«На свете столько чудес, о мой Горацио...»
Оксана Думанская
писательница, переводчик

За выходками художественной самодеятельности в эфире и в интернет-ресурсах радуюсь, что люди не забывают о профессиональном театре, в котором и наплачешься, и нарегочешься, и выйдешь из зала осатанелый. После чего мир предстает совсем иным. Театр – он помогает во времена непомерного напряжения, как и в пору бурных радостей.

Кто подумает, что я записалась в театроведы, ошибается. Я просто потребитель театрального продукта. И вижу, как во Львове (или это случайно, что вместе с обновленным названием –Первый?) оживляется успех театра для детей и юношества. Оживляется за счет смелого экспериментирования, которое и раскрывает смыслы, заложенные автором пьесы, режиссером и актерами.

Что интересно – вечером там идут «взрослые» спектакли, и они на любой вкус: насмеетесь, расчувствуетесь, задумаетесь. Последние два года пристально слежу за премьерами или просматриваю спектакли « с опытом», и уже есть любимые.

Самая Первая – «Зернохранилище». Этот спектакль смотрю раз в год, ибо чаще нельзя: слишком сильный эмоциональный градус в каждом эпизоде, слишком эмоционально сложно уравновесить горькие слезы с гомерическим смехом. Но если вы не видели «Зернохранилища» – вы теряете возможность осмыслить украинскую трагедию в современной интерпретации, не из документальных справок или исторических комментариев, а через песни, диалоги, двигательные композиции.

В год, когда Эмму Андиевскую увенчали лауреатским званием, Первый поздравил автора «Джалапитой» – спектаклем по сюжету, в котором нет ни одного реалистичного эпизода, зато было где разгуляться фантазии исполнителей. Меньше часа времени – а вы выходите из зала переполненные добром и такими радостями от увиденного, от узнанного, от воспринятого, затем улыбаетесь незнакомцам. И не в этом ли сила театральных зрелищ – взбудоражить чувства?

«Ромео и Джульетта» – ну что нового в пьесе, которую пересказывают несколькими предложениями на уроках мировой литературы в школе?! А придите в Первый – и вам будет казаться, что вы смотрите историю с другими глубинными замыслами.

Нет, нет, я здесь не ревизирую репертуар, разве что вспоминаю, как на меня же повлияли эти представления. А еще же были и «Прекрасные, прекрасные, прекрасные времена...», и «Алиса», и «Маленькая Баба Яга», и «Проданный смех»,и «Опасная игра», и «Оскар»...

А вчера – премьера. Вроде и знакомый Ганс Христиан Андерсен – и будто предостережение взрослым, чтобы не бросались в деспотизм. «Принцесса и сто поцелуев» пришла в залы суровыми приказами, невозмутимыми лицами, пощечинами за малейшую провинность, чопорными шинелеподобными костюмами и ледяным холодом резких жестов. И если бы не «демократический» Принц из соседнего королевства, то за гимн и за все песни там бы был только «Августин», всех бы кусали искусственные блохи, а в садах и на клумбах царили искусственные цветы.

Дети были в восторге от этой истории. И взрослые тоже.

Я написала о театре, чтобы на какое-то время мои читатели отошли в сторону и посмотрели на все, что творится в украинском пространстве, под другим углом зрения: представления – самые интересные, самые талантливые (или совсем не такие, а неудачливые) и даже гениальные всегда подходят к концу. И мы выходим из зала в знакомую жизнь. Выйдем, научившись отличать искусство от самодеятельности. Выйдем в удивительный мир, в котором не только политический театр.

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-05-24 08:52 :08