот проект предлагает родителям – это безопасная среда для их детей.

«Так, документ определяет, что все учителя пройдут курсы подготовки по домедицинской помощи. У нас были досадные случаи, когда дети по разным причинам угасали в стенах школы за считанные минуты, ни медсестра, ни скорая просто физически не успевали оказать им помощь. Но если бы учитель владел основами домедицинской помощи, то эти дети могли бы остаться в живых. И этот документ предусматривает обязательность такой подготовки для учителя. Также родители детей с особыми образовательными потребностями получат возможность сопровождать своих детей на уроках», – добавила Министр.

Благодаря закону родители также получат право инициировать проведение внепланового институционального аудита учреждения образования. Идеология такой проверки изменена – она направлена прежде всего на поддержку и защиту школы и всех участников образовательного процесса. Если родители видят проблемы в работе заведения и исчерпали все возможности решить это вместе с администрацией школы, институциональный аудит сможет расставить точки над «і» и помочь найти оптимальный выход из ситуации.

Свои преимущества получат и образовательные управленцы. Так, согласно Закону «Об образовании» директор может занимать свою должность не более 2 сроков по 6 лет подряд в одном заведении.

Однако чтобы эта сменность власти давала положительные последствия для развития учреждения, должны быть прозрачные и честные механизмы выборов директоров. И в этом проекте с учетом пилотирования различных видов конкурсного отбора директоров было решено, что коллектив школы и родители будут играть совещательную роль во время выборов, но сам конкурс будет проводить независимая комиссия. Также обязательной будетя видеотрансляция и видеофиксация отбора. Это должно минимизировать использование админресурса директором, а также влияние выборов на учебный процесс.

«Как вы можете убедиться, этот проект закона – это не абстрактные концепции, а уже реальные механизмы для развития возможностей и таланта каждого украинского ребенка. Раскрытие потенциала наших учителей и образовательных управленцев. Спокойствия и совместных для родителей наших школьников», – подытожила Лилия Гриневич.

Напомнит, что 2019 года государство направило на оснащение школ естественно-математическим кабинетами 200 млн гривень.


Реклама

Если вы решили демонтировать крышу, то советуем вам заглянуть в интернет магазин https://www.budmat.in.ua/. Здесь вы сможете приобрести металлочерепицу высокого качества по доступным ценам. Наши консультанты с удовольствием помогут вам выбрать лучшее для вашей крыши.

Loading...