Новости » Мир 25 апреля, 2019, 16:49
Космический телескоп «Хаббл» празднует день рождения – уникальные фотографии космоса

25 апреля 1990 года космический шаттл «Дискавери» вывел 13 метровый телескоп «Хаббл» на околоземную орбиту.

Совместный проект NASA и Европейского космического агентства (ЕКА) по созданию большого космического телескопа, который будет смотреть не на Землю, а на звезды, начали еще в 70-х годах прошлого века. С начала проектирования до запуска было затрачено 2,5 млрд долларов. Общие затраты на проект по состоянию на 1999 год оценивались в 6 млрд долларов с американской стороны и 593 млн евро, которые были уплачены европейцами.

Телескоп назван в честь выдающегося американского ученого Эдвина Пауэлла Хаббла, главным достижением которого было открытие эффекта расширения Вселенной.

Это не просто многотонный телескоп – это настоящая автоматическая орбитальная обсерватория. Телескоп разместили в космосе на высоте более 500 км, поскольку земная атмосфера сильно затрудняет наблюдения в некоторых диапазонах (инфракрасном, ультрафиолетовом), а также практически не позволяет регистрировать электромагнитные излучения средней и низкой интенсивности. Таким образом, «Хаббл» делает в 10 раз более качественные снимки, чем аналогичные аппараты на поверхности Земли.

Статус главного «небесного глаза» телескоп приобрел не сразу после своего запуска, потому что изначально при изготовлении оптики, в частности главного зеркала, подрядчиками была допущена серьезная ошибка. Это сильно сказывалось на качестве получаемых снимков. Дефект был устранен лишь в 1993 году, когда астронавты совершили первую в мире экспедицию по техническому обслуживанию и ремонту телескопа в открытом космосе. Процедура установки корректной оптической системы стала одной из самых сложных операций в истории астронавтики. Результат не заставил себя долго ждать – качество изображений возросло на несколько порядков и «Хаббл» был готов открывать новые, неизведанные тайны космоса.

Этот уникальный телескоп, который еще не раз совершенствовали, сделал несколько миллионов фотографий дальнего космоса, множество открытий, на базе которых была построена не одна космологическая теория. Ежемесячный поток данных от «Хаббла» превышает 80 Гигабайт, а их общий объем составляет терабайты и терабайты бесценной информации.

По состоянию на сегодня, телескоп до сих пор работает и кружит над нашей планетой. Ученые считают, что «Хаббл» можно еще использовать не менее, чем 10-20 лет. Его преемника, космический телескоп «Джеймс Вебб», планируют запустить в мае следующего года.

Предлагаем осмотреть самые выдающиеся снимки, которые сделал телескоп «Хаббл».

Материалы, использованные в статье, взяты из открытых интернет-источников.

Подготовил Юра Мартинович,