Новости » Политика 23 апреля, 2019, 14:45
Новый президент – старая Рада: поладит ли Зеленский с парламентом?

Пока ЦИК все еще подсчитывает все голоса второго тура выборов, победа Зеленского уже стала неоспоримым фактом. А это значит, что все еще только начинается. В частности, новая история отношений президента с парламентом. Почему она будет непростой и сможет ли новоизбранный президент найти общий язык с нынешним составом Верховной Рады – объясняют политические эксперты.

«Мечта» о розпуске Рады

Тема возможного досрочного роспуска парламента появилась еще до окончания президентских выборов. Политические эксперты соглашаются с тем, что объективно для новоизбранного президента Владимира Зеленского выгодно было бы провести выборы в Верховную Раду как можно быстрее, иначе существует угроза, что за полгода его рейтинг значительно упадет на фоне нереализованных обещаний и очень завышенных ожиданий многих избирателей относительно его президентства.

Но в ст. 90 Конституции Украины четко перечислены условия, при которых парламент можно распустить. Это, в частности, если в течение одного месяца не сформирована коалиция, если за шесть дней после отставки Кабмина не создано новое правительство или если в течение тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться. При этом полномочия Верховной Рады не могут быть досрочно прекращены в последние шесть месяцев срока полномочий парламента, а очередные парламентские выборы, как известно, должны состояться 27 октября.

«Роспуск парламента был бы в интересах Зеленского, потому что за время до выборов его действия могут разочаровать значительную часть его электората, который очень разный, с разными взглядами, а угодить всем одновременно невозможно, – говорит профессор политологии Киево-Могилянской академии Алексей Гарань. – Но для того, чтобы действительно выйти на досрочные выборы, надо достичь политического консенсуса с основными игроками в парламенте. А они как раз сейчас не заинтересованы в досрочных выборах, и поскольку право проводить инаугурацию президента в руках парламента и спикера, то я думаю, что они просто назначат инаугурацию на 28 число, и соответственно, у него уже не будет технического права роспуска парламента. Даже сейчас чисто с юридической точки зрения это весьма сомнительно пробовать распустить парламент на основании несуществования коалиции. Поэтому мог прогноз, что сторона Зеленского желает досрочных выборов, но вряд ли им это удастся сделать».

Кто поддержит Зеленского

Таким образом перед новоизбранным президентом стоит вопрос, как находить общий язык с нынешним составом парламента. А это, так или иначе, нужно будет делать, ведь президент должен подать свои кандидатуры на министра иностранных дел и министра обороны, генерального прокурора и председателя СБУ. Торги за эти должности в большой степени будут определять формат будущих договоренностей.

Политолог Владимир Фесенко предполагает, что сначала будет определенное окно возможностей. Возможно, первые недели работы нового президента или где-то до середины июня часть депутатов будет демонстрировать лояльность к нему. Будет это взаимодействие конструктивным или будет какая-то конфронтация, будет зависеть от того, как будут решать в парламенте кадровые вопросы.

«Если удастся без проблем найти голоса и Верховная Рада утвердит кадровые предложения президента, тогда можно будет говорить о хотя бы относительно конструктивном сотрудничестве. Относительно законодательных инициатив Зеленского, то я думаю, что здесь не стоит ожидать поддержки всех предложений. Но сначала все-таки определенное взаимодействие возможно. Будут присматриваться – особенно парламент к президенту. Ну и если найдутся люди, которые смогут эффективно обеспечить поиск голосов в Верховной Раде, то тогда это немного облегчит задачу. Но чем ближе к парламентским выборам, тем труднее это будет делать. Конфликтность будет нарастать перед завершения текущей сессии и особенно осенью. Вот там уже многие из парламентариев, представителей различных политических сил, будут критиковать нового президента. Если же кадровые назначения Зеленского в парламенте утвердить не удастся, то конфронтация будет сразу», – говорит политолог.

По его мнению, можно сказать точно, что не будет сотрудничества Зеленского с нынешней президентской фракцией – Порошенко уже сказал, что пойдет в оппозицию и они вряд ли будут поддерживать какие-то инициативы своего преемника, в том числе кадровые. Но договариваться новому президенту можно будет с частью мажоритарщиков, а также с оппозиционными фракциями – от «Батькивщины» до «Самопомощи». Возможно, с частью Оппозиционного блока, но это, опять же, будет предметом переговоров.

«Есть часть людей Коломойского в различных фракциях, которые готовы уже сейчас поддерживать Зеленского. Скажем, есть люди из Укропа, есть фракция «Возрождение», где значительно влияние Коломойского. Есть люди и из других фракций. Например, с Зеленским сотрудничал Лещенко, возможно, некоторые из Самопомощи, еще некоторые «Народного фронта» и БПП. То есть очевидно, что в ВР будет группа депутатов, а может, даже некоторые фракции, которые захотят сотрудничать с новым президентом, но будет ли этого достаточно для создания большинства – сомнительно. Поэтому все будет зависеть от тех шагов, которые будет предлагать Зеленский», – говорит Алексей Гарань.

«И мы должны, опять же, учитывать перспективу выборов. Основные политические оппоненты Зеленского не захотят давать ему какие-то дополнительные козыри. Их задачей будет, скорее, показать неумелость нового президента и неспособность его команды к выполнению обещаний. А он наобещал очень много и очень много популизма. С другой стороны, Зеленский тоже будет пытаться шантажировать парламент, апеллировать к избирателям, говорить, что вот видите – этот парламент не хочет принимать необходимые решения. То есть будет такое перетягивание каната», – прогнозирует он.

Кадры президента

Кого предложит новоизбранный президент на должности, которые относятся к его сфере, до сих пор до конца непонятно. Презентация команды Зеленского в канун второго тура выборов еще может ничего не значить, предупреждают эксперты, ведь все будет зависеть от закулисных договоренностей.

«Скорее всего, Иван Апаршин, которого представили в командные еще до выборов, может быть кандидатом на должность министра обороны, – предполагает Владимир Фесенко. – Есть информация о том, что Данилюка могут выдвинуть на должность министра иностранных дел, хотя были сообщения, в том числе от него комментарии, что он не очень хочет. Но на сегодня, я так понимаю, там просто нет другой такой весомой кандидатуры на эту должность. Возможно, в ближайшие дни найдут какую-то приемлемую и достаточно уважаемую кандидатуру на эту должность».

И пока трудно сказать, кто может претендовать на должность генпрокурора и руководителя СБУ, добавляет политолог: «В команде Зеленского есть целая группа юристов, но которые не работали в этих сферах. Поэтому могут появиться, скажем так, «гражданские руководители» – профессиональные юристы, но представители этих структур. Такое возможно, и это тоже будет эксперимент. Посмотрим, что из этого получится. А возможно, найдут специалистов или из бывших прокуроров, или бывших представителей спецслужб, которые могут помочь новой команде. Поэтому это вопрос открытый. По большинству кадровых инициатив президента, я думаю, что заранее определенных кандидатур еще нет».

Алексей Гарань придерживается мнения, что было бы очень хорошим шагом оставить Павла Климкина на должности министра иностранных дел, по крайней мере, на определенное время. «Это бы свидетельствовало о том, что курс Украины неизменен. К тому же Климкин очень опытный, на нем замыкается очень много международных контактов. Но пойдет ли на это Зеленский – не знаю, ведь мы понимаем, что сейчас к нему стоит очередь и тех, кто работал с властями до 2014 года, и тех, кто был в новой власти после 2014, но был оскорблен и вынужден уйти. То есть многие сейчас захотят получить должности», – говорит эксперт.

Такая ситуация неопределенности и угроза конфронтации между новым президентом и действующим парламентом, конечно, не самая лучшая для работы правительства, но в этом случае Кабмин должен быть как раз стабилизирующей силой, считает политолог.

«В этих условиях очевидно, что Кабмин должен амортизировать те вызовы, которые есть. Кстати, перед президентом Зеленским встанет вопрос: а как насчет сотрудничества с МВФ? Надо подписывать новый меморандум. Там есть непопулярные решения, но ему нужно будет их принимать. Или не принимать и тогда не получить поддержку МВФ. Поэтому я думаю, что на самом деле победить – это одно дело, а потом доказать свою эффективность – это другое. И мы видели много примеров в истории Украины и не только Украины, когда новоизбранный президент довольно быстро терял свою популярность», – заключает Алексей Гарань.

Подготовила Татьяна Штыфурко,
ИА ZIK

Читайте больше новостей на тему: выборы 2019: второй тур

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-05-22 01:33 :30