Новости » Политика 25 марта, 2019, 17:24
Железнодорожная империя Дубневичей: 8 миллиардов гривень, треть из которых – коррупционные

Около 8 миллиардов гривень «Укрзализныця», начиная с 2008 года, заплатила компаниям из схем Дубневичей и около трети этих средств – коррупционный навар. Ну а считать уголовные дела Дубневичей – вещь бессмысленная, только «корпорации» фигурируют в 1800 судебных решениях.

Об этом говорится в расследовании «ZBK».

В 2016 году мир увидел первые электронные декларации украинских политиков и многие даже на Уолл-стрит с отчаянием осознали, что политика в Украине значительно выгоднее дело, чем работа в ведущих компаниях ЕС или США.

Одними из самых богатых депутатов Верховной рады неожиданно стали Ярослав и Богдан Дубневичи, которые задекларировали 960 миллионов гривень семейных сбережений, 69 квартир, 23 дома, 38 объектов коммерческой недвижимости, 6 гаражей и 28 участков земли по несколько тысяч квадратных метров. Кроме этого депутаты задекларировали десятки дорогих часов, картины и ювелирные изделия...

До этого момента братьев Дубневичей за пределами Галичины мало кто знал, но после таких деклараций Украина узнала о железнодорожных монополистах, и о том, на столько выгодно быть поставщиком убыточной Укрзализныци. С тех пор в СМИ много говорили о миллиардных сделках с фирмами, которые связывают с братьями. Но говорили не все.

Бизнес-империю депутатов Дубневичей надо разделить на две основные части:

  • Поставка рельсовых скреплений КПП-5, которые уже много лет на железную дорогу поставляют исключительно фирмы с орбиты братьев;
  • Посредническая схема на закупки стрелочных переводов путей. В ней компании Дубневичей не связаны с производством, а играют лишь роль проводника финансовых операций, который оставляет себе 30-40% цены.

Объем закупок рельсовых скреплений и стрелочных переводов составляет от 1 до 2 миллиардов гривень в год. А чистый коррупционный «выхлоп» только за последние 3 года может достигать около 1,5 млрд. грн.

Теперь разберемся в обеих схемах по порядку.

Эпизод: «Корпорация и атака клонов»

В публикациях часто фигурирует название компании «Корпорация КРТ», которая близка к самим Дубневичам. Однако, на самом деле «корпораций» было аж три.

В начале 2000-х, получив патенты на изобретение упругого рельсового скрепления КПП-5 братья Дубневичи выстраивают монополию на рынке поставок этих скреплений. Здесь надо понимать, что Дубневичи не придумали космический корабль – на различных железных дорогах мира есть разные варианты упругих креплений, которые имеют аналогичный алгоритм работы, но несколько отличную конструкцию.

С тех пор главными действующими лицами становятся ООО «НПП «Путевые ремонтные технологии» (владелец патентов) и ООО «Корпорация путевые ремонтные технологии» (сокращенно «Корпорация КРТ» – поставщик). Обе фирмы принадлежат братьям Дубневичам.

Так как Укрзализныця закупает продукцию железнодорожного назначения исключительно по собственному согласованию – самым главным является получить утвержденные техусловия производства креплений. Ну и конечно же позаботиться, чтобы такие же техусловия от УЗ не получил кто-то другой.

В 2003 году Укрзализныця издает приказ №174-Ц от 15.07.2003 г., согласно которому железная дорога должна покупать исключительно крепления КПП-5, патент на которые зарегистрирован на братьев Дубневичей и их фирму ООО «НПП «Путевые ремонтные технологии».

Здесь и начинается эра Дубневичей.

Со времени когда информация о контрактах государственных компаний стала публичной (начиная с 2008 года по 2011 год, ООО «Корпорация путевые ремонтные технологии» заключила с Укрзализныцей контракты на поставку рельсовых скреплений и сопутствующей продукции на сумму 2,9 миллиардов гривень. То есть в среднем 725 млн грн в год, или 90 млн $.

Это колоссальные средства, и только компании Ахметова имеют большие контракты с УЗ. Сколько железная дорога заплатила в период с 2003 по 2008 года, сказать невозможно, ведь в те времена информация о расходах госкомпаний была непубличной.

Однако, со временем, вокруг схемы Дубневичей начинают появляться интересные расследования. Компания «Корпорация КРТ» не только получила монополию на поставки и формирование цены рельсовых скреплений, она еще и откровенно не платила налоги. По крайней мере так утверждало следствие.

В одном из уголовных производств речь идет о выявленном во время инспекции умышленном занижении налоговых обязательств. Так «Корпорация КРТ» занизила налог на добавленную стоимость на 74 миллиона гривень, а налог на прибыль на 115 миллионов гривень. Поэтому фирма нардепов уклонилась от уплаты налогов по меньшей мере на 190 миллионов гривень. Но это не помешало стремительной политической карьере.

Братья Дубневичи громогласно объявили о выходе из путевого миллиардного бизнеса и сообщили, что продали фирму харьковчанам. Однако операция с продажей оказалась чисто формальной, ведь после перехода «Корпорации» в руки других владельцев, фирма меняет название на «Восточные ремонтные системы» и через несколько месяцев исчезает, не получив ни копейки государственных средств.

Купить мультимиллионную компанию чтобы через несколько месяцев ее ликвидировать – выглядит довольно странно, если вы только не хотите замять кучу уголовных дел, которыми обросла эта фирма. На момент ликвидации ООО «Корпорация путевые ремонтные технологии» в ней уже проводились многочисленные обыски СБУ.

В 2011 году ООО «Агропромышленное предприятие Львовское» основывает новую компанию – ООО «Корпорация КРТ». Не сложно догадаться, что владельцы фирмы «Агропромышленное предприятие Львовское» – Богдан и Ярослав Дубневичи.

Новая компания в 2012 году заменяет ликвидированную «корпорацию» и получит от УЗ первые 242 млн грн. Больше половины этих средств идет на заказ по строительству Бескидского тоннеля. Ну и здесь не обошлось без уголовных дел.

Согласно материалов производства НАБУ №52016000000000089 руководство «Центра управления промышленности» УЗ без проведения тендерных процедур, заключило через Чао «Коростенский завод железобетонных шпал» договоры в пользу ООО «Корпорация КРТ» и его посредников – ООО «Арго», ООО «НПФ Колея» и ООО «Промбудколея» на сумму 152 млн грн. В результате заключения прямого контракта с завышенными ценами детективы НАБУ насчитали убытки УЗ минимум в 26 миллионов гривень.

Позже НАБУ обжалует этот контракт и суд признает его незаконность и отменит. Ну и Дубневичам снова придется искать нового поставщика.

Искать долго не надо, потому что в 2016 году никому неизвестное ООО «Захидстар» переименовывают в ООО «НПП «Корпорация КРТ» и оно становится пока что последней корпорацией в этой истории.

Но эта корпорация уже принадлежит не братьям Дубневичам, а двум девушкам: Наталье и Татьяне Дубневич. Ну, и не сложно догадаться, что это жены нардепов.

Чтобы в новой «корпорации» не было проблем она лично в тендерах участие не принимает. Зато все закупки Укрзализныци разыгрывают прокладки. В разные годы это были ООО «Экспозиция», ООО «ВМ «Трейдинг», ООО «ВМ Трйедер», ООО «Авант Гарде» и др.

Далее система работает безотказно: как только у фирмы-прокладки начинаются обыски – ее заменяет новая. Последнюю – ООО «ВМ-Трейдинг», изменила создана в этом году ООО «ВМ Трейдер», которая буквально за месяц существования успела подписать контракты с предприятиями «Укрзализныци» на 120 млн грн.

Арест счетов очередного дилера третьей «Корпорации», вроде, последней ничем не грозит, ведь сама она якобы просто производит продукцию. И абсолютно никого не смущает, что все закупки на рельсовые скрепления и их элементы разыгрывают дилеры одного производителя.

Два участника есть – тендер состоялся, а значит все хорошо. По крайней мере, так считают в Укрзализныце.

Однако, на самом деле альтернатива «корпорациям» есть – это фирма «АТ Механика», которая производит аналогичные рельсовые скрепления КПП-1. Более того, она даже предлагает цены на 30-45% ниже от «корпорационного», но получить доступ к тендерам Укрзализныци не так то уж и просто.

В свое время «Механика» даже получила согласование техусловий на производство рельсовых скреплений, но ООО «Корпорация КРТ» обжаловала это решение Укрзализныци через суд и волшебным образом железная дорога признала направомірність свое же решение, а суд отменил согласование техусловий на производство элементов крепления КПП-1.

Якобы последние крепления от «АТ Механика» являются не такими качественными и не соответствуют высоким стандартам отечественной железной дороги.

Правда, согласно экспертизы НАБУ, именно рельсовые крепления КПП-5 производства ООО «Корпорации КРТ» не отвечают требованиям и не обеспечивают необходимое минимальное прижимное усилие рейки в 25кН. Следовательно чья продукция на самом деле лучше и безопаснее – нам остается только догадываться.

АО «Механика» чуть не выиграло один из тендеров, снизив цену на 45%, но дилеры Дубневичей добились отмены результатов торгов.

В целом же, с 2008 года бизнес империя с рельсовыми креплениями, несмотря на десятки уголовных дел, принесла компаниям с орбиты Дубневичей 4,7 миллиардов грн.

При условии, если рынок рельсовых скреплений был конкурентным и железная дорога не предоставила бы монополию «Корпорации» своим приказом, расходы УЗ могли бы быть на треть меньше.

Но эта схема далеко не единственная в арсенале народных избранников.

Эпизод II: «Большие стрелочники»

Кроме рельсовых скреплений КПП-5 существует еще один вид крайне необходимой для железной продукции – стрелочные переводы. Их производитель исторически в Украине – только ПАО «Днепропетровский стрелочный завод».

Однако 2015 год не единственный, когда «Укрзализныця» закупала эти элементы напрямую у производителя.

До 2015 года посредничеством в поставке стрелочных переводов занимались компании, близкие к Ринату Ахметову и Партии регионов: ООО «Лемтранс» (хотя специфика компании – логистика), ООО «Донбасское промышленно-транспортное предприятие», ООО «ТД Укртранс», ООО «Укртрансстрой», ООО «Трастинвест Холдинг» и др.

В 2016 году тендер на поставку стрелочных переводов на 230 млн грн выигрывает неизвестная компания ООО «Арго». Казалось бы ООО «Арго» никак не связана с империей Дубневичей. Но это только на первый взгляд.

Детективы НАБУ отследили поток средств от заказчика (Укрзализныци) и вплоть до производителя – ПАО «Днепропетровский стрелочный завод» и выяснили любопытные обстоятельства. По данным следствия, с целью сокрытия завышение цены на продукцию ООО «Арго» использовало для перевода средств ООО «Корпорация КРТ», которое закупало товар у производителя. На посредничестве «Корпорации» по контракту 230 млн. грн. было завышено цену на около 72 млн грн.

«Таким образом, в результате приобретения продукции производства ПАО «Днепропетровский стрелочный завод» через посредника – ООО «Арго», по заведомо завышенным ценам, служебными лицами Филиала «Центр обеспечения производства» ПАО «Украинская железная дорога» совершено растрату средств государственного предприятия в особо крупных размерах», – говорится в материалах следствия.

Компания, которая официально принадлежала народным депутатам, получила 72 миллиона только с одного контракта ООО «Арго», при том, что запчасти шли напрямую от «Днепропетровского стрелочного завода» до «Укрзализныци».

«Корпорация» же только получила свои 30% «чаевых».

Возможной причиной того, что Дубневичи имели влияние на закупку стрелочных переводов, было то, что помощник народного депутата Ярослава Дубневича (Эдуард Пушкаренко) возглавлял профильное ведомство Укрзализныци по обеспечению верхнего строения пути.

То есть Ярослав Дубневич возглавлял транспортный комитет Верховной рады, а его помощник курировал закупки для путевого хозяйства УЗ. Итак Дубневичи имели прямое влияние как на организацию торгов, так и определения потребности заказчика. Что позволяет диктовать свои условия за посредничество.

Так как договариваться надо только с одним производителем – то эта задача оказалась не такой уж и сложной. Тем более, что «Днепропетровский стрелочный завод» привык работать «под кого-то» еще со времен Партии регионов.

После открытия уголовного производства в отношении ООО «Арго» в очередной раз возникает потребность менять «вороного коня», при чем на ходу. В 2017 году закупки на 1,2 миллиарда грн разыгрывает еще одна фирма-призрак – ООО «Крендлз» и ООО «Днипрозализничпостачання».

НАБУ снова начинает расследование. Теперь сумма возможных убытков оценена в 35% стоимости, или около 550 млн грн с учетом дополнительных соглашений. Но так как компании новые, то и следствие начинается с самого начала. Да и скорее всего, в этот раз организаторы схемы не додумались прогонять деньги через счета «корпорации».

В определенный момент игнорировать вульгарную посредническую схему на закупки стрелочных переводов стало очень сложно. И в середине 2018 года руководитель Укрзализныци Евгений Кравцов делает решительное заявление, что «Укрзализныця» будет напрямую закупать стрелочные переводы у ПАО «Днепропетровский стрелочный завод» без переплаты посредникам. Но уже через две недели железная дорога заключает новые контракты с прокладкой ООО «Крендлз», а обещание так и остается обещанием.

Посредничество Дубневичей так и не удается сдвинуть с места. На сегодня ООО «Крендлз» уже имеет контракты с УЗ на 2 миллиарда грн не считая дополнительных соглашений на увеличение объемов поставок (еще около 200 млн грн).

Наконец, в начале 2019 года НАБУ таки задерживает 7 фигурантов уголовного производства по стрелочным переводам. Но речь идет еще о закупках 2016 года и ООО «Арго», которое Дубневичи «слили» еще в 2017 году.

В марте НАБУ обнародовало детали переписки между фигурантами уголовного дела по закупке стрелочных переводов. В частности между объявленным в розыск Эдуардом Пушкаренко и Ярославом Дубневичем.

К сожалению эти переписки, скорее всего, не станут доказательством вины самого Дубневича, ведь мы все помним дело Розенблата, в котором суд не признал доказательствами видеозаписи его разговоров, потому что якобы за народными депутатами следить нельзя. Такая она – неприкосновенность.

Пока что подозрение объявлено только исполнителям коррупционной схемы. А изменится ли принцип закупок стрелочных переводов Укрзализныцей – большой вопрос, ведь мы видели уже не раз как Дубневичам удавалось выйти сухими из воды и на свет появлялась новая компании и новые миллиарды.

В целом стрелочные контракты Укрзализныци с ООО «Арго», ООО «Крендлз» и ООО «Днипрозализнычпостачання» составляют 2,9 млрд грн, а сумма возможных убытков компании – около миллиарда гривень.

Ну, и конечно, это далеко не все фирмы, фигурирующие в делах братьев Дубневичей. Есть еще ООО «АКБ Тяжмашкомплект», ООО «Компания «Тяжмашкомплект», ООО «Мантикор» и др. Их победы на территории железнодорожных тендеров достигают полумиллиарда гривень. Однако, после первых двух схем, это уже почти не деньги.

Если же вы устали считать миллиарды и запутались в бесчисленных делах – запомните главное: около 8 миллиардов грн «Укрзализныця», начиная с 2008 года, заплатила компаниям из схем Дубневичей и около трети этих средств – коррупционный навар. Ну а считать уголовные дела Дубневичей – вещь бессмысленная, только «корпорации» фигурируют в 1800 судебных решениях.

Подготовил Богдан Билан,
ИA ZIK

Полная или частичная перепечатка текста без письменного согласия редакции ИА ZIK запрещена и будет считаться нарушением авторских прав

Полная или частичная перепечатка текста без письменного согласия редакции ИА ZIK запрещено и будет считаться нарушением авторских прав

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-04-22 13:02 :00