Новости » Общество 21 марта, 2019, 14:28
«Инфицированные» любовью к кукле

Сегодня, 21 марта, День любимцев многих малышей – кукольников, а они (я точно это знаю!) дарят позитив не только детям, но и взрослым.

Об умении создать сказочную атмосферу (а это на самом деле - искусство, заслуживающее, как и любое другое, оваций), об особенностях представлений для детей, о профессионализме актеров кукольных театров и не только об этом поговорим с главным художником Львовского академического театра эстрадных миниатюр «и люди, и куклы» Эльвирой Босович и директором театра (с 2015 года) Алексеем Кравчуком.

Специально к моему приходу на сцене устроили небольшой музей кукол, и там действительно есть на что посмотреть. А пока рассматриваю сказочных персонажей, главный художник коротко рассказывает историю театра, который в начале 1990 основал Олег Максимович Новохацкий (1937-2014).

Все годы театр накапливал представления и кукол. Пока 2006 года не произошел пожар, уничтоживший и зрительный зал, и оборудование, и декорации, и костюмы, и кукол, которых осталось всего-навсего несколько - можно сосчитать по пальцам. Фактически, по словам Эльвиры Босович, все было сведено к нулю.

Главный художник Львовского академического театра эстрадных миниатюр «И люди, и куклы» Эльвира Босович. Фото: Николай Тыс/ZIK

Но зритель не должен был почувствовать убытков. Итак, представления начали активно восстанавливать - по наработанным уже материалам (потому что создание каждого нового спектакля - процесс небыстрый). Поэтому, чтобы спасти театр, нужно было по предварительным фотографиями восстановить спектакли, которые были в репертуаре.

А потом, говорит главный художник, настал момент, когда можно было себе позволить думать о новых проектах и ​​воплощать их.

По состоянию на сегодняшний день в репертуаре театра три десятка спектаклей для детей и четыре - для взрослых.

Говорит Эльвира Босович, что мечтает о создании музея кукол. Тем более, что речь идет и о работах Елены Городецкой (художницы, дочери Олега Новохацкого. - Т.К.), которая не имела профессионального образования кукольника, но имела большое сердце, из которого рождались интересные, трогательные, смешные образы. Следовательно, эти куклы заслуживают того, чтобы продлить свою жизнь и встречаться с людьми. «Смотришь на каждую куклу, как на маленькое сердечко живое, и думаешь: «Когда-то она играла, когда-то была на сцене, а сейчас лежит годами в чемодане, в коробке ... »

Главные герои театра – куклы. Фото: Фото: Николай Тыс/ZIK
 

Сейчас создание музея, за неимением площади, невозможно. Но никто не запрещает думать об этом. Хотя бы учитывая то, что мысли материализуются.

Все зависит от ребенка

- Какие спектакли у вас самые старые?

Эльвира Босович. - Спектакли-старожилы – «Веселые медвежата» и «Теремок», сделанные до 1995 года. В оригинальном виде их нет, но одними из первых они были восстановлены после пожара, потому что это те сказки, которые любят дети. К нам очень часто приходят мамы с двух- или трехлетними детьми, и это всегда наиболее активная часть зрителя. Хотя все же хочется немного изменить эту возрастную категорию, научить родителей ... В первую очередь - родителей. Если бы дети сами могли выбирать и идти, то наш театр давно бы был заполнен зрителями и пяти, и семи, и десяти, и пятнадцати лет. Для каждого у нас есть предложение! Но пока в представлении родителей есть стереотип, что театр кукол - сугубо для маленьких детей. А потому они - самый активный зритель в нашем театре.

- А можете назвать самые любимые спектакли малышей?

Е.Б. - Это невозможно определить. Мы предлагаем детям в качестве первого представления «Кто сказал« Мяу». Там очень простой сюжет, очень понятная визуальная линия и очень понятное развитие событий для маленьких детей. Когда родители думают, на какое первое представление повести детей, то наши администраторы предлагают начать именно с него. Оно, кстати, самое короткое (длится 30 минут). С другой стороны, смотрю, как малые дети воспринимают «Колобка», где сложнее сюжетная линия и звучит классическая музыка, хотя этот спектакль мы предлагаем детям пяти - шести лет. Бывает, что трехлетний ребенок воспринимает спектакль затаив дыхание и просидит так час! Так же бывает и на спектаклях для семейного просмотра (и для детей, и для взрослых). А случается, что и на простенькой сказке, для самых маленьких, ребенок выдерживает едва 15 минут и начинает проситься домой ... Все зависит от ребенка - от его неповторимого и загадочного мира.

Главные герои театра – куклы. Фото: Фото: Николай Тыс/ZIK
 

Как проявление любви

- Алексей, вы пробовали себя в разных ипостасях: были актером, режиссером, директором - говорю о театрах для взрослых (в частности, о Театре Леся Курбаса), затем - директором Луганского театра кукол. Теперь вы директор, опять же, в основном театра для детей ... Есть какие-то особенности в работе на сцене именно для детей?

Алексей Кравчук - Прежде всего нужно иметь желание работать для детей. Очень важно, чтобы была хорошая драматургия, хорошие тексты. Также важно, чтобы спектакль строился не в сюжете, как в кукольном театре советских времен, а открывал тему. Попутно добавлю, что такие тенденции сейчас и в Европе, и в Украине появляются. Такие представления мы видели, например, на международных фестивалях, проводимых в нашем театре. В частности, их привозили коллеги из Литвы. Потому что когда спектакль построен на сюжете, это история, к которой актер, как правило, не причастен (Есть сюжет, который он ведет. Вот и все). Такая, сюжетная, форма показа устарела для нашего поколения. Это тот самый процесс, что происходит в языке - уже никто не говорит так, как, допустим, во времена Франко. В качестве примера приведу перевод Юрием Андруховичем «Гамлета» Шекспира. Он невероятно точно воспринимается, потому Андрухович чувствует современный язык, чувствует современный стиль. А если взять перевод 1960-х годов, то он устарел ... То же и в театре. Поэтому очень важно запускать поисковый момент, чтобы держать связь со зрителем, особенно это касается детей. Кстати, хороший детский спектакль будет охотно смотреть и взрослый! Я вижу это по нашим представлениям. Или «Снежная королева», или «Аист и чучело», или спектакль для семейного просмотра «Божественная комедия» - эти представления дети воспринимают с удовольствием. Также стоит учесть, что финансовая сторона не может быть важнее творческой. Одно дело обслуживать детей, допустим, в садах - другое, когда родители приводят детей в театр.

Е.Б. - Еще при Советском Союзе были прописаны определенные ограничения, когда театры кукол были для детей, ТЮЗы - для юношества, а все остальные (оперный, оперетты, драматический) - для взрослых. Это, конечно, наложило ограничения на манеры, поведение и способы общения того времени. Это видно, например, в тогдашней мультипликации. Но на самом деле проявлялось везде ... Когда те барьеры были разрушены, то ... Конечно, были актеры и режиссеры, влюбленные в кукольный театр. Но были и актеры, и режиссеры, которые попали в кукольные театры, так как их не взяли в драматические труппы. В драматических театрах актер и режиссер - публичные люди, поэтому могли сконцентрировать на себе внимание, чего, кстати, требуют все художники. По кукольному театру, то там, мало того, что зритель маленький, который, возможно, не запомнит этого актера и не делиться с друзьями впечатлениями, а также - не будет писать отзывов, еще и актер часто спрятан за куклой и ширмой. И здесь речь идет о том, что нужно слишком любить это искусство, чтобы не страдали амбиции. Стоит сказать, что люди, которые работали в кукольных театрах, были настолько «инфицированы» любовью к кукле, к той на самом деле особой среде, что уже никуда оттуда и не уходили. И еще такой момент ... Я уже не раз обращала на это внимание ... Маленьким детям, когда они только начинают рисовать, дают то, что не жалко. Это может быть кисточка, которая скорее годится для клея, а не для рисования. Также - дешевые краски. И какой от тогда результат? Я всегда говорила о том, что детям, которые начинают рисовать, нужно дать лучший, самый дорогой материал, которым можно сделать и линию, тонкую или толстую, и пятно ... А хороший карандаш оставляет хороший цвет. То есть нужно, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса. Так же и в театре кукол. Даже маленьким детям нужно дать уровень представления выше уровня представления для взрослых. Потому что именно на этом спектакле они получат представление о гармонии цвета, формы, куклы, интонирования, музыки, какого-то  способа втянуть тебя в то пространство ... Говорю о высокой шкале восприятия мира, восприятия предложения в течение всей жизни - и культуры музыки, и культуры представления, культуры какой-то выставки, и всего всего остального. Поэтому и подчеркиваю всегда необходимость изменения стереотипа к детским спектаклям. Что такое сказка? На самом деле в ней спрятаны различные слои. Это десятками, сотнями лет приобретенный опыт о важных моралях, ценностях, его рассказывают очень простым способом. И это - как проявление любви. Потому что все - интеллектуалы, не все развиты в мышлении символов, аллегорий, аналогий. Просто иногда из любви к человеку о некоторых сверхважных вещах нужно сказать очень просто. И, собственно, детская драматургия и есть этот первый шаг - и для детей, и для взрослых. Чем прекрасен театр кукол? Тем, что дает, как никакой другой театр, диапазон всевозможной стилистики, всякого отношения, всякой предложения. Там могут быть очень интеллектуальные и сложные вещи, символические, на которые может прийти десять человек ... Кроме того, не все может всем понравиться. Кроме того, в театре кукол можно использовать и оперу, и оперетту, в мюзикл, и драму, и трагедию ... Можно создать и любой интерьер, любую среду. Можно создать на сцене космос, а можно создать муравейник. И ни один другой театр этих средств не дает. Вопрос лишь в том, насколько это будет качественно и убедительно.

Главные герои театра – куклы. Фото: Фото: Николай Тыс/ZIK
 

Вкус театра кукол

- Как создаются куклы?

Е.Б. - В соответствии с тем, что я говорила, - ограничений нет. Известный в Украине кукольник Виктор Никитин получил даже звание «заслуженный деятель искусств». Чего он только не переделал, на скольких фестивалях только не находился ... Как-то я имела возможность понаблюдать за ним. А он очень часто на своих спектаклях засыпает. И говорит о том, что уже столько всего в своей жизни сделал и так много видел, что его трудно чем-то удивить. Рассказал, что недавно увидел вырезанную из поролона куклу, на изготовление которой потребовалось минут десять. Или пятнадцать. Это был очень условный поролоновый человечек, составленный из квадратиков. Не покрытый ни красками, ни лаками, ни клеями ... Без очков, волос и ушей. Никитин говорил, что, смотрел, не отрывая взгляда, как двигалась та кукла вертикальной стойкой наверх, и давно так не смеялся ... К чему я это говорю? Куклы могут быть очень простые. У студентов при обучении даже есть курс «оживление предметов». Оживляют, например, ложки, платки, палочки, гребешочки - что угодно. Придают этому предмету жизнь, характер, эмоции, действие ... Я видела очень разных кукол. Например, марионетку, которая поет, и ты веришь, что она на самом деле поет, потому что перед тем, как спеть, она даже делает вдох. Кукла может быть маленькой, может быть большой. Может быть детализированной. Может быть очень условной, как работы Примаченко. Собственно, вкус театра кукол в том, что он - неограниченный в средствах, неограниченный в тех источниках, откуда можно вдохновиться идеей. Конечно, художники разные, работают по разным способами. Это все очень зависит от сотрудничества с режиссером. Очень часто режиссеры и художник не только должны найти друг друга, но и понять друг друга. Потому что режиссер заранее видит многие вещи и хочет, чтобы художник воплотил его идеи. Какой-то режиссер хочет, чтобы художник прочитал текст и предложил ему свое видение, с которым режиссер будет работать. Какие художники уже имеют свою очень узнаваемую стилистику. Какие-то художники стараются не привязываться к одному стилю и каждый раз, с новым режиссером, искать что-то новое. Например, в Хмельницком очень талантливый, очень интересный художник, который работает как живописец, как график, Николай Николаев, который время от времени делает представления с режиссером Сергеем Брижанем. И очень заметно, что человек черпает свое вдохновение не только из мира кукол, а из того, что стоит за ним, и приносит свое видение, свои идеи - нетрадиционные и широко не распространенные. Итак, на самом деле очень распространена практика, когда кукольные театры приглашают к сотрудничеству не художников-кукольников. А особенно в случаях, когда театр имеет укомплектованные цеха, где есть механизатор, бутафор, кукольник-оформитель ... Тогда, фактически, достаточно идеи художника, достаточно нарисовать, «сесть» с теми цехами и согласовать, как воплотить идею. Если же таких цехов нет то тогда сложно. Тогда художник должен сам придумать и узнать, как это воплотить. И, возможно, найти людей, которые под его руководством это делать.

Где выучиться на кукольника?

- Что нужно для того, чтобы изготовить куклу? У вас, Эльвира, кстати, какое образование?

Е.Б. - Львовская академия искусств, факультет дизайна, кафедра дизайна костюма. Что касается ремесленников-кукольников, то их в Украине учат только в Одесском колледже искусств. Также в Киевском университете театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого уже несколько лет готовят режиссеров, актеров сценографов для кукольных театров. И учат изготовлению кукол. В конце концов, приобрести знания по изготовлению кукол человеку, который хочет этому научиться, хочет в этом направлении мыслить, возможно - и с помощью коллег, и с помощью Интернета, где можно найти и схемы, и механизацию ... Средств научиться - очень много. Конечно, человек, получивший образование ремесленника от педагога, который передал ему эти знания (так как литературы по этому вопросу на самом деле нет много), имеет преимущества, потому что «вооружен» знаниями и имеет возможность воплощать их, развиваться в профессии.

Главные герои театра – куклы. Фото: Фото: Николай Тыс/ZIK
 

 

Услада для глаза

- Есть ли какие-то критерии, по которым должна быть изготовлена ​​кукла именно для детского театра? Я о том, что есть персонажи положительные, а есть - отрицательные ...

Е.Б. - Я сейчас скажу о своем личном отношении к этому вопросу. Наверное, сколько художников - столько выражений. Каждый творческий человек будет защищать свое творческое видение ... Повторюсь в том, что кукла должна быть гармоничной. Но это опять же вопрос для спора, так как для кого-то гармония - в чем-то одном, а для меня - в совершенно ином. Для меня важно не сделать как угодно, а сделать куклу, которая имеет характер. Когда я на нее смотрю, это должно быть наслаждение для глаза. А наслаждение для глаза - это на самом деле тоже какие-то практические и реальные вещи: определенные пропорции, гармония в цвете, гармония в форме, выразительный характер. Я за то, чтобы для маленьких детей отрицательные персонажи не были отвратительными. Они должны быть смешными или трогательными, но в своем негативном характере. Например, выразительный персонаж Шапокляк. Злая? Злая. Отрицательная? Отрицательная. Много неприятностей принесла Чебурашке и Крокодилу Гене. Но она не является отталкивающей. Симпатичная старая, вредная женщина. Приведу также пример с прекрасным полнометражным анимационным фильмом «Унесенные призраками» (этот мультик японского режиссера Хаяо Миядзаки, получившего «Золотого медведя» и «Оскара», также занял первое место в рейтинге лучших мультфильмов всех времен и народов по версии IMDb. - Т.К.). Там очень много персонажей, в том числе - ведьма. Так, она совершила много неприятностей, но ты ее не боишься, хотя знаешь, что она злая, может быть опасной, может кому-то навредить, возможно, может даже кого-то уничтожить ... но нет вываливания на поверхность крови, страха, ужаса, какого-то надрезанного нутра. Такой же принцип применяют европейские и американские аниматоры - ищут, как показать характер персонажа, чтобы он потом кошмаром не появлялся во сне. У нас в репертуаре есть спектакль «Шелковый цветок» с персонажем Бабой Метель, которая для взрослого человека - смешная и симпатичная. Но та баба - в белой косынке, с длинными белыми руками, длинным покрывалом, и некоторые дети ее боятся! Поэтому в некоторых спектаклях мы выставляем возрастную категорию, потому что старший ребенок все-таки менее пугливый, чем, допустим, трехлетний. А вот у трехлетнего ребенка этот страх может быть отрицательным подсознательным опытом, который отложится на дальнейшую жизнь. Также предупреждаем родителей о том, что в определенной спектакле есть отрицательные персонажи. Ну, а если родители настаивают на том, что их ребенок ничего не боится ...

Хорошая группа - хорошая труппа

- Кроме того, наверняка, играет роль и место просмотра. Одно дело - когда смотришь действо дома по телевизору (компьютеру, планшету), совсем другое - когда все происходит в чужом помещении, вживую да еще и в присутствии пугливых соседей в креслах вокруг ...

Е.Б. - Да, это существенный фактор. Также наши актеры ориентируются по ходу: если, например, в зале много маленьких детей, то они ту Бабу Метель легче играют ... Например, меньше могут нагнетать голосом, и это то, что называется «живое сотрудничество». Хорошая группа - хорошая труппа всегда чувствует зал.

- В ваших спектаклях для взрослых и в спектаклях для детей играют одни и те же актеры?

А.К. - Да. И для нас это очень важно.

- А сколько было взрослых спектаклей при Новохацком?

Е.Б. - Один. И тот актер, который в нем играл, не играл в детских спектаклях.

- Да я, собственно, и говорю о том, что в кукольном театре должны быть особые актеры ...

Е.Б. - Универсальные. Они могут как драматические актеры воплотить все задачи и видение режиссера. При этом они могут спрятаться за куклой и отдать абсолютно все свои усилия только на куклу.

В праздник

- Что бы вы пожелали всем своим коллегам-кукольникам?

Е.Б. - Всем людям, работающим в театре кукол, пожелаю, чтобы они все больше осознавали и наслаждались той мыслью, что являются участниками особого жанра, особого театра. Чтобы они искореняли комплекс неполноценности, если он, конечно, присутствует в том или ином человеке. А искоренят они его тогда, когда изменится отношение к своему делу. Когда придет осознание об особенностях профессии, о том, что они делают что-то очень особенное не только для зрительного зала, для маленькой публики, в определенный день и в определенном спектакле, но и для всей страны - каждый день! И как бы пафосно оно не звучало, все работники театров кукол - как зернышки в грозди культуры и гармонии для детей. Чем больше гармонии они посеют, тем более уравновешенной будет ситуация в Украине.

А.К. - Я хочу пожелать всем людям, работающим в театре кукол, чтобы они и театр друг другу никогда не надоели. Чтобы глаза никогда не угасали!

Журналистка Татьяна Козырева и директор театра Алексей Кравчук. Фото: Николай Тыс/ZIK
 

Вместо коды

И наконец недавний отзыв Галины Ясенецкого о театре «И люди, и куклы», который я нашла на afisha.lviv.ua: «Большое спасибо коллективу театра за прекрасные постановки и игру актеров. Не только дети ожидают встречи с вами, но и взрослые. Всегда посещаем ваш театр с удовольствием. Спасибо за ваш труд. Творческого вдохновения всем вам и ждем новых постановок».

Татьяна Козырева,
для ИA ZIK

Полная или частичная перепечатка текста без письменного согласия редакции ИА ZIK запрещено и будет считаться нарушением авторских прав

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-04-21 01:10 :52