Новости » Мир 16 мая, 2019, 12:26
Млечный путь пронизывает большая «дыра», как после пушечного выстрела, – ученые

В звездных потоках нашей галактики обнаружили рваную «дыру», которая, возможно, вызвана огромными сгустками темной материи.

Об этом сообщает ИА ZIK со ссылкой на Naked-science.

Когда большая галактика поглощает мелкую галактику или шаровое скопление, они закручиваются вокруг ее центра, превращаясь в растянутые гравитацией звездные потоки. В Млечном Пути известны десятки таких объектов, бывших скоплений и карликовых галактик. Один из самых длинных – поток GD-1, и можно было бы ожидать, что в линии, в которую вытянулись его звезды, будет только один «пробел» – место с пониженным числом светил, исходная точка, откуда они начали разбегаться.

Однако астрономы Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики обнаружили, что у звездного потока есть как минимум еще один, ранее неизвестный промежуток, причем в его окрестностях распределение звезд возбуждено, образуя что-то вроде зубца. Все выглядит так, словно GD-1 был пробит колоссальным «снарядом» – неизвестным объектом, который оставил рваную «рану». Об этом Эна Бонак (Ana Bonaca) рассказала в докладе, представленном на встрече Американского физического общества (APS) в Денвере.

«Мы не можем связать этот «снаряд» с никаким наблюдаемым объектом, который излучает энергию – говорит Бонак. – Он гораздо массивнее звезды, наравне миллиона солнц. Звезд такой массы не существует, это можно исключить. А если это черная дыра, то она должна быть надмасивной черной дырой – вроде той, которая расположена в центре нашей галактики».

Однако присутствие второй гигантской черной дыры астрономы наверняка бы заметили, как наблюдают многочисленные эффекты сверхмассивной черной дыры Стрельца А*.

«Скорее всего, «раны» звездному потоку могли нанести плотные массивные сгустки темной материи», – считает ученый.

Эта таинственная форма вещества не вступает ни в один из видов взаимодействий, кроме гравитационного. Ее невозможно увидеть, но она оказывает определяющее влияние на рост и эволюцию галактик и крупномасштабной структуры Вселенной. Сгусток темной материи размерами от 30-65 световых лет вполне мог пробить бреши в звездном потоке. Разумеется, нельзя полностью исключить возможность того, что «снаряд» все-таки был особенно плотным скоплением звезд, и его просто не удается идентифицировать.

Напомним, астрономы обнаружили следы столкновения Млечного Пути с другой галактиктикой.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.