Новости » Мир 13 февраля, 2019, 11:35
Facebook и общество: что произойдет, если отключить соцсеть?

Представьте себе мир без социальной сети.

Ни одна агломерация не сравнится с Facebook. Около 2,3 млрд человек, 30% населения мира, ежемесячно пользуются сетью. Экономисты считают, что такая активность может принести ее пользователям триллионами долларов. Однако, Facebook также обвиняют во всех видах социальных проблем: от привыкания и запугивания, до эрозии объективного политического дискурса и содействия геноциду. Новые исследования свидетельствуют, что эти обвинения не беспочвенны. Издание Economist предлагает задуматься над тем, какой была бы жизнь без Facebook.

Чтобы представить такой мир, допустим, исследователи могли бы удалить часть пользователей Facebook и понаблюдать за результатами. На самом деле, несколько групп ученых сделали это. В январе Хант Алкотт из Нью-Йоркского университета и Лука Брагиери, Сара Эйхмейер и Мэтью Генцков из Стэнфордского университета, США, опубликовали результаты такого эксперимента. Они набрали несколько тысяч пользователей Facebook и отсортировали их в контрольную и экспериментальную группы. Участников экспериментальной группы попросили деактивировать свои профили в Facebook на четыре недели в конце 2018 года. Исследователи следили за содержанием добровольцев от использования социальной сети, а затем изучили влияние на них цифрового вакуума.

Те, кто был изолирован от сети, имели в среднем дополнительный час свободного времени. Они, как правило, смотрели телевидение и больше времени проводили с друзьями и семьей. Они потребляли гораздо меньше новостей и, таким образом, мало ориентировались в событиях, однако, в свою очередь, были менее полярны в своих взглядах, чем те, что все еще пользовались сетью. Выход из Facebook повысил ощущение счастья и снизил чувство депрессии и тревоги.

Также он помог некоторым из них избавиться от зависимости от сети. Через несколько недель после завершения срока деактивации, те, кто не пользовался Facebook, стали тратить на него на 23% меньше времени, чем те, кто никогда не выходил с него, а 5% участников вообще не обновили свои страницы. И сумма, которую человек готов был принять, чтобы закрыть свой аккаунт на еще четыре недели, оказалась на 13% ниже, чем в начале исследования. Пользователи, другими словами, переоценили ценность сервиса.

Рассмотрим выбор, который предстал перед экспериментальной группой, с окончанием периода деактивации: снова присоединиться к сети или остаться вне нее в то время, когда другие будут продолжать делиться постами и «лайкать». Возможно, пользователь не захочет отказаться от сервиса, которым пользуется 2,3 млрд человек, однако, мир был бы лучше в том случае, если сервиса вообще не существовало.

Как так может быть? Социальная сеть процветает за счет увеличения количества пользователей. Чем больше людей в сети, тем больше потенциальных контактов она приносит, и тем выше ее ценность для каждого пользователя. Такие эффекты способствовали росту Facebook; основан в 2004 году, он стремительно приобрел популярность с ростом доли населения, имеющего доступ к Интернету. Новые пользователи Всемирной сети естественно тяготели к соцсети, которую использовали большинство их друзей и семьи, что усиливало преимущества Facebook – так же, как процветающий город привлекает новых жителей через возможности, которые создает большое количество людей, которые уже живут в нем. Можно сказать, что Facebook – это первый в мире цифровой мегаполис, заполненный людьми, что дает возможность поддерживать огромное количество контактов, как хороших, так и плохих.

В жизненном цикле физических городов возможность быть ближе к другим может привести к их удивительной выносливости. В XIX в. промышленные города быстро развились вокруг Великих озер из-за их близости к водному транспорту, особенно, когда каналы соединили озера с Атлантикой. Судоходство уже не играет столь важную экономическую роль, как это было прежде, однако миллионы людей и до сих пор остаются в таких городах как Чикаго и Детройт, Кливленд и Буффало. Однако долговечность понятие непростое. Допустим, ради эксперимента команде исследователей нужно было отобрать несколько тысяч жителей Среднего Запада, и попросить их на месяц переехать на юг Калифорнии. Участникам эксперимента это могло весьма не понравиться, но, тем не менее, они вернулись домой из-за друзей, семьи и профессиональных связей, которые остались у них на Среднем Западе. Этот выбор может отражать уникальную ценность, которую придают города Среднего Запада. Однако, он также может означать то, что жители Среднего Запада застряли в плохом равновесии: их благосостояние возрастет только тогда, когда они коллективно решат перебраться жить в более солнечный климат.

Такие вещи случаются и вне экспериментов. Гай Майклз из Лондонской школы экономики, Великобритания, и Фердинанд Раух из Оксфордского университета, Великобритания, исследовали судьбу римских городов в Великобритании и Франции. Когда империя рухнула, они проследовали разными путями развития; французский политический порядок пострадал меньше, чем британский, и больше городов продолжали функционировать во Франции, чем в Великобритании. Как следствие, в Великобритании появилось больше новых городов. Между 1200 и 1700 годами население росло намного быстрее в городах с выходом к побережью. Британцы получили пользу от того, что произошла «перезагрузки» их городской сети, тогда как французы остались привязанными к городам, которые населяли еще их римские предки.

Такие повороты трудно спрогнозировать, и вполне вероятно может существовать чистая стоимость сети, подобной Facebook. Если бы Марк Цукерберг выключил свое творение, другая, подобная ей платформа, быстро могла стать доминантной. Также эра Facebook может быть продуктом уникальным, мимолетных исторических обстоятельств. В таком случае, если «граждан» Facebook подтолкнуть к поиску чего-то лучшего, возможно, они найдут более «солнечную» социально-экологическую сеть.

Перевод с английского Оксаны Вергелес, для ИА ZIK

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-06-19 19:43 :42