Ничего так не демонстрирует воспитания ребенка, как поведение на людях
Оксана Думанская
писательница, переводчик

Ничего так не демонстрирует воспитания ребенка, как поведение на людях. Что творится дома – о том можно только догадываться, когда младшие школьники разговаривают друг с другом на перерывах или в конце уроков под школой. Можете не прислушиваться к словам, а вот интонации... Угрожающие возгласы в высоком регистре. Самое нейтральное слово – «дебил».

При наличии кучи разных тренингов и видеоблогов детских психологов, согласитесь, что пользы от того мало, если взрослые в своей будничности не пользуются советами мудрых людей, а целесообразностью своего поведения.

Вот, например, энергичная бабушка с внучкой увидела, что я оставила два пакета муки на ленте в кассу и отошла на два шага за спичками. Она моментально схватила девочку за руку и вскочила впереди, отодвинула муку, положила сладости и всем своим гордым видом демонстрировала превосходство. Кассирша рассчитывала покупателя, за которым должна была бы быть я... Девочке было неловко. Она виновато взглянула на меня – я улыбнулась и пожала плечами: мол, не расстраивайся, девчонка. Конечно, надо было замечание делать бабушке, но с ней ребенок! Поучать учтивости старшую женщину, может, и не младше меня, за какую-то лишнюю минуту пребывания в небольшой очереди? Ребенок и так понял, что ее шустрая бабушка нарушила норму поведения. Однако безнаказанность за такую мелочь порождает в человеке потребность всегда кого-то «отодвигать», если он не протестует. Увидит девочка каждый день такой пример – и будет приобретать навыки действовать своевольно, как хочется в этот момент, несмотря на других.

А в транспорте! Суетливые взрослые заталкивают детей, восклицая: двигайся! Чего спишь?! Давай-давай! Куда встал?! Слова не обидные, зато в интонации столько злости и нетерпения, будто ребенок виноват в той утренней толкотне и давке. Он приедет в таком стрессе в школу – и там начнет выплескивать свое недовольство таким же способом на одноклассников. А можно же перед школой обойтись без стресса, успокоить... Обычными словами: не спеши; усеем; становись здесь – будет удобнее.

Нечто подобное происходит и в местах скопления детей: в вестибюлях театров перед дневными спектаклями. Взрослые приносят с собой обеспокоенность на лицах, а на оживленное поведение детей реагируют по-жандармськи: не вертись! Встань сюда! Не двигайся! Потеряешься! Дерганый ребенок входит в зал смотреть спектакль уже с испорченным настроением.

Мы, взрослые, хотим во всем упорядоченности, но достигаем ее преимущественно приказным способом. Потому что мы старше, авторитетнее, нас должны дети слушать, нам должны повиноваться. Мы требовательны к детям, и эта требовательность порой переходит грань, когда дети перестают реагировать на приказы, а наказание переносят на свои отношения с друзьями. И не только наказание, а и ухищрения: что-то натворят, и делают вид, будто ничего не произошло. Где-то пролезть без очереди, вскочить в троллейбус, оттолкнув слабого, избежать каких-то домашних обязанностей, сделать вид, что выполняешь домашнее задание, а на самом деле играть в видеоигры – это последствия детской наблюдательности за поведением взрослых, которое, мягко говоря, далеко от высоких стандартов. Так что мошенники, манипуляторы, наглецы, лжецы, мошенники, перебежчики и т. п. выпестованы нашей средой, а не импортированы.

Психологи отмечают, что дети, вырастая, в основном моделируют свое поведение с теми поведенческими образцами, которые наблюдали в отношениях папа-мама, бабушка-дедушка, семья-соседи, родня-знакомые и тому подобное. То есть наши потомки – это мы, только в другом возрастном цензе. Как поступаем мы – так будут и они. А поговорка из глубины веков, что посеешь – то и пожнешь, не только об урожае зерновых культур.

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-03-26 08:04 :30