Новости » Общество 18 января, 2019, 17:56
Голодная кутья: И вновь соберется вся семья...

Второй Святой вечер одно из завершающих праздников зимнего цикла, поэтому, с одной стороны, грустно прощаться посиделками у родственников и друзей Романа, Марии, Степана, Василия, но с другой – это хороший повод вновь собрать семью вместе – уже в последний раз перед следующим большим праздником – Пасхой.

Наверное, после первого Святого вечера уже не так восторженно готовим кутью и пончики, ведь еще и двух недель не прошло, как мы снова идем по тому же сценарию. Однако, это уже сейчас наши традиции отошли от главных и, соответственно, обеднели. То ли из-за нехватки времени у современных занятых людей, то ли из-за недостатка интереса...

Словом, мало чем для нас отличается ужин 6 января от ужина 18 января: мы так же весь день постимся, посещаем умерших и зажигаем свечи на их могилах, готовим постные блюда, садимся ужинать с первой звездой, а потом вместо коляды – щедруем. Однако, как праздновали Голодную кутью наши предки?

В рождественский Сочельник кутью называли «Богатой», а вот 18 января – «Голодной», поскольку весь день, кроме вечера, и до следующего дня, пока не освятят воду, люди ничего не ели. Сначала в храмах освящали воду, и наши предки считали, что вода, освященная в вечер Богоявления, еще святее, чем с Крещения, она не портится и может побороть всякое зло. Хозяин дома окроплял святой водой всех в доме, при этом приговаривал: «Дай нам Боже, и следующего года дождаться!».

Далее он так же окроплял все, что в доме и вокруг него. У младшего сына или дочери были свои обязанности в этот день: они должны были взять три вареника и, идя за отцом, надкусить один из вареников в прихожей, другой в кладовке, а третий – на улице.

С Голодной кутьей связаны обряды «зазывание мороза», ведь считали, что иорданские морозы 0 самые злые. Перед тем, как сесть за ужин, хозяин брал ложку кутьи, подходил к окну и трижды говорил: «Мороз, мороз, иди к нам кутью есть!». После паузы снова обращался: «Не идешь? Так не иди ни на рожь, ни на пшеницу, ни на всякую пашницу! Не морозь ни нас, ни наших лошадей, не морозь ни скот, ни птицу!». Особенно интересно было призывать мороз детворе: она приходила к окнам и на весь голос приглашала его к ужину.

После ужина дети совершали обряд прогон угла, который заключался в том, что малышня выбегала на улицу и палками била в угол дома, приговаривая: «Беги, кутья, из покутья, а узвар, иди на базар, лепешки, оставайтесь на полке, а дидух – на теплый дух, чтобы покинуть кожух».

В конце семья выносила из дома дидуха и сжигала его во дворе – «пускала на теплый дух», что символизировало прощание с зимой и зазывание весны. Пепел из дидуха разбросали по всему огороду, чтобы хорошо родил урожай.

Девушкам можно было в этот вечер гадать, а детям – щедровать. Щедровальники носили с собой охапку лещины, чтобы в знак благодарности хозяину вручить веточку. В некоторых регионах Украины ребята щедровали исключительно под окнами девушек на выданье, если же дом с незамужней девушкой обошли, это намек на то, что ей еще рано сидеть в девках, она еще мала.

Также было верование, что на этот праздник животные говорят человеческим языком, но подслушивать эти разговоры нельзя, потому что за такое Бог может наказать.

Как видим, веселые были наши предки, и всегда вплетали в религиозные празднования, что-то свое, даже если это совсем нельзя было связывать (гадания, вера в мистические свойства ритуалов или возможности зверей).

Однако, делали они все это только с хорошими намерениями, с верой что оно им поможет, что так будет только лучше. Да и если взять в общем, чтобы у нас было если бы не традиции наших прародителей? Каждый народ тем и уникален, что имеет свое духовное наследие, которое передается из поколения в поколение.

Подготовила Елена Водвуд,
ИА ZIK

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-02-23 20:37 :29