Качество власти остается проблемой страны, – эксперт

Решение Конституционного суда, отменившее статью о незаконном обогащении из Уголовного кодекса, вряд ли приведет к каким-то ощутимым реальным последствиям и для украинской антикоррупционной политики, и для фигурантов антикоррупционных дел, и для антикоррупционных органов.

Об этом пишет политический обозреватель и журналист Виталий Портников.

Несмотря на громкие цифры, которые озвучиваются в связи с этим решением, я не склонен драматизировать ситуацию. Властям все равно придется принять новую статью об антикоррупционном обогащении – иначе испортятся ее отношения с международными кредиторами. Большая часть антикоррупционных дел все равно развалилась бы в судах, мы уже могли в этом благополучно убедиться, так что решение Конституционного суда – настоящий спасательный круг для НАБУ. Чиновники и дальше будут заполнять электронные декларации. А смысл этих деклараций – не в том, чтобы обыватель недоумевал, сколько денег и собственности у депутата или министра, а в том, чтобы понять сколько прибавилось за годы самоотверженной службы на благо общества.

Для меня смысл того, что происходит – качество власти как таковой. Конституционный суд уже не впервые принимает резонансные решения, которые позволяют усомниться в его авторитете высшей государственной инстанции. А государство, в котором граждане не доверяют Конституционному суду – очень слабое государство.

Верховная Рада уже не впервые голосует за решения, которые не проходят судебной экспертизы – причем речь идет о важных для страны решения, в которых не должно быть юридических погрешностей, решения, к которым не должны подкопаться.

Антикоррупционные структуры. Ну что говорить – про их эффективность, склонность к самолюбованию, публичные конфликты руководителей все хорошо известно. И если у нас нет рычагов для необходимой кадровой коррекции, так теперь у антикоррупционеров появился шанс начать все с чистого листа. Впрочем, и в этот шанс мало кто верит.

Этот список недоверия и неэффективности можно продолжать. И диагноз простой – после Майдана 2013-2014 годов мы по-настоящему не перезагрузили само государство. Новые люди появились в структурах власти – и в основном оказались дилетантами или конъюнктурниками, новые структуры были созданы и оказались плохим римейком старых. Но сама система власти осталась той же, само государство осталось тем же.

Нет никакого смысла лить новое вино в старые мехи – оно прогоркнет.

Без планомерной перезагрузки государства, без нового избирательного законодательства, без устранения дуализма власти и монополизма в экономике, без честных конкурсов в структуре управления страной, без эффективного местного самоуправления мы так и останемся страной, в которой недоверие будет танцевать свой бесконечный танец с неэффективностью.

Loading...