Новости » Общество 22 февраля, 2019, 11:01
Жуткий мир соцсетей: как личные данные становятся инструментом влияния

Сейчас Facebook стала самой популярной соцсетью в мире и в Украине, в частности. С каждым днем количество пользователей растет в арифметической прогрессии, уже сегодня их число достигает более 13 миллионов. И здесь возникают вопросы. Может ли Facebook, который становится все популярнее, защитить личные данные? Как соцсеть собирает информацию о нас? Передается ли информация с наших профайлов посторонним людям? И вообще – где можно найти личный профайл? В этом помог разобраться маркетолог Роман Голубовский.

Трохи статистики

Самая популярная соцсеть Украины – Facebook. В ней количество украинских пользователей составляет более 13 миллионов. В 2018 году это число было стабильным – девять миллионов. Таковы данные исследования компании PlusOne.

Наблюдается интересная закономерность: американской соцсетью активно пользуются жители западных областей и киевляне, люди из других регионов Украины – более пассивны. Стоит учесть, что к столичным пользователям Facebook относит и тех, кто работает и учится в Киеве и официально зарегистрирован в другом населенном пункте.

<nbsp;>

Наиболее многочисленная категория пользователей Facebook – люди в возрасте 25-35. Их есть 4,6 миллиона, а это, на минуточку, 62% от всех украинцев этой возрастной категории. Тем, кому больше 36, но меньше 45, в Facebook около трех миллионов. Также сетью активно пользуются 2,1 миллиона девушек и парней от 18 до 24 лет.

<nbsp;>

Российские экс-лидеры рейтинга «Одноклассники» и «Вконтакте» последние годы отстают – число динамично спадает. Сейчас оно колеблется от 20 до 30%. Этот показатель в разы ниже, чем до блокировки – почти вдвое. Ежедневно российские соцсети посещает до 19% пользователей.

<nbsp;>

Также, согласно исследованиям интернет-ассоциации Украины (Инау), в январе 2019 года «Вконтакте» до сих пор входит в список топ-10 сайтов, которые посещают украинцы. Он находится на пятом месте. А «Одноклассники» и «Яндекс» также вошли в топ – заняли восьмое и девятое места.

Какую информацию американская соцсеть может узнать о тебе

Когда создаете аккаунт в Facebook, можно давать любую информацию. Но не забывайте о здравом смысле. Главное, по словам Романа Голубовского, это правильное отношение к онлайн-жизни. Только представьте: на улице вы встречаете незнакомца. И все, что вы хотите, чтобы он о вас знал, вписываете в профиль.

Вспомним две истории, связанные с этой сетью. Первая произошла февраля 2018 года. Журналист из Новой Зеландии Ник Вайгам проанализировал, какие данные хранятся в его профайле в Facebook. Среди них он нашел немало интересного: историю сообщений, личные документы, среди которых были счета за квартиру и старые видеоролики. Впоследствии выяснилось, что в сети хранятся контакты всех людей, которым звонили пользователи Android.

Более древняя история – осень 2017 года. Французская журналистка Юдит Дюпорталь направила запрос Tinder, чтобы он предоставил все данные, которые сохранил от ее активности. Компания ответила на запрос журналистки. И направила 800-страничный документ с подробной информацией. Он содержал всю активность журналистки на сайте с момента ее регистрации (2013). В документ ее «активности» входили ежедневные даты авторизаций, отправленные сообщения, избранное с Facebook и тому подобное. Спросите, причем тут Facebook? Когда создаешь аккаунт в Tinder – есть возможность авторизоваться с помощью Facebook. Так вот. Когда ты регистрируешься таким образом, Facebook собирает информацию о тебе с помощью других социальных сетей.

К счастью, Facebook один из первых позволил пользователям осматривать собранную информацию. Скачать ее не так и трудно. Для этого достаточно найти на странице настроек ссылка называется «Скачать копию ваших данных в Facebook». Размер файла с данными зависит от продолжительности и активности использования соцсети. И в любом случае вы найдете все фото, сообщения, документы, пересилаемые и размещаевые в сети.

<nbsp;>

Поэкспериментировала. Я активно пользуюсь Facebook с 2014. Следовательно, должно набраться немало интересной информации обо мне. Не исключаю, что львиная доля из нее такая, которую я успела забыть. Итак, загружаю данные своего профайла. И вуаля – он «весит» 100 мегабайт. В нем можно найти не только фотографии, но и историю сообщений, список контактов с номерами телефонов друзей. Больше – если на телефоне установлен Facebook Messenger, в скачанном архиве найдутся метаданные отправленные и полученные сообщения.

<nbsp;>

Подытожу все вышесказанное. Facebook по умолчанию знает твое местонахождение, с кем ты больше всего общаешься, чем ты интересуешься и даже – когда ты ложишься спать и сколько спишь. К слову, знает о тебе больше, чем твоя мама. Это пугает.

Такие крупные компании, как Facebook, которые построили бизнес на хранении и использовании данных своих пользователей, позволяющие скачивать эти архивы. И, по желанию, удалять такого рода информацию о себе. Совсем другое дело, что удаленная информация будет сохраняться еще полгода на серверах компании, поскольку таковы требования американского законодательства, согласно с которыми работает Facebook.

Твои данные в Facebook как товар

По воле судьбы – независимо от того, даешь ли ты информацию о себе или нет – Facebook ее узнает: из «котирований» (информацию, которую вписываете при регистрации) или из «волшебных» движений, когда вы указываете, что вам нравится.

С помощью твоих кликов по той или иной рекламе Facebook вычисляет, что непосредственно тебя интересует. Например, объясняет наш эксперт, вы лайкаете сайты, связанные с литературой, интересуетесь разноплановыми презентациями той или иной книги и...сеть причисляет тебя к книгоманам. Соответственно, у вас время от времени мелькает реклама книг. Такой механизм используется везде. То есть, что вы лайкаете – то вам и нравится – то вам и рекламируют.

Интересно, что в ленту обновлений попадают не только ваши интересы – вы можетепериодически видеть рекламу автомобильных запчастей (хотя они, как говорят, тебе ни в тын, ни в ворота). Почему это так? С 100% уверенностью можно утверждать, что кто-то из твоих друзей интересуется таким. Потому что интерфейс Facebook устроен так, что ты в курсе о том, какими событиями интересуются друзья, какие посты публикуют – предпочтения не исключение. То есть, если есть приятели с автомобилями, не удивляйтесь, что увидите такую рекламу.

Здесь подстерегает опасность. По словам Романа Голубовского, Facebook может вогнать вас в информационную мульку, когда ваши обновления ленты полностью будут состоять из нескольких тем – не больше. А все остальное, что вас интересует, обходите стороной.

Какими бы угрозами тут не пахло, следует помнить, что мы пользуемся Facebook бесплатно. И эта реклама, которую нам отчаянно «проталкивают», это есть плата за услуги. Поэтому не стоит вопить во всю глотку, что это ужасное безобразие. Фактически, эта социальная сеть, а она не является исключением, зарабатывает тем, что собирает информацию о нас, с помощью которой эффективно рекламирует товары.

Больше – узлы сохраняют данные о ваших интересах и предпочтениях в небольших cookies-файлах. Кроме того, используют другие технологии слежения за действиями, например: Facebook Pixel позволяет опознавать пользователей Facebook на других сайтах. Именно поэтому вы можете увидеть в Facebook рекламу отеля, который вы только что осматривали на Booking. Рекламодатель хочет знать свою целевую аудиторию и понимать, что рекламу «свежего» комбайна увидит человек, который раздумывает о покупке такой техники. Поэтому это большая помощь бизнесу.

То есть онлайн-сервис знает очень много о наших интересах, предпочтениях и планах. И, по сути, продает эту информацию рекламодателям. Конечно, это происходит не так явно. Рекламодатель просто заказывает услуги рекламы своей целевой аудитории, понимая, что Facebook найдет нужных людей и покажет им рекламное объявление. Все это работает автоматически. Сайты обмениваются данными о том, что делают, что посещают их пользователи. Как результат, зарабатывают на этих знаниях.

То есть никто не переводит деньги на загадочные банковские кредитные карточки; не существует тайных агентов с черными очками и с серенькими портмоне, с помощью которых передают информацию о пользователях сетей посторонним людям. Но суть не меняется: плата за бесплатное использование Facebook – это наши личные данные.

Ладно, данные – товар. Могут ли их использовать в предвыборной агитации?

По словам нашего эксперта, несомненно. Сейчас, в предвыборный период, большая часть рекламодателей – это политики, они ведь в таких же условиях что и пиарщики.

Один из самых ярких примеров политической рекламы в Facebook, которая базируется на сепарованій аудитории, это локальная реклама Юлии Тимошенко. Отметим, что на ее Facebook-странице насчитывается до двух миллионов подписчиков. Тогда как полгода назад – эта цифра была не больше 500 тысяч. За это время страница Тимошенко набрала все рекламой. Один из самых прозрачных опытов «опытов» – делать таргетированную рекламу по местности. Пиар-специалист ставил таргетированную рекламу на город Ивано-Франковск и область, написав: «Ивано-Франковск – лучший город. Согласен – ставь лайк!». Люди это видели. Иванофранковцам было приятно, что Юля Владимировна «преподнесла» их город. Соответственно, лайкали эту страницу. К тому же, похожая реклама была направлена на Харьков и ряд других районных городов.

Еще другой практический опыт сепарации рекламы – теперь от Андрея Садового. Этот политик делал так: побывал, например, в Николаеве. И далее таргетированная реклама по местности с колоритными фотографиями и надписью: «Спасибо вам за гостеприимство, Николаев....». И люди, которые видели его во время визита, трепетно и хорошо отнеслись к рекламе, потому что он их «лично» поблагодарил. Более того, такая локальная реклама честнее, чем предыдущая. Но не будем никого критиковать. Ведь такие рекламные приемы используют все.

Возьмем и заокеанские реалии. Сразу после выборов президента США 2016 года заговорили о возможном влиянии на результаты голосования американцев. Через год после расследования «вытекло», что российские спецслужбы, используя вполне легальные инструменты Facebook, размещали пропагандистские сообщения, которые видели десятки миллионов американцев, что, собственно, могло повлиять на результаты выборов. Эта относительно свежая история с аналитической компанией Cambridge Analytica не только показала, что данные пользователей – это настоящее золото в эпоху Интернета, а больше – манипулирование этой информацией и демонстрация правильной рекламы могут поспособствовать победе на выборах.

Ще делать, чтобы ваша личная информация была известна только вам?

Как ранее упоминалось, можно фильтровать – какую информацию давать, а какую – нет. То есть то, что увидит неизвестный вам друг на странице, зависит исключительно от вас. Во-вторых, все мы лайкаем то, что нам нравится. И эти предпочтения, на основе которых рассчитываются наши увлечения, можно удалить. Для этого достаточно зайти в настройки своей страницы и почистить эти предпочтения, которые вы раньше поставили. В таком случае количество рекламы в ленте новостей не уменьшится, она просто станет не такой «точной». И, как результат, вы будете видеть то, что не интересно ни вам, ни вашим друзьям. А теперь – последний инструмент, к которому можно прибегнуть, просто смириться с тем, что о вас многое будут знать и вести умеренную онлайн-жизнь.

<nbsp;>

Конечно, осознание того, что информация о нас хранится в сети и что наши с вами лайки помогают посторонним людям влиять на выбор, не просто потрясают, а пугают. С осознанием этого нужно или смириться, или попытаться что-то изменить.

После истории с Cambridge Analytica в мире стартовал флешмоб #DeleteFacebook, в котором приняло участие немалое количество интернет-пользователей. Это онлайн-движение поддержал Илон Маск, удалив свою страницу в сети.

Каждый делает свой выбор. Тем более, что в настоящее время удалить свой аккаунт из сети – это кардинальный шаг. И это все должно стать толчком, чтобы наконец разобраться в настройках Facebook. Посмотреть, какие приложения подключены к твоему аккаунту, удалить все лишнее, а некоторым сайтам и вовсе запретить доступ к данным.

Какие еще скандальные перипетии, связаны с Facebook

По словам Романа Голубовского, есть еще две вещи, которые чаще всего обсуждаются в отношении Facebook. Первая из них – продажа личных данных. И если верить честному слову руководства Facebook, эта информация никому не передается.

И вторая – не подслушивает ли нас Facebook. Этот скандал возник в прошлом году, когда социальная сеть запатентовала технологию, которая позволяет прослушивать телевизионную рекламу. То есть когда смартфон, Android и подобное слышит рекламу, которая транслируется по телевизору, микрофон включается во время этого и записывает видео. Так, Facebook пытается собрать средства еще и с телевидения, понимая, что именно люди смотрят. Но опять же, руководство сети утверждает, что не подслушивает никого, а микрофон включен только при записи видео для дальнейшего постинга в Facebook.

Екатерина Клименко,
ИA ZIK

Полная или частичная перепечатка текста без письменного согласия редакции ИА ZIK запрещена и будет считаться нарушением авторских прав


Реклама

Если вы хотите, чтоб ваш бренд стал более узнаваем, то вам стоит обратиться к настоящим профессионалам. Рекламное Агентство Киев PUSH-K Solution готово прийти к вам на помощь. В нашем агентстве работают самые талантливые люди Украины, которые креативно подходят к решению любой поставленной перед ними задачей.

Полная или частичная перепечатка текста без письменного согласия редакции ИА ZIK запрещено и будет считаться нарушением авторских прав

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-06-20 12:14 :50