Новости » Львов 30 апреля, 2019, 14:11
Анахронизм в искусстве, квинтэссенция художника и культ массовости – невиданный мир художников

Как говорил выдающийся ирландский поэт Оскар Уайльд: «Искусство – бесконечно». Во Львове это особенно заметно – заходишь в уютную кофейню города, видишь ряд красивых и красочных картин неизвестного автора. Гуглишь и узнаешь, что этот создатель не заканчивал ни одного художественного вуза, где научился бы рисовать. И думаешь, неужели все, у кого душа рвется к творению картин, художники? Нужно учить и впоследствии придерживаться устоявшихся канонов живописи? Как вообще создать свой творческий стиль? И существуют ли художественные проекты ов Львове? Ответы на эти вопросы получите от супружеской пары львовских художников, творцов нового арт-проекта «Протяг» Зоряны Савки и Романа Хруща.

О хобби с детства, которое переросло в нечто большее

Зоряна: В детстве все рисуют, и я не исключение – ходила в художественную школу со второго класса. Проходил год за годом и, видимо, как и в жизни каждого подходит «страшное» время, когда решаешь, чем хочешь заниматься всю жизнь. По сути, у меня не было много вариантов, поскольку единственное, что я всегда умела делать, – это рисовать. Поэтому пошла во Львовский государственный колледж декоративного и прикладного искусства имени Ивана Труша. Там и познакомилась со своим будущим мужем – Романом (смеется, – ред.).

Львівська художниця Зоряна Савка
Львовская художница Зоряна Савка

Во время учебы в колледже началась моя активная студенческая «аттракция»: принимала активное участие в волонтерстве – организовывала творческие вечера, арт-проекты. А также понемногу у меня появлялось свобода в искусстве – добавляла в свои работы те цвета, которые я видела, рисовала те фигуры, которые я представляла. И, несмотря на мою инициативность, преподаватели часто не воспринимали этот творческий порыв и останавливали, заставляли придерживаться устоявшихся канонов искусства. Я бунтовала, «хулиганила» в картинах и не прислушивалась к советам своих наставников. Думаю, что, собственно, из-за этой внутренней революции я нашла стили, в которых рисую.

Роман: Как сказал Пикассо: «Все дети – художники». Когда я был ребенком, рисунок для меня был способом самовыражения, с помощью которого я доносил родителям свои переживания и заботы. Со временем я начал регулярно рисовать и это стало привычкой. Помню: во время урока рисования в школе я разговаривал с учителем и сказал, что мне не важен его предмет – рисование, потому что художником я не стану, поскольку это не серьезная профессия. Хорошо, что тогда я не воспринимал это как ремесло, потому загнал бы себя в правильные и скучные рамки.

Львівський художник Роман Хрущ
Львовский художник Роман Хрущ

Я так же как и Зоряна после девятого класса начал размышлять, куда поступать. Тогда было очень круто, как и сейчас, работать программистом. Соответственно, хотел учиться на него. Но мама уговорила меня поступить в «художественный колледж», где я ростиму как художник. Что я и сделал.

Во время обучения я понял: когда взрослеешь, важно не потерять оригинальность, которая есть у каждого ребенка. И пока ты не задумываешься, что рисование – рутинная и повседневная работа, ты настоящий художник.

Разнообразные стили, как метод самовыражения

Роман: Определиться со стилем очень сложно. Когда мы рисуем детьми, стиль не важен для нас. Потом, когда поступаешь в колледж, ты начинаешь познавать академические правила. Впоследствии строгость этого подхода надоела и началось «создание» картин, не придерживаясь стандартных правил. Например, компоновал разные, на первый взгляд, несовместимые жанры, как результат, получалось что-то причудливое и интересное. Мне нравилось.

Как мы с Зоряной были на фестивале «Резиденция» (это мероприятие, где собирают различных художников, которые в короткий срок должны создать ряд однотематичних картин, – ред.), организаторы нас «штормили», чтобы определили свой художественный стиль. Меня определили как символиста. Просмотрев свои работы, я частично согласился с этим утверждением. Думаю, меня как символиста определили из-за моего большого акцента на цвете и элементах работы, чтобы создать некий загадочный «символ».

Почему я делаю такой акцент на цвете? Потому что ученые исследовали, что в музыке есть семь основных нот, в рисовании же – семь цветов. В музыке важен интервал, с помощью которого создается настроение, влияние на человека, который воспринимает звук слухом. В живописи же (и, собственно, других стилях картин, – ред.) – эти интервалы и ритмы сохраняются, но добавляется еще и цвет, и через зрение можно передать людям свои эмоции.

Фото: Зоряна Савка
Фото: Зоряна Савка

Раньше (когда Роман учился в колледже, – ред.) я не мог подумать, что заменю свои акварельные краски масляными, поскольку пользовался ими довольно долго. И на пятом курсе колледжа одну из лекций посетил известный львовский художник Владимир Рыботицкий. Он сказал: «Или вы покупаете масляные краски и в дальнейшем работаем ими, потому что пятый год работать только акварелью – не дело, или перестаете рисовать». Тогда я потратил почти всю стипендию на покупку масляных красок. Это того стоило. Поэтому, суммируя весь опыт, я не могу сказать, какой у меня стиль или направление картин, ибо он уникален.

И в целом понятие стиля – очень абстрактно. Как сказал известный художник Павел Маков: «Мне безразлично, какого я стиля или направления. Это работа искусствоведов определять, а я просто рисую».

Зоряна: Мы говорили, что я начала рисовать со второго класса. И профессионально этим занимаюсь недавно – всего четыре года. Порой бывают вещи, когда ты делаешь то, что не можешь объяснить. То есть на тебя что-то влияет неизвестное. Я не хочу привязывать сюда религию, поэтому скажу, что это космос.

Первое, когда ты ищешь свой стиль, ориентируешься на свои повседневные предпочтения. Меня всегда интересовало общение, то есть анализ отношений, почему и как люди относятся друг к другу. Поэтому многие мои работы связаны с портретами людей. В картинах я руководствуюсь чувствами и эмоциями. Хотя немало людей меня определяли как портретиста, я не могу так однозначно себя классифицировать. Я скорее представитель анахронизма (сочетание нескольких стилей, – ред.).

О том, как отличить качественную и некачественную работу

Зоряна: Для меня качественная картина обычно сделана масляными красками, ведь это символизирует «дороговизну». Бывает, как смотришь на работы, а там «курица лапой»: присутствуют три цвета без полутонов, краски смешаны на холсте небрежно, а понятие композиции отсутствует у художника, потому что все расставлено никак – не несет никакого смысла.

Сейчас можно наблюдать культуру массовости, что художники рисуют как можно больше, и часто пренебрегают качеством и оригинальностью. И нужно понимать, когда ты пишешь картины, ты должен отдать этому душу и рисовать не быстрее, а лучше – более авторитетно иметь меньшее количество работ, но качественных, чем много некачественных. И через эту количественную избыточность, собственно, создается массовый культ, когда внимание приковано не к идее картины, а лишь до хорошего изображения. Но при рисовании люди часто пренебрегают художественными понятиями, что обесценивает картину. Но тогда, зачем говорить, что ты художник?

Роман: Мой духовный наставник Борис Буряк как-то сказал: «хороша та работа, которая цепляет». То есть может быть два идеально нарисованные полотна, но на одно ты смотришь и понимаешь – оно тебе нравится, а второе тоже неплохое, и твоя душа «не звучит».

Было исследовано, что понятие «нравится – не нравится» зависит от трех уровней восприятия: сознательное, когда ты видишь в работе что-то узнаваемое, поэтому оно тебе нравится; подсознательное – в работе мозг видит скрытые символы; высшее сознание – здесь уже свои правила, которые по-своему «искажают» картину.

Можно провести хорошую параллель между импрессионистами и академистами (классическое искусство, которое начали преподавать в академиях, – ред.). Для импрессионистов в картинах важно уловить эмоцию, свет, момент, который вдохновил художника написать картину. Академисты же не понимали этого порыва, ведь в своих работах все подробно, «хладнокровно» просчитывают. Как результат, эмоции на их полотнах выражены довольно блекло, от них веет театральными, фальшивыми сценками, логикой изложения и анализом. И тут встает вопрос, кому какая работа больше понравится? Конечно, это зависит от личных предпочтений.

О символах в картинах

Роман: Как часто говорят музыканты, они создают музыку, потому что им это нравится. У меня примерно то же самое. Я не ставлю первоочередную цель что-то донести до людей своими картинами. Я их рисую, потому что чувствую в этом потребность и желание. В целом картины с домами (которых у Романа Хруща есть более чем 20 – ред.) символизируют концепцию центра, места силы, традиций и рода. А корни, которые я тоже часто «делаю» – это люди и разноцветные явления.

Фото: Зоряна Савка
Фото: Зоряна Савка

Зоряна: У меня есть серия работ, над которой я сейчас работаю, она называется «Идентификация». Из-за нее меня хотели привязать к портретистов. В этих работах изображены портреты людей: на полотнах «описаны» различные жизненные драмы, эмоции, трансформации, изменения, которые испытает каждый в течение времени.

Фото: Зоряна Савка
Фото: Зоряна Савка

Как-то я сделала выставку этих картин. На экспозицию пришла знакомая Романа, которая весьма интересуется исследованием аур. В моих работах она увидела свое – на одних видела «след» Романа, хотя там не было подписей, на других себя. То есть люди, глядя на картины, видят то, что они хотят. И тебе, художнику, это не угадать.

О самых интересных работах

Роман: самые Интересные те работы, которые имеют элементы «жизни». Например, на «Резиденции» было мало дней для выполнения работ, а моя техника рисования маслом требует много времени. Поэтому я выполнял две работы параллельно. Так вот. Времени не хватало, поэтому экспериментировал, благодаря чему я нашел новый способ создания символики в работах.

При рисовании следует понимать: ты не можешь контролировать весь процесс. Моя техника подразумевает примерно 20% свободной работы краски. Бывает, что наносишь определенную символику, а сам материал еще дорабатывает. И к завершению работа еще дополняется «скрытым» смыслом. Главное – почувствовать момент между пусть доработает сама, и это уже лишнее. Этот выбор оставить – значит, что ты отдаешься воле случая.

Фото: Зоряна Савка
Фото: Звездная Савка

Зоряна: Мне трудно выделить какую-то одну работу, ведь все картины, словно дети. Однако, несмотря на мой рост как художника, самые интересные те, которые сделаны за последние два-три года. Почему? Это период времени, когда ты на 100% знаешь, что делать. Во время колледжа и академии было чисто сухое обучение, а дальше я, постигнув все азы искусства, начала создавать свое, новое.

После эволюции моего становления я с недавней выставки выбрала четыре полотна, которые мне совсем не нравились. Их перерисовала так, как мне хотелось. В результате вышли новые хорошие работы, я бы даже сказала – особенные. Этот процесс творения мне запомнился тем, что во время «преобразования» я анализировала, продумывала то, что хочу увидеть. Это было интересно и вдохновенно.

О поиске вдохновения и творчества

Роман: Я нахожу свое вдохновение в музыке. Музыка помогает войти в состояние, когда поток мыслей успокаивается, и ты в своей уютной мастерской «сотрудничаешь» с красками на полотнах.

Фото: Зоряна Савка
Фото: Звездная Савка

Мне кажется, что мы все всегда вдохновленные, просто нашу музу убивает неоправданно озабоченная обыденность. То есть правильный вопрос не как вдохновиться, а как почувствовать музу в себе. Как же? Побыть на природе: ты идешь домой, видишь багряный закат, который разрисовывает небо, и думаешь, какой красивый мир. А бывает – спешишь с самого утра на деловую встречу, бежишь весь озабоченный, а в дали слышишь пение птиц...и все это те обыденные вещи, которые нужно чувствовать. Они добавляют тебе баланс, необходимый для работы.

Зоряна: Раньше я думала, что меня вдохновляют люди, которые создают инновации, изменения в обществе. Сейчас они не мотивируют меня работать. Почему? Видимо, я изменилась. С каждым днем все больше удивляюсь себе, пытаюсь понять, что же мне делать, чтобы достичь просветленного состояния, который даст порыв творить искусство. Хотя порой вдохновение приходит само по себе: бывают дни, когда рисую целый день, а есть и такое, когда не хочешь ни брать кисти, ни видеть красок.

О том, каким должен быть настоящий художник

Роман: Это спорный вопрос. По моему мнению, здесь нужно отличать художника от ремесленника. Они отличаются тем, что художник владеет ремеслом и умением творить картины, а ремесленник – просто владеет техническими навыками и не имеет художественного чутья. Также настоящий художник не зацикливается на заработке, ведь он делает то, что ему нравится. То есть идет по зову сердца, как это делал Дон Кихот, однако с успешным завершением.

О мечтах и планах

Зоряна: У нас с Романом совместные планы на будущее: арт-проект «Протяг», презентация которого состоится уже скоро – в мае. Он состоит из пяти человек, где четыре – художника. С помощью этого проекта мы хотим популяризировать молодых львовских художников. Сейчас мы готовим выпуск видео о каждом из нас, где рассказываем, как мы работаем и живем. Также вскоре состоится отчетная выставка, чтобы люди увидели, кто мы такие. И вообще цель этого проекта – создать творческий центр Львова, куда приходили бы новые художники, которых мы обучали.

А относительно наших персональных выставок, то каждый из нас – Романа и я – дальше развиваться как художник и организовывать свои персональные выставки работ.

Беседовала Екатерина Клименко,
ИA ZIK


Реклама

Если вы хотите провести выставку своего оборудования или товаров, то лучшего места, чем Киевэкспоплаза вы просто не сможете найти. Кстати, наш центр переехал за пределы города и там обустроил большую территорию. Вас ожидает большой загородный инновационный центр.

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-06-19 03:41 :10