Новости » Общество 18 апреля, 2019, 15:54
Оксана Лынив: Не потратила ни минуты своей жизни на просмотр «95 квартала»

Во вторник, 16 апреля, Международный институт образования, культуры и связей с диаспорой (МИОК) Львовской политехники организовал и провел встречу с Оксаной Лынив – музыкантом мировой славы, первой женщиной, которая стала главным дирижером Оперы города Граца (Австрия), арт-директором и дирижером Молодежного симфонического оркестра Украины (YSOU), соучредителем и арт-директором фестиваля LVIVMOZART. Встреча приходила под лозунгом: «Успех Оксаны Лынив – это ключ к успеху Украины».

Во время этой встречи, которую модерировала директор Международного института образования, культуры и связей с диаспорой Ирина Ключковская, шла речь о пути Оксаны Лынив к мировой славе, музыкальное образование в Украине, об интеграции украинской музыки в европейское пространство, прочность личной украинской позиции в чужой профессиональной среде, красную линию, через которую переступить нельзя.

Перед началом разговора выступил народный камерный оркестр «Полифония» Львовской политехники (художественный руководитель Роман Крисленко). Выступление этого коллектива высоко оценила Оксана Линей.

«Чтобы не произошло в Украине мы будем знать, что есть в мире люди, которые, как Атланты, держали, держат и будут держать небо Украины. К таким людям относится Оксана Лынив», – сказала Ирина Ключковская.

В мировом контексте украинское музыкальное образование имеет большие преимущества

Отвечая на вопрос о том, как в сложных 1990-х годах удалось разглядеть мечту своей жизни, Лынив Оксана рассказала: «Свою мечту не могла тогда четко разглядеть, это было скорее интуитивное ощущение, что это дело, без которого я не смогу жить. Я из семьи музыкантов, – отец хормейстер, мать – учительница музыкальной школы в городе Броды. С рождения меня окружала музыка, хотела быть музыкантом, но возникал вопрос, каким музыкантом. Мне хотелось работать с коллективами, большим количеством людей. Училась в Дрогобычском, а затем во Львовском музыкальном училище.

Явление наших музыкальных училищ для мира – феноменально. Нигде в Европе нет такой формы учреждений, как наши музыкальные училища, где мы получаем общее образование и параллельно – различные музыкальные предметы. Это было первое место, где я могла получить первые уроки дирижирования. Когда сдавали государственные экзамены, это был концерт со студенческим оркестром, в котором одновременно и играли, и дирижировали. Мое выступление заканчивал этот праздничный концерт. Я стояла в зале с цветами и подошел ко мне один очень старенький господин, он был один из очень уважаемых музыкантов Львова. Подошел со словами: «Можно я вас перебью, я хочу вам что-то сказать. Вы, конечно, не Тосканини, но будущее у вас большое». Я тогда играла на свирели, почему Тосканини и какое меня ждет будущее, я не знала. Но эти слова отпечатались в моей памяти. После этого подошел ко мне однокурсник и спросил, не хочу ли попробовать продолжать обучение на симфоническом дирижировании. Считала это направление только мужским, для меня это было как служба в армии. Но попробовала – сначала поступила на подготовительный факультет, затем на основное обучение по основам симфонического дирижирования.

Нужно сказать, что в мировом контексте наше музыкальное образование имеет большие преимущества. Нигде нет таких условий, какие мы могли получить тогда во Львовской музыкальной академии – по количеству часов по специальности, практической работы с оркестром. Во время урока для нас играли симфонические клавиры двое профессиональных концертмейстеров на двух роялях и мой педагог по дирижированию подробно наблюдал за каждым тактом и анализировал, что было не так сделано. То есть, на одного студента работало трое преподавателей на два часа времени. В общем было 4 часа симфонии в неделю, 3 часа оперы и оркестровая практика. Позже я еще 4 года училась в Дрезденской высшей школе музыки и когда рассказала своему профессору, как была построена учебная программа во Львове, они были очень удивлены и говорили, что в Германии на это не хватит никакого бюджета. Если бы я не получила базовое образование во Львове, я бы не знала ничего. Когда сейчас об этом рассказываю в Германии, то многие студенты-практиканты едут во Львов на консультацию к моему преподавателю».

Очень счастлива, что в мире бренд украинской музыки уже так прочно прицепился ко мне

Во всех программах Оксаны Лынив есть произведения украинских композиторов. Она рассказала о том, насколько сложно быть в мире дирижером-профессионалом высокого класса, украинцем по происхождению:

«За рубежом знакома и сотрудничаю со многими выходцами из других государств, которые становятся своего рода успешными индивидуально. Наблюдаю, насколько тесно они держат связь со своей родиной. Для многих гораздо проще завоевывать европейского слушателя европейской музыкой, подстраиваясь под ту манеру, которую они хотят слышать. Гораздо более сложный путь – продвигаться самому и тянуть украинскую музыку украинских композиторов, которых никто не знает. Почему я хотела добиться этого успеха? Пока ты никто – маленькая девушка, которую можно поставить в уголок, – ты ни на что не влияешь. Когда выстраиваю свой авторитет, соответственно могу начать диктовать свои художественные условия. Сейчас я уже в том статусе, когда меня приглашают и предлагают делать то, что я хочу, то есть подстраиваются под мои планы. Очень счастлива, что бренд украинской музыки в мире уже так прочно зацепился ко мне, – оркестры знают, что предлагаю такое, что никто не слышал, украинское».

Когда стояла перед лучшим немецким оркестром, понимала, что мне некуда возвращаться

Отвечая на вопрос, как такая хрупкая особа справляется с мощными коллективами, дирижер ответила:

«Все начинается с подготовки. Когда я закончила Львовскую музыкальную академию, у меня не было никаких перспектив, разве дирижирование церковным хором или детским коллективом. Мне попало в руки объявление о первом международном конкурсе дирижеров и я поняла, что это мой шанс – нужно подать заявку. Через три месяца пришло сообщение, что меня отобрали. В программе конкурса была 5-я симфония Густава Малера, которую не исполнял ни один оркестр Украины. Поэтому для подготовки я могла слушать в интернете записи. Когда приехала на конкурс, надо было работать с одним из лучших немецких оркестров. Тогда понимала, что в этот момент, когда стою на этой сцене перед лучшим немецким оркестром, мне некуда возвращаться, – у меня за спиной нет перспективы (разве дирижирование церковным хором или детским коллективом). Оркестр играл эту музыку уже 16 раз и был раслаблен, я остановила их раз, второй раз. Тогда оркестр разделился на две части – одни говорили: "вау, наконец кто-то выходит и нас критикует, требует чего-то другого, а другие: кто она такая, откуда она с Украины знает, как дирижировать. После моего выступления ко мне подошла госпожа Малер, у которой текли слезы и она пожала мне руку..

После этого конкурса события моего дирижерского жизни начали очень быстро развиваться. В совершенстве выучила немецкий язык, первое, что купила со своей стипендии – все письма Моцарта»

Создала фестиваль LVIVMOZART, чтобы развеять стереотип о скучной классической музыке

Оксана Лынив поделилась мыслями о популяризации классической музыки: «Если мы посмотрим в каком статусе была поставлена классическая музыка в советском союзе, – госзаказ на композиторов, репрессии, цензура, художественное давление на художников, но что касалось финансирования, то все филармонии имели большие бюджеты.

Сейчас в Украине еще продолжают работать по старым схемам и из-за этого теряют публику. Это было одной из моих сильных мотиваций, чтобы создать фестиваль LVIVMOZART, развеять стереотип о скучной классической музыке, которая была и есть вечной, показать уровень ее престижности, уровень исполнителей.

Когда слушатель приходит на скучный концерт в филармонию, где фальшиво звучит оркестр и стоит дирижер, в действиях которого не видна трактовка произведения, – что они хотели сказать этой музыкой, когда музыка звучит несбалансированно, то естественно, что публика не будет ходить на подобные концерты. В западных странах существует музыкальная критика, там после каждого симфонического концерта выходит, как минимум, три разных независимых критика. Некачественного работника не будут держать в оркестре, он просто не получит следующего контракта. В Украине, где у людей ставки по 50, 60 лет, звания народных, заслуженных, ни на что нет влияния, и все на это закрывают глаза, это, конечно, катастрофа.

Для меня сейчас невозможно принять приглашение от российского коллектива

К российским классическим произведениям не имею никаких предубеждений – это мировое достояние, к которому отношусь с уважением. Когда меня приглашают на контракт, то не знаю, кого еще приглашают на этот контракт. В постановке могут быть артисты и из России. Когда мы все вместе работаем в Вене, то исповедуем уважение друг к другу. Часто российские артисты говорят: «мы вас прекрасно понимаем, нам стыдно за наше государство, нашего президента». С россиянами, которые имеют другую точку зрения, стараемся о политике не говорить. Но в любом случае для меня сейчас невозможно принять приглашение от российского коллектива.

Стыдно читать заголовки в международной прессе о выборах в Украине

Поделилась Оксана Лынив и мнениями о политической ситуации в Украине: «Идеального кандидата в президенты не существует. Мы выбираем между двумя компромиссами. Единственное, что шокирует – рейтинг В. Зеленского. Мне, как украинке за границей, стыдно читать заголовки в международной прессе о тенденциях в Украине, выборах в Украине. О том, что во главе государства может стать шоумен, который ни дня не был в политике. Не потратила ни минуты своей жизни на просмотр «95 квартала», мне всегда было стыдно, что на такое тратят эфир. С другой стороны, страшно, что столько людей это акцептируют. Критика к политикам, которые на данный момент возглавляют государство, конечно, есть. Хотела бы дожить до того времени, когда нашей страной будут руководить профессионалы, которые на первое место поставят интересы государства, его расцвет, а не свой собственный бизнес. В любом случае, это не означает уменьшения ответственности каждого из нас».

Подготовила Галина Палажий,
ИA ZIK
 

Справка

Оксана Лынив родилась 6 января 1978 года в Бродах на Львовщине. С 1996 по 2003 гг. училась во Львовской государственной музыкальной академии имени Николая Лысенко. С 2008 по 2013 годы работала дирижером в Одесском национальном театре оперы и балета.

С 2013 по 2017 годы был дирижером и музыкальным ассистентом генерального музыкального директора Баварской государственной оперы. В 2015 году Оксану Лынив признали лучшим дирижером Баварской государственной оперы в номинации «Классическая музыка». С сезона 2017-2018 – главный дирижер Оперы Граца и филармонического оркестра Граца.

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-05-25 04:25 :41