суббота, 16 февраля, 2019, 9:50
Уличная революция, красивые морщины человека и невиданные горы – фэнтези-мир фотографов
19

Сейчас у каждого второго, если не у всех, есть фотоаппарат – у кого-то он встроенный в телефон, кто-то специально купил профессиональную камеру. Вообще, фотография вызывает достаточно разные вопросы. Каждый ли, имеющий большие деньги на технику, может стать фотографом? Чем отличается хорошая фотография от плохой? И вообще – почему люди этим занимаются? Что они фотографируют? Ответы на эти вопросы получите далее. Эксклюзивно – от трех львовских фотографов.

Тарас Бычко: Фотография – это вкус перемен

Фотограф из Львова, который работает в жанре уличной и документальной фотографии. Финалист многочисленных фотоконкурсов, а также победитель одного из них – «Фотограф 2016 года» – в номинации «Стрит» (уличная, – ред.) Тарас рассказал, как создать свой стиль в этом искусстве и начать уличную фотореволюцию в Украине.

Фотограф-документаліст Тарас Бичко. Фото автора
Фотограф-документалист Тарас Бычко. Фото автора

Моя предыстория, пожалуй, такая же, как и у многих фотографов: когда родился первый ребенок, приобрел фотоаппарат, чтобы фотографировать моменты его взросления. До этого я никогда не воспринимал фотографию как искусство, ведь всегда видел в этом более коммерческую основу.

Моя «эволюция» от простого увлечения фотографией до становления уличного и документального фотографа длилась более двух лет (с 2012 по 2014 годы, – ред.) Я учился понимать язык искусства – даже создал структурированный план, согласно которому читал море тематической литературы. Тогда же работал юристконсулом, поэтому имел мало времени. И каждую минуту «свободы» я фотографировал.

Робота фотографа Тараса Бичка
Работа фотографа Тараса Бычко

Проходил год за годом, а я все еще был в поисках своего стиля. За это время пробовал разные жанры фотографии, искал себя – от портретной съемки до постановочной... И такие обстоятельства, как договориться с моделью, забронировать время в студии или даже подобрать подходящие погодные условия, чтобы предоставить фотографии того или иного образа – сдерживали меня в постановочной съемке. И когда я хотел фотографировать каждый день, получалось от силы раз в неделю. Меня не устраивали эти «договоренности», которые забирали много времени, поэтому я просто брал фотоаппарат с собой на улицу и снимал все, что происходит вокруг.

Впоследствии, в 2015 году, принял судьбоносное решение – каждый день фотографировал одно интересное мгновение. Этот фотопроект называется «365 дней света и тени». В нем я обозначил тему уличной фотографии, которую развивал каждый день, – это игра света и теней на улицах Львова. Часто мне говорили, что «Львов – не город для таких истории, для такого «сценария» нужно ехать в Сидней или даже – Нью-Йорк». Но эта критика меня не останавливала. При окончании этого проекта, я отправил пять фото на один из самых престижных международных конкурсов уличной фотографии, три из которых прошли в финал. Неплохо, не так ли?

Как пишут в учебниках, стрит-фотография – это жанр фотографии, сделанной в общественном месте, когда фотограф хочет показать то, что является интересным, волнующим и неповторимым одновременно. Мне же больше импонируют слова классика фотоиндустрии Роберта Франка, что «стрит-фотография – это спонтанная интуиция на то, что происходит вокруг».

Робота фотографа Тараса Бичка
Работа фотографа Тараса Бычко

Еще меня удивляет мнение, которое бытует сейчас: чтобы снимать улицу, достаточно всего-навсего взять фотоаппарат и пойти на «охоту» и таким образом можно периодически делать «шедевры» – абсурд. Съемка стрит-фотографии – это глубокая и обдуманная вещь, которая требует огромного визуального и практического опыта. Главное в этом виде съемок – всегда быть готовым к «подаркам судьбы» и уметь своевременно и правильно на них реагировать.

Если охарактеризовать работу уличного фотографа, самое трудное – не повторяться. И всегда прибегать к самокритике. Если она адекватная, поможет трезво оценить свои работы и понять, какие ошибки ты допустил. Но самое главное – в дальнейшем их не повторять.

Что касается границ между уличной и документальной фотографией, в своей практике я не хочу их разграничивать. Мне интересна фотография в целом. И становиться заложником отдельного жанра не слишком интересно. Я подытожу, что основные принципы уличной и документальной фотографии – объективность, полное отсутствие вмешательства фотографа в постановку кадра и отсутствие постобработки фотографий (это тот же Photoshop и т.д., – ред.).

Робота фотографа Тараса Бичка
Работа фотографа Тараса Бычко

К слову, очень часто люди спрашивают, случались ли  какие-то ссоры во время работы на улице. Ведь можно нарушить чье-то личное пространство, попасться кому-то под горячую руку или кто-то, кого ты сфотографировал, вдруг прокричит, что не хочет, чтобы это фото попало в сеть. Не нужно паниковать, достаточно понимать, что ничего противоправного ты не делаешь, и адекватно реагировать. Дальше действуешь согласно ситуации.

Например, когда фотографировал на рынках, то не раз слышал от продавцов вопрос, зачем я это делаю. Отвечал, что фотографирую жизнь на базаре. И все же некоторые продавщицы переживали, что ищу компромат – искаженные веса или нарушения санитарных норм и тому подобное – и потом с этими доказательствами могу пойти к дирекции рынка или в СМИ. Однако всегда такие переживания развеивались, потому что объяснял людям, кто я и что здесь делаю.

Наблюдаю, что сейчас в свою стрит-фотографию больше хочу внести документальности. Почему? Мировые тенденции уличной фотографии сейчас больше направлены на своеобразные «ВАВ эффекты», когда задача фотографа -  сделать максимально эффектный кадр; показать, как интересно можно играть с композицией, светом. И очень часто за такой красивой оберткой внутри ничего интересного нет. Все же, хочется, чтобы за хорошей формой было что-то большее... Поэтому мне интереснее работать над какой-то конкретной темой и исследовать ее в полном аспекте – это как делать научное исследование.

Относительно фотопроектов, то сейчас активно работаю над несколькими сразу – один из них касается района Львова – Сихова. Другой имеет название «Вне времени», где я путешествую по Украине и ищу время, которое будто остановилось. Также готовлю книгу «2 комнаты», которая, по сути, является моим семейным альбомом, где я показываю рост своих детей.

Робота фотографа Тараса Бичка
Работа фотографа Тараса Бычко

Самое важное в работе над фотопроектом – это сразу четкое видение, что ты хочешь получить в результате. Оно помогает не сбиться с первоначального пути, сойдя с которого, ты можешь разрушить всю концепцию проекта.

Более того, сейчас имею весьма много планов, желания и времени на их реализацию. Первое – это фотопроекты, над которыми уже работаю, второе – создание ячейки единомышленников во Львове, где постоянно бы происходили хорошие экспозиции и кипела творческая жизнь, и третье – популяризация украинской уличной фотографии как в Украине, так и в мире.

По фотогалерее, то сам неоднократно сталкивался с проблемой – нет места, где сделать выставку во Львове. Конечно, локации есть, куда можно «пропихнуть» работы, но постоянного пространства, где происходили бы регулярные фотоэкспозиции -  нет.

Робота фотографа Тараса Бичка
Работа фотографа Тараса Бычко

А популяризация – это целый процесс. Мы с двумя другими фотографами – Владимиром Петровым и Михаилом Палинчаком – выступили инициаторами создания сообщества в Facebook «Украинская уличная фотография», где сейчас насчитывается более пяти тысяч пользователей. Таким нетворкингом хотим показать и создать площадку, где шла бы активная коммуникация между стрит-фотографами. А еще хотим, чтобы люди видели, что такое направление фото на самом деле существует и ритмично развивается в Украине.

Марта Сырко: Фотография – это естественность, эстетика и красота

Молодая фотографиня-портретист из Львова. Будучи профессиональным фотографом, Марта снимает в различных жанрах: детские фотографии, свадебные и автопортреты. В деле – с 15 лет. Так как это – ежедневно фотографировать людей? Как молодая художница чувствует фотографию и чему может порой умиляться?

Фотограф-портретист Марта Сирко. Фото автора
Фотограф-портретист Марта Сырко. Фото автора

Фотографией я начала интересоваться еще семь лет назад, когда училась в школе. Тогда это было единственное увлечение, которое все время меня влекло. Первую профессиональную фотокамеру мне подарил дедушка. Здесь есть интересная метафора – мой дедушка был слепым... со временем начала все больше интересоваться фотографией: искала различные курсы и даже «мучила» своих подруг многократными съемками.

После окончания школы начала получать своего бакалавра, и снова должна была сочетать фотографию с учебой, поэтому не могла полностью посвятить себя искусству. Когда окончила университет, поняла, что настало время перемен. Последние три года я профессионально фотографирую.

Робота фотографа-портретиста Марти Сирко
Работа фотографа-портретиста Марты Сырко

Когда я спрашиваю себя, почему именно портретная съемка, то думаю... что здесь присутствует гендерное влияние. Чисто с точки зрения физической подготовки мужчинам легче заниматься репортажным или пейзажным видами съемок. Ибо, например, я не смогла бы ходить целый день по заснеженным горам в поисках хорошего кадра, хотя горы весьма люблю. К тому же, так сложились обстоятельства, что начала заниматься фотографией, когда была ребенком, за что родители меня не отпускали далеко от дома. И фотографировала все, что под рукой. Частенько щелкала свои друзей. Именно поэтому сейчас чувствую себя уютно, работая с людьми.

Сейчас мне комфортно работать как с женщинами, так и мужчинами. Просто для последних обычно требуется больше времени для «разгрузки» – когда человек, которого я снимаю, чувствует себя открытым в эмоциях и естественным. Женщин фотографировать легче, потому что для них фотография – искусство, с помощью которого они учатся наслаждаться собой. Часто девушки и женщины, которые заказывают у меня съемки, уже заранее знают, в каком амплуа хотят себя видеть. Иногда это облегчает работу, а еще порой – усложняет, потому фотографирую их не так, как они себя видят. Мужчины же в основном заказывают съемку с более кропотливой точки зрения: если это модель, он хочет пополнить свое портфолио и найти новые заказы; если ищут работу в престижной компании, то иметь хорошее фото на резюме.

Робота фотографа-портретиста Марти Сирко
Работа фотографа-портретиста Марты Сырко

У меня нет универсального рецепта разгрузки людей, здесь стоит отметить, что для того, чтобы модель чувствовала себя комфортно, нужно обеспечить спокойствие и себе – фотографу, потому что твое беспокойство заразит модель. В портретных съемках я всегда стараюсь остаться тет-а-тет с человеком, такая атмосфера поможет ему раскрыться, что придаст естественности фотографиям. Еще одно из самого важного – это разговоры, хотя я интроверт, но всегда дискутирую с людьми, выслушиваю их. Так мы сближаемся и становимся «родными». Суммируя все, нужно найти подход к каждому, а он – индивидуальный.

По амплуа, о котором я раньше упоминала, то это весьма абстрактно. Если мы говорим о портретной съемке, не нужно придумывать каких-то феерических образов, ведь портрет – это фотография человека с его естественностью, эмоциями и самое главное – взглядом. Конечно, естественность можно украсить подходящей одеждой и макияжем, и она (естественность, – ред.) на снимках является основной.

Робота фотографа-портретиста Марти Сирко
Работа фотографа-портретиста Марты Сырко

Ловлю себя на мысли, что в основном я снимаю людей в возрасте от 20 до 35. Хотя все больше меня привлекают харизматичные мужчины и женщины, которым от 45 лет. У нас начинает формироваться европейская традиция, когда старшие люди в своем возрасте выглядят чрезвычайно: имеют густые некрашеные волосы, красивое лицо, где видны легкие морщинки, а глаза...глядя в них, ты чувствуешь весь жизненный опыт, который приобрел человек.

Что касается детей, то пока это немного трудно. Здесь можно провести интересную аналогию со съемкой влюбленных – раньше я не могла красиво и романтично подать их историю, потому что не понимала, что такое отношения. А сейчас, когда я замужем и поняла, какие отношения на вкус, я знаю, как обращаться с парочками и как их «ставить» в кадре. Думаю, что то же самое будет и с детками, пока не буду иметь собственных, до тех пор не смогу их правильно фотографировать. Ведь чтобы фотографировать красиво и естественно, нужно пережить соответствующие этапы жизни.

Робота фотографа-портретиста Марти Сирко
Работа фотографа-портретиста Марты Сырко

Если говорить об особенностях портретной съемки, то самое важное в ней – естественность. А также – замораживание нынешнего состояния человека. Потому что потом пройдет время и человек посмотрит на это фото и скажет: «Ах, какой красивой тогда была». Мне всегда нравилось в портретной съемке, что количество видов фотографий есть десятки, сотни и тысячи – ведь в мире живет более шести миллиардов людей,  такое же число жанров портретов можно создать.

Самые интересные съемки те, где было больше всего адреналина: когда все планы летят кувырком, а ты оперативно все должен решать. Например, первая съемка, которая приходит мне на ум – это фотосессия с Сашей Унисекс, известным тату-мастером. К этой съемке мы уже были знакомы более семи лет, но не виделись – это добавляло только «перчинки» и любопытства. Во время этой фотосъемки все шло коту под хвост: машина, которую заказала, приехала не в то время; фон с локации нашей съемки украли. И должна была очень быстро понять, что и как поправить. Помню, после этой фотосессии у меня был легкий мандраж, что ничего не вышло, но впоследствии – все было даже лучше, чем ожидала.

Робота фотографа-портретиста Марти Сирко
Работа фотографа-портретиста Марты Сырко

Я еще никогда не работала над долгосрочным фотопроектом. Сейчас мои проекты – это творческие съемки, это реализации моих идей, потому что я художник, который не умеет рисовать, но имеет фотоаппарат. В будущем планирую заняться социальными проектами, где хочу исследовать жизнь слепых людей – как они гуляют, едят и вообще живут. Эта тема заставляет трепетать мою душу. Но сначала должна поставить точку в арт-съемках, то есть красиво уйти, зная, что все, что представляла, уже сделала.

В социальных фотопроектах, что меня тревожит, надо перебороть в себе моменты человеческих факторов. К примеру, я часто снимала собак из приюта и весьма долго к этому привыкала, потому что, наслушавшись печальных историй, я возвращалась домой и плакала. И с людьми может быть то же самое, поэтому я должна эмоционально подготовиться к такой работе.

Саша Быстриков: Фотография – это способ побыть наедине со своими мыслями

Фотограф-пейзажист из Львова, который оттачивает свое умение более десяти лет, рассказал о том, как правильно «помедитировать» на природе, что следует учитывать в фототуре и почему нужно прислушиваться к своему шестому чувству.

Фотограф-пейзажист Олександр Бистріков
Фотограф-пейзажист Александр Быстриков

Я начал увлекаться фотографией более десяти лет назад. Как и все, сначала не знал, куда податься – снимал портреты, даже попадались натюрморты, и вдруг... поехал в Крым с одолженным фотоаппаратом.

Когда увидел неземную красоту Карпат, я начал ее «ловить», чтобы позже показать своим друзьям. На первых поездках с фотоаппаратом я присутствовал на фото, но дальше все реже появлялся на них, чтобы сделать больший акцент не на том, что я был там, а на тамошней природе.

Один из переломных моментов, когда осознал, что фотография – мое, когда ушел в очередной поход, и на этот раз без своего фотоаппарата. Гуляя в дебрях бурного леса, я понял, что отныне поход куда-нибудь без фотоаппарата – не мое.

Робота фотографа-пейзажиста Олександра Бистрікова
Работа фотографа-пейзажиста Александра Быстрикова

Пейзажная фотография – это палка с двумя концами: ты хочешь показать окружающую красоту людям, которые этого еще не видели, и каждое фото пропускаешь через себя, через свое мировоззрение. Именно поэтому, когда я еду с компанией фотографов в горы, ни у кого из нас нет одинаковых фотографий, потому что это практически невозможно.

Больше того – с помощью «пейзажки» ты можешь показать свой внутренний настрой. Бывает, что ты настроен на позитив, сияешь и выходят такие же солнечные фотокартины, а когда имеешь меланхолию в душе, укутываешь себя в холод – ищешь заснеженные склоны гор или туман, который бы добавил эффекта драматичности.

Обычно я фотографирую утром, вечером и ночью. Если ты пейзажный фотограф, единственное время для сна – день, когда свет чрезмерный и неинтересный. Чем интереснее фотографировать не днем? Потому что непривычно фиксировать любые изменения в природе – это тот же закат, восход или даже – вечерние зори, которые при длинной выдержке будто движутся.

Робота фотографа-пейзажиста Олександра Бистрікова
Работа фотографа-пейзажиста Александра Быстрикова

У каждого своя философия пейзажной фотографии, я же в ней нахожу свой уют: с помощью фото могу переключиться со скоротечного темпа города в спокойствие природы, то есть помедитировать.

Мое любимое правило съемки – это слушать свое ощущение гармонии. Конечно, есть общие принципы построения композиции для всех видов фотографии, и если ты интуитивно чувствуешь, что это дерево хочет быть посередине кадра, а не на золотом сечении, то фотографируй так. Нужно следовать не правилам, а внутреннему ощущению.

Робота фотографа-пейзажиста Олександра Бистрікова
Работа фотографа-пейзажиста Александра Быстрикова

На самом деле я никогда не принимал участия в длительных фотопроектах. Ведь работа в них требует постоянства, то есть обязательной ежедневной кропотливой работы, и самое главное – на протяжении всего проекта должна присутствовать одна эмоция. Больше того, у меня всегда идет поиск себя, поэтому не берусь за фотопроекты, чтобы не зацикливаться на одной горе, когда есть немалое количество других, которые стоило бы тоже сфотографировать.

Также, по моему мнению, пейзажная съемка не должна быть зафотошоплена, хотя относительно этого возникают периодические дискуссии. Это никто не запрещает, но не нужно переступать грань естественности, создавая красивую компьютерную картинку на фоне гор.

И последнее, но не менее важн правило -  умение не проспать утро, ведь именно рассветное солнце вдохновляет на дальнейшую работу. А когда возникают трудности, то всегда спрашиваю у себя – «Зачем я сюда приехал?». После этого нежелание вставать, как рукой снимает.

Робота фотографа-пейзажиста Олександра Бистрікова
Работа фотографа-пейзажиста Александра Быстрикова

Есть разница между фототуром по горам и простым трекингом в месте для ночлега. Когда ты фотографируешь, ищешь лучшие места, откуда можно снять рассвет или звездочки. Поэтому мы планируем маршрут так, чтобы ночью быть на нужном расстоянии от гор, и утром с восходом солнца встать и на спокойную голову фотографировать. Те же люди, которые просто гуляют по горам,  больше ориентируется на места для ночлега возле водоемов, чтобы было комфортно.

Когда составляешь маршрут, трудно учесть все онлайн. Сначала ты начинаешь с помощью Google Maps прогнозировать, какой там ландшафт местности, сколько времени нужно, чтобы преодолеть то или иное расстояние. Также есть космическое количество авторских фотографий, которые дадут тебе примерное представление, что там и как выглядит. И, наконец, куда без друзей? Можно спросить у них, что хорошего можно увидеть в этой местности.

Конечно, ты готовишься, но не предугадаешь всего, например: ты не экстрасенс, чтобы предвидеть, какая погода будет во время твоих съемок, поэтому случаются трудности со светом, а бывает, что камере невозможно вцепиться – смотришь, везде невероятная красота и в этом окружающей среде оно выглядит динамично, а на фото – нет, потому что теряется это «движение», который присутствует вживую.

Робота фотографа-пейзажиста Олександра Бистрікова
Работа фотографа-пейзажиста Александра Быстрикова

Лучшая подготовка к фотопоходу – это взять фотокамеру и продуманно распланировать маршрут и стараться учесть прогноз погоды, чтобы максимально подготовиться и еще – не забыть взять запасные батарейки Power-bank. А все остальные моменты можно решить с друзьями.

В будущем я не могу точно сказать, что буду фотографировать, и хочу более глубоко исследовать Карпаты, потому что я уверен, что не все закоулки нашей Родины еще исследованы.

Екатерина Клименко,
ИA ZIK


Реклама

Вы хотите провести романтическую фотосессию с вашим возлюбленным? К вашим услугам профессиональный фотограф харьков. Я буду рад создать для вас яркие и эмоциональные фотографии, которые украсят ваш семейный альбом.

Полная или частичная перепечатка текста без письменного согласия редакции ИА ZIK запрещено и будет считаться нарушением авторских прав

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Top
2019-03-26 14:02 :21