live
Новости » Общество Читати новину українською

Пассионарность таланта

Татьяна Козырева
Татьяна Козырева

В Львовской музыкальной академии состоялся вечер памяти народного артиста Украины Игоря Кушплера (1949-2012).

«Мы собрались ради того, чтобы поговорить про коллегу, друга, певца, педагога, художника и просто красивого, прекрасного, сердечного человека, – начала вечер искусствовед, автор монографии «Игорь Кушплер: пассионарность таланта» Мирослава Жишкович.

Мирослава Жишкович
Мирослава Жишкович

А далее присутствующие (и это – коллеги, ученики, поклонники таланта певца, солиста Львовского театра оперы и балета, профессора кафедры сольного пения Львовской музыкальной академии) имели возможность насладиться тремя гуцульскими песнями авторства Николая Колессы в исполнении Игоря Кушплера...

Поклон вам за талант, Маэстро!

«Мне пришла в голову метафора, которая, кажется, лучше всего характеризует атмосферу и вообще весь дух нашей встречи, – свет далекой звезды, – отметила коллега Игоря Кушплера, профессор Львовской музыкальной академии, автор вступительной статьи к монографии Любовь Кияновская. – Заря чрезвычайно далеко – где-то в небе, за миллионы километров, но мы лицезреем на ее свет. Для нас очень важно, что это свет нас озаряет и украшает наше бытие, придает ему какого-то особого, духовного смысла. Творчество Игоря Федоровича – это, собственно, сейчас такой свет далекой звезды. И то, что мы имеем книгу, в которой те блики собраны и раскрыты, – совсем не случайно. Книга уникальна за процессом написания, потому что вначале планировалась как монография и даже как диалоги с главным героем. Я очень хотела в тех диалогах отразить его видение оперного искусства, национальной музыки, музыкальной вокальной педагогики... Мы должны были обсудить очень много вопросов. У меня в компьютере осталось интервью с ним и те материалы, которые готовились более десяти лет. А потом я поняла для себя одно очень ответственное дело: книгу о человеке такого пассионарного таланта должна писать певица, должена писать человек, который действительно глубоко погруженный в эту особую стихию. Как раз тогда Мирослава Андреевна Жишкович защитила диссертацию про львовскую вокальную школу, чьим преемником и очень достойным наследником стал, собственно, Игорь Федорович. И так возник следующий шаг: автором книги про выдающегося певца должен быть человек, который живет в сфере вокала».

Любов Кияновська
Любовь Кияновская

Любовь Кияновская говорила о том, что Игорь Федорович действительно был пассионарна человеком, таланты Кушплера имели чрезвычайно широкий спектр, которые одинаково хорошо себя чувствовали во всех видах и формах деятельности и жизнетворчества Игоря Федоровича. Он не боялся идти вперед, не боялся изменять себя и мир вокруг себя, служил делу, а не должности, служил искусству, а не себя в искусстве. «Неповторимый, яркий оперный певец, артист от Бога. Неповторимым, совершенным был и в камерном репертуаре. Был прекрасным эстрадным певцом. Был блестящим педагогом, воспитавшим целую плеяду мировых звезд. Был очень одаренным композитором с замечательным чувством вокала. Песня была его стихией, и таланта было так много, что он должен был «выплеснуться» и в ту, композиторскую, сферу. И имел еще один редкий для артиста талант – прекрасного семьянина. Такого пассионарного мужа и отца нужно еще поискать! Более того, он даже своих студентов воспринимал как собственных детей. Это талант эмпатии к близким и к окружению. Также имел большой организационный талант, который особенно раскрылся в последние годы. Он имел сердце, силу, энергию и отвагу ко всему, чего касался».

Мирослава Жишкович отметила, что с радостью взялась за написание книги: «Для меня это была совершенно удобная и понятная тема для работы». Вспомнила также о сотрудничестве с Игорем Федоровичем, а особенно – весной 2007 года, когда господин Кушплер инициировал проведение первой международной конференции по проблемам вокального искусства, и издание первого кафедрального научного сборника «Вокальное искусство: история и современность», составителем которой, была, собственно Мирослава Жишкович. Рассказала автор монографии и об издании журнала «Романс», открытие кафедрального сайта, проведение второй международной конференции (с камерного исполнительства), издание еще одного научного сборника и много других дел, которые по инициативе Игоря Федоровича проходили на кафедре сольного пения ЛМА.

<nbsp;>

Первая часть монографии, посвященная творческому становлению Кушплера, готовилась при жизни профессора. После гибели Игоря Федоровича процесс написания застопорился. Восстановился 2016-го – подготовкой раздела про педагогическую работу Маэстро: «Я позволила себе систематизировать методы Игоря Федоровича, раскрыть их сущность. Считаю, что имею на это право, поскольку на кафедре сольного пения работаю уже 40 лет. Конечно же, в своей работе опиралась на научные статьи (Любви Кияновской и Лидии Николаевой), рецензии, воспоминания (Василия Дудара, Юрия Луцива, Федора Стригуна...). Также воспользовалась воспоминаниями воспитанников Игоря Федоровича – и это не просто всплеск эмоций воспитанников и учеников его многочисленных... На самом дел, ценность этих воспоминаний заключается в том, что они отчетливо обрисовывают психологический портрет художника и достаточно точно передают описание творческого метода преподавания пения – метода, вобравшего разнообразные и чрезвычайно результативные учебно-воспитательные приемы. Но наиболее действенные из них это – собственным примером вдохновенного, неутомимого искателя на творческой ниве зажечь пламень творческого горения в душах своих воспитанников».

Мирослава Жишкович говорила и о том, что суммируют основной материал книжки еще три воспоминания: Мирослава Скорика, Любви Кияновской и Владимира Сивохопа. Напоследок добавила, что счастлива таким способом (написанием монографии) продлить память о человеке, художника, певца, педагога, друга, который умел зажечь, умел вести за собой, был очень интересной, неординарной личностью.

Зоряна Кушплер
Зоряна Кушплер

Поблагодарила госпожа Жишкович дочерей Игоря Кушплера – Зоряну и Елену, которые финансово поддержали проект. Также жену Игоря Федоровича – Аду Ивановну, которая предоставила иллюстративный материал для книги (а это – более ста фотографий), которые являются очень хорошим дополнением к творческому портрету Игоря Федоровича.

Монография «Игорь Кушплер: пассионарность таланта. Творческая личность художника в контексте развития западно-украинской вокальной культуры» адресована музыкантам-специалистам, преподавателям и студентам высших учебных музыкальных заведений, также всем, кто интересуется историей вокального искусства и образования Львова. Все причастные к созданию книги убеждены, что издание найдет благодарного читателя.

На вечере памяти прозвучало очень много хороших слов в адрес Игоря Кушплера. В частности, от педагога, дирижера, профессора Львовской музыкальной академии, народного артиста Украины Юрия Алексеевича Луцива, который отметил, что с Игорем Федоровичем его связывают почти 40 лет совместной работы и дружбы, назвал Кушплера музыкантом-художником, творцом, вспомнил прекрасное исполнение господином Игорем сложной баритональной партии в оратории французского композитора Марьяна Кузана «Неофиты» и партии Гурмана в «Украденном счастье» Юлия Мейтуса и добавил, что таких образов у певца – десятки.

Юрій Луців
Юрий Луцив

А еще были выступления лауреата Национальной премии им. Тараса Шевченко, профессора Львовской музыкальной академии композитора Виктора Каминского, народного артиста Украины, певца и педагога Ивана Дерди и не только...

«Состоялся очень теплый вечер воспоминаний и презентация книги о моем отце Игоре Кушплер – с дорогими моему сердцу людьми! – говорит солистка Венской оперы Зоряна Кушплер. – Спасибо всем и каждому за искренние эмоции, добрые слова и светлую память о нем! А особая благодарность Мирославе Жишкович и Любви Кияновской – за титанический труд!».

События с посвящением Игорю Кушплеру продолжаются. Завтра во Львовской филармонии пройдет концерт, в первом отделении которого прозвучат произведения Маэстро (солистам будет аккомпанировать лауреат международных конкурсов Елена Кушплер, дочь Игоря Федоровича и сестра Зоряны Игоревны), а во втором отделении будут исполняться арии и дуэты из опер мировой классики в сопровождении оркестра Оперной студии Львовской музыкальной академии под батутой Юрия Бервецкого.

Справка

Игорь Кушплер родился 1 января 1949 года в селе Покровцы, что на Жидачивщине. Творческий путь начал в 16 лет – в ансамбле «Верховина». После окончания вокального и дирижерского факультетов Львовской консерватории работал в областной филармонии. Более тридцати лет – солист, ведущий солист Львовского театра оперы и балета. Неоднократно принимал участие в оперных фестивалях в Украине, Польше, России, Венгрии, Испании, совершил ряд концертных турне в городах Великобритании, Аргентины, Бразилии, Канады, США. В репертуаре баритона Кушплера – «Трубадур» Дж. Верди (Граф ди Луна), «Риголетто» Дж. Верди (Риголетто), «Украденное счастье» Ю. Мейтуса (Михаил Гурман), «Бал-маскарад» Дж. Верди (Ренато), «Травиата» Дж. Верди (Жорж Жермон, отец Альфреда), «Моисей». Скорика (Поэт), «Летучая мышь» Й. Штрауса (Князь Орловский) и др. Профессор кафедры сольного пения Львовской государственной музыкальной академии им. Николая Лысенко. Проводил мастер-курсы в Германии и Польше. Игоря Кушплера приглашали в качестве члена жюри на конкурсы вокального искусства, в том числе – международные. Погиб в ДТП на территории Польши, возвращаясь с мастер-класса, 23 апреля 2012 года.

Татьяна Козырева,
для ИА ZIK

Полная или частичная перепечатка текста без письменного согласия редакции ИА ZIK запрещено и будет считаться нарушением авторских прав


Реклама

От выбора освещения зависит ваш комфорт в квартире. Предлагаем вам посетить Салон Люстр, в котором вы сможете выбрать красивую люстру или торшер для вашей гостинной. Оригинальные и эксклюзивные модели подарят вам массу эмоций, а ухаживать за ними очень легко.

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Loading...