Новости » Экономика 24 апреля, 2019, 13:52
Накроет ли Украину топливный кризис? Эксперты проанализировали «приветы» из России и Беларуси

Известия из России и Беларуси по ограничению экспорта нефтепродуктов в Украину в очередной раз обострили внимание к критической зависимости Украины от импорта топлива и незащищенности украинского потребителя от внезапного прекращения поставок. Эксперты отмечают: пока оснований для паники украинцев нет, но нужны быстрые меры со стороны Правительства.

Что произошло?

За несколько дней до второго тура выборов Президента Украины правительство России запретило экспорт в Украину российской нефти и нефтепродуктов. Такие новости со ссылкой на премьер-министра РФ Дмитрия Медведева 18 апреля облетели все СМИ. По словам Медведева, уже с 1 июня некоторые категории товаров, среди которых уголь, нефть и нефтепродукты, можно будет вывозить в Украину только на основании отдельных разрешений.

Эксперты, проанализировав подробнее решение правительства РФ, пояснили: на самом деле в приложении №3 Постановления №460-25 от 18 апреля речь идет не о запрете, а об изменении процедуры: раньше экспорт осуществлялся по разрешениям Федеральной службы таможенного и экспортного контроля РФ, а теперь эти функции делегированы Минэкономразвития РФ.

В Министерстве экономического развития и торговли Украины среагировали – назвали действия РФ недружественными относительно Украины, но ожидаемыми.

«Отмечаем, что такие шаги со стороны Российской Федерации ожидаемы. Вместе с тем, в ближайшее время Министерством экономического развития и торговли Украины совместно с другими органами государственной власти, в частности Министерством энергетики и угольной промышленности Украины, Министерством финансов Украины, Министерством инфраструктуры Украины, Государственной фискальной службой Украины и другими планируется провести дополнительную оценку введенных Российской Федерацией мероприятий, а также обсудить дополнительные первоочередные действия по минимизации возможных негативных последствий для экономики Украины», – сказано в сообщении украинского министерства.

23 апреля прилетела весть о том, что Беларусь остановила экспорт бензина и дизельного топлива в Украину, страны Балтии, и Польшу за низкое качество российской нефти. Об этом заявил заместитель генерального директора Белорусской нефтяной компании (БНК) Сергей Гриб.

«Прекращена поставка светлых нефтепродуктов бензина и дизтоплива в Украину, Балтию и Польшу. На текущий момент контрактные обязательства прекращены до момента решения вопроса с российской нефтью», – цитирует Гриба информагентство Белта.

В.Омельченко: Это плохая, но пока что не трагическая новость

На фоне таких информационных сообщений цены на украинских автозаправках незначительно, но поползли вверх. Есть ли основания паниковать? Есть ли угрозы для весенней посевной в Украине?

«Действительно, это плохая новость, но пока она – не трагическая. Есть другие источники поставок нефтепродуктов в Украину. Однозначно, чего можно ожидать – повышение цен на нефтепродукты и эта тенденция уже началась. За последнюю неделю цена на нефтепродукты заметно возросла, – комментирует для ИA ZIK директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.

По словам эксперта, Украина на сегодня может получать нефтепродукты более чем из 10 различных источников. Но проблема в том, что в Украине недостаточный резерв, нет стратегических запасов нефти и нефтепродуктов. Пока заключатся новые контракты на поставки топлива, это может привести к определенному дефициту и увеличению цены достаточно сильно.

«Украина может поставлять нефтепродукты через терминал Одесского региона, из Болгарии, Румынии, Азербайджана. Но это будет стоить дороже, потому что там другая логистика и невозможно так быстро отреагировать на изменение и покрыть этот дефицит, – объясняет В.Омельченко. – Подорожание топлива уже происходит. Возможен рост на 1,5-2 грн – в зависимости от того, какой сложится дефицит. Потому что у нас действительно серьезная зависимость от нефтепродуктов из Беларуси – более 45%. Зависимость от России по дизельному топливу и сжиженному газу – свыше 40%».

Относительно политической составляющей в упомянутых решениях правительства РФ относительно Украины В.Омельченко комментирует: «Видим, что нет четкого решения Кремля, чтобы отменить поставки в Украину. Изменен порядок предоставления разрешения на экспорт нефтепродуктов. Раньше этим занималась таможенная служба, сейчас эта функция передана в Минэкономпразвития РФ. Сейчас изменен порядок. Но в любой момент возможно полное прекращение поставок нефтепродуктов. Этого тоже нельзя исключать.

По Беларуси – проблема озвучена Лукашенко и белорусскими властями, которые завезли 700 тысяч тонн нефти на нефтеперерабатывающие заводы Беларуси, но она не соответствует стандартам. Эта проблема сейчас решается. Большая часть нефтепродуктов, которые производятся в Беларуси, поставляется в Украину. Такая большая зависимость напрямую связана с проблемами украинского рынка».

«Оснований для паники нет. Но нужна быстрая реакция на складывающуюся ситуацию», – подчеркивает В.Омельченко.

Г.Рябцев: Проблемы еще нет, но есть угроза ее наступления

Эксперт по энергетическим вопросам Геннадий Рябцев подчеркивает: речь не идет о прекращении, а лишь приостановлении или сокращении поставок нефтепродуктов из РФ и Белоруссии.

«Это не прекращение, а приостановка или сокращение. Все белорусские компании подтвердили, что они выполнят свои обязательства перед контрагентами, в частности, украинскими, в полном объеме. Проблемы, возникшие сейчас, являются форс-мажорными и будут решены в ближайшее время. Можно сказать, что уже после праздников все проблемы, связанные с сокращением поступлений белорусских нефтепродуктов в Украину, будут решены. Удивительно наблюдать, что «утки», которые распространяют российские СМИ активно тиражируют украинские СМИ», – подчеркивает Г.Рябцев.

Относительно экспорта из России, добавляет эксперт, речь идет не о запрете, а об особом порядке для экспорта российских нефтепродуктов. «По нефти, российскую нефть Украина не закупает где-то с 2011-2012 годов. Фундаментальных проблем, на мой взгляд, не наблюдается. Проблема в том, что украинское правительство в течение последних пяти лет не делало ничего, чтобы обезопасить украинскую экономику от внезапного прерывания поставки нефтепродуктов с российского направления. Все разговоры о том, что мы слезли с газовой или нефтяной иглы – не имеют под собой никаких оснований, это только слова. Украина продолжает зависеть от поставок энергоносителей из страны-агрессора. Правительство только говорит о необходимости диверсификации, создания страховых запасов, прекращении любых торговых отношений с РФ. На самом деле ничего такого не происходит. Подтверждением этому является релиз Министерства экономического развития и торговли Украины, в котором очень странно сформулировано  происходящее. Сказано, что решение правительства РФ было предсказуемым, однако меры нужно принимать лишь сейчас», – анализирует Г.Рябцев.

Сегодня ситуацию на рынке нефтепродуктов в Украине обсудят на заседании Кабмина. Эксперты надеются, что их предложения будут услышаны и выльются в конкретные решения.

«Какими должны быть решения? Создание каждым оператором страхового неснижаемого запаса, подписание не краткосрочных, а долгосрочных контрактов, прежде всего, с поставщиками, находящимися на западе от Украины. Необходима разъяснительная работа среди автомобилистов, которая бы обезопасила от возможных панических настроений. Проблемы еще нет, но есть угроза ее наступления. Поэтому нужно действовать, а не орать», – считает Г.Рябцев.

Решение правительства РФ эксперт называет дополнительным рычагом влияния страны-агрессора на украинскую экономику. «Понятно, что разрешения на экспорт будут выдаваться, ведь экспортирует в Украину нефтепродукты, прежде всего, государственная структура «Роснефть». Было бы странно, если бы министерство экономического развития РФ ограничивало поступление валюты в «Роснефти». Украинский рынок является премиальным и очень выгодным, в том числе, для российских компаний. Но, действительно, в любой момент, министерство экономического развития РФ может просто не дать разрешение, например, в разгар весенних или осенних сельскохозяйственных полевых работ. Тогда могут возникнуть проблемы с поставками дизельного топлива. Чтобы уберечься от этого, нужно не разговаривать, не показывать пальцем на очень плохую РФ, а принимать меры», – заключает эксперт.

Наталья Шутка,
ИA ZIK

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-05-23 11:52 :42