Новости » Экономика 15 мая, 2019, 16:25
Россия заплатит Украине за «грязную» нефть: очистка нефтепровода «Дружба» продлится до полугода

14 мая в Братиславе российская «Транснефть», венгерская Группа MOL, словацкая Transpetrol и АО «Укртранснафта» рассмотрели вопрос компенсации дополнительных расходов на проведение нестандартных работ, связанных с извлечением некондиционной нефти из нефтепровода «Дружба». Россия согласилась на компенсацию затрат всем сторонам, причастным к нефтепроводу. Сейчас продолжается согласование условий и суммы компенсации.

Об этом сообщается на странице «Укртранснафты» в Facebook.

«Поскольку урегулирование этого вопроса не предусмотрено действующим соглашением о предоставлении услуг по транзиту российской нефти,... стороны согласовывают дополнительный договор к действующему соглашению, согласно которому будет происходить расчет, определяться сроки и условия компенсации дополнительных расходов АО «Укртранснафта», – говорится в сообщении.

В «Укртранснафте» также напомнили, что 11 мая за счет освобождения одной нити «Дружбы» (венгерский направление, – ИА ZIK) был восстановлен транзит в Европу.

Нефть с повышенным содержанием хлорорганики будет перекачиваться на европейские НПЗ партиями, согласно согласованного всеми заинтересованными сторонами графиком.

«Полная прокачка некондиционной нефти Urals с территории Украины в Венгрию и Словакию может занять от четырех до шести месяцев. Этот срок зависит от концентрации хлорорганических соединений в остатках сырья», – добавили в компании.

В начале мая АО «Укртранснефть» (УТН) в ответ на запрос Интерфакс-Украина сообщила, что по состоянию на 2 мая недополучила 29,2 млн грн (около 1 млн евро) выручки из-за прекращения с вечера 25 апреля транзита российской нефти в направлении Словакии, Чехии и Венгрии.

«Учитывая сложившуюся ситуацию, а также учитывая необходимость выполнения российскими компаниями своих договорных обязательств, «Укртранснафта» рассчитывает, что невыполненные планы поставок нефти российских грузоотправителей будет наверстано за счет увеличения объемов перекачки в последующие отчетные периоды до конца текущего года», – отметили в комментарии агентству.

В УТН уточнили, что нефть с повышенным содержанием хлора в процессе транспортировки не наносит вреда трубопроводам компании, а отсутствие на сегодня прямого ущерба инфраструктуре делает неактуальным вопрос такой компенсации.

«Вместе с тем если при проведении технических работ, связанных с решением сложившейся ситуации, УТН понесет любые расходы нестандартного характера, компенсация таких расходов будет произведена заказчиком услуг согласно действующих договорных условий», – говорится в ответе на запрос.

По оценке компании, потенциальный объем транзитной нефти с измененными качественными характеристиками в трубопроводной системе и резервуарных парках украинского участка магистрального нефтепровода «Дружба» составляет около 500 000 тонн. В целом суммарная номинальная емкость резервуарных парков УТН, задействованных в транспортировке нефти, составляет 883 000 куб. м, из которых 257 000 куб. м – номинальная емкость резервуарных парков системы «Дружба» УТН.

«Все решения направлены на быстрое восстановление бесперебойного транзита нефти по маршруту южной ветки нефтепровода «Дружба», исходя из задействованных и свободных мощностей каждого из участков системы, за существующими договорными условиями и обязательствами между поставщиками, транспортными компаниями и конечными потребителями, требований нормативно-правовых документов, а также законодательных требований, включая таможенные нормы», – резюмировали в УТН.

Согласованный участниками процесса план действий предусматривает выход системы магистральных нефтепроводов «Дружба» на штатный режим работы до 20 мая 2019 года.

Зато иного мнения о влиянии российской «грязной» нефти на оборудование нефтепровода и перерабатывающих заводов высказывают ведущие мировые компании.

Международные торговые компании Vitol, Glencore и Trafigura не могут избавиться от загрязненной российской нефти с отгрузкой из балтийского порта Усть-Луга, поскольку конечные потребители отказываются ее принимать, опасаясь за сохранность своего нефтеперерабатывающего оборудования. Об этом сообщает Reuters.

По данным трейдеров и терминала Refinitiv Eikon, по крайней мере десять танкеров с суммарным объемом почти 1 млн тонн Urals находятся в разных точках Европы в поисках новых покупателей, поскольку традиционные потребители, в числе которых Eni, Exxon Mobil, Royal Dutch Shell, PKN и Repsol, отказываются брать сорт с экстремально высоким содержанием органического хлора.

«Это катастрофа и огромный удар по имиджу России как надежного поставщика. Мы слышим обещания от правительства РФ, что скоро проблема будет решена, но ничего до сих пор не произошло», – отметил крупный покупатель российской нефти. Торговые компании отказались от комментариев.

Ранее российские власти пообещали, что качественная нефть будет в порту Усть-Луга 8 мая, однако пять источников в торговых кругах сообщили изданию, что уровень содержания органического хлора в Усть-Луге остается высоким – почти 60-75 ppm при норме 10-15 ppm.

«Я спросил нашего специалиста по переработке, можем ли мы купить эту нефть? Он сказал, что это большие риски для оборудования», – сказал источник в компании, которая покупает Urals на Балтике для поставки на НПЗ в Европе.

Подобную позицию занял и президент Беларуси Александр Лукашенко. Он считает, что его страна больше всего пострадала от российского суррогата и оценивает ущерб в сотни миллионов долларов, сообщает БелТА.

 

Президент Белоруссии пояснил, что при подсчете ущерба будут учитываться несколько факторов. «Это огромный ущерб, нанесенный нефтепровода, самому оборудованию на нефтепроводах – насосы на самих станциях и все остальное, – и на НПЗ. Два нефтеперерабатывающих завода, особенно Мозырский, больше, чем Новополоцкий, были загрязнены. И это огромный ущерб всей стране», – рассказал он.

Точная сумма ущерба будет установлена после проверки на НПЗ, добавил Лукашенко.

Загрязненная нефть вызвала очень сильную коррозию, пояснил Лукашенко: «За неделю даже трубу, по которой прокачивается нефть, на 4-5 мм, как говорят специалисты, съедает».

Причиной аварии Лукашенко назвал «расхлябанность и разболтанность на территории России». При этом, как считает президент Белоруссии, российский президент Владимир Путин «понимает, что убытки надо компенсировать».

В комментарии агентству Reuters глава «Укртранснафты» Николай Гавриленко заявил, что по состоянию на 14 мая в украинской части нефтепровода «Дружба» остается около 350 000 тонн загрязненной хлорорганикой нефти и «Укртранснафта» будет перекачивать эту нефть в Венгрию и Словакию в течение следующих четырех-шести месяцев.

Он отметил, что Киев рассчитывает получить компенсацию от российской трубопроводной монополии за дополнительные расходы, связанные с хранением загрязненной нефти.

Общий объем некондиционной нефти с высоким содержанием хлорорганики, скопившегося в трубопроводах России, Беларуси, Украины и Польши, оценивается в 5 млн тонн.

В этот же день, 14 мая, в крупнейшей венгерской нефтегазовой компании MOL, которому принадлежит и словацкий НПЗ Slovnaft, прокомментировали ситуацию, возникшую в результате попадания во второй половине апреля загрязненной нефти в российский экспортный трубопровод.

Здесь сообщили, что прокачка нефти «Дружбой» восстановлена лишь частично – на ветке Украина-Венгрия. Вторая, основная ветка нефтепровода, который идет через Польшу в Германию, до сих пор парализована, информирует DW.

«Чтобы гарантировать транспортировку кондиционной нефти через нефтепровод «Дружба» как можно быстрее, MOL, как много других компаний в пострадавших странах, согласилась скачать и хранить у себя 100 000 тонн загрязненной нефти», – говорится в ответе венгерской компании.

Издание обратилось к нескольким импортерам, которые получают нефть через «Дружбу». Однако они отказались комментировать ситуацию, следовательно подтверждение из других источников, что за утилизацию нефти взялись и другие европейские компании, нет.

В сообщении MOL также говорится, что компания самостоятельно проведет очистку российской нефти, «используя новейшие технологии с добавлением чистой нефти».

Возобновление поставок нефти «Дружбой» на территории Венгрии MOL ждет во второй половине мая, «согласно договоренностям с российскими и украинскими транспортными компаниями». В ожидании кондиционной нефти из трубы, компания, как говорится в официальном сообщении, работает без перерывов, используя предоставленные властями Венгрии стратегические резервы.

Таким образом венгерская сторона фактически подтвердила информацию, предоставленную в «Укртранснафте» о том, что основные потребители нефтепровода «Дружба» согласовали с Россией условия решения крупнейшей техногенной аварии в истории сети. Остается лишь вопрос о размере компенсации, которую получит каждая из сторон.

Больше о коллапсе на нефтепроводе «Дружба» читайте в первом материале ИА ZIK на эту тему: «Грязная нефть: Как санкции и желание мести вызвали наибольшую техногенную катастрофу России».

Аналитическая группа ИА ZIK

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-06-27 07:15 :20