пятница, 11 января, 2019, 12:19 Экономика
Экономические вызовы-2019: какие проблемы придется решать победителю выборов

Многочисленные экономические риски 2019 года уже сегодня существенно усиливаются политической турбулентностью, вызванной президентскими и парламентскими выборами. Впрочем, кто бы в них не победил, эта политическая сила, так или иначе, потерпит фиаско, если не начнет кардинально перезагружать украинскую экономику и ставить для себя, на первый взгляд, недостижимые цели сверхбыстрого развития страны.

Уязвимость в глобальных факторов

Год будет сложным как в политическом, так и в экономическом смысле. Украинская экономика – в основном, сырьевая и экспортно-ориентированная. Следовательно, она очень чувствительна к изменениям на глобальном уровне, к внешнеторговой конъюнктуре. Ряд международных экспертов (в том числе – и представители МВФ не исключают возникновения глобального экономического кризиса. Даже, если эти «апокалиптические» прогнозы не оправдаются, все равно на нашу страну повлияют такие внешние риск-факторы, как потенциальное охлаждение мировой экономики из-за уменьшения монетарного стимулирования, торговых войн (в частности, между США и Китаем), критической ситуации в Европе, где уже не только Великобритания, но и Италия грозят выйти из ЕС, неопределенности цен на нефть, в конце концов, – обострении международных вооруженных конфликтов. Все это может привести к падению спроса и снижению мировых цен на украинскую металлургическую, аграрную и другую продукцию, которые являются основными статьями нашего экспорта. Вследствие этого возможно уменьшение золото-валютных резервов Украины, что, в свою очередь, негативно повлияет на стабильность гривни.

Еще одним негативным фактором для нашей экономики станет рост учетных ставок в развитых странах (в частности, ставки ФРС в США). Это уже приводит к оттоку инвестиций в более благоприятные финансовые рынки, выводу капиталов из развивающихся государств, и увеличение для них стоимости финансового ресурса для заимствований.

Давление на украинскую экономику международных факторов, безусловно, усилится еще и тем, что 2019 год – это год пиковых долговых нагрузок на бюджет, в связи с огромными выплатами по внешним обязательствам. Их общая сумма (погашение и обслуживание) составляет 5,85 миллиардов долларов США, что составляет 40 % от запланированных доходов государственного бюджета. Такое долговое бремя существенно уменьшает возможности для улучшения социально-экономических показателей, делает невозможным существенное повышение зарплат, пенсий, социальных выплат, не говоря уже о строительстве новых дорог, школ, больниц, детсадов, реализацию масштабных инфраструктурных проектов.

Также совершенно очевидно, что системного прорыва в выходе Украины из долговой «ямы» в новом году не ожидается. Единственный концепт, которым и в дальнейшем будет руководствоваться наша власть в долговой «политике» – это дальнейшее привлечение миллиардных займов от иностранных правительств, международных финансовых организаций и частных инвесторов – для погашения предыдущих кредитов. Несмотря на предвыборную турбулентность, так же остается под вопросом поступления новых траншей от МВФ. А значит, правительство вынуждено будет и дальше выходить на весьма недешевые заимствования на рынке евробондов – в 9 % годовых, что еще больше усугубит долговой кризис.

Отсутствие масштабного мышления

Риски-2019 для нашего государства усиливаются еще и тем, что украинское высшее руководство живет «сегодняшним днем», не имея ни плана действий на случай мирового кризиса, ни стратегии погашения долгов за счет собственных ресурсов. Учитывая же то, что 2019 год – это год двойных выборов, вряд ли нынешнее правительство задастся этими стратегическими вопросами. Скорее всего, его деятельность будет направлена на латание бюджетных «дыр» и аккумулировании финансовых ресурсов, чтобы обеспечить успешный результат для действующей власти на двойных выборах.

Логика здесь понятна: ни один руководитель не будет беспокоиться системными реформами в экономике, если под ним шатается кресло власти. А особенно – принимать на себя структурно-экономические вызовы, которых в 2019 году появится более, чем достаточно. И едва ли не самые главные из них – избежать дефолта, удержав гривню в коридоре 28-30 грн за доллар США, а инфляцию – в пределах прогнозируемых Минфином 7 %.

Чтобы обеспечить стабильность гривни и удержать рост цен, Нацбанк, скорее всего, и в дальнейшем будет прибегать к повышению учетной ставки, что сделает дороже стоимость кредитных ресурсов для банков. А это означает, что украинский бизнес не будет иметь доступа к кредитам с приемлемыми процентными ставками, а следовательно – не сможет инвестировать в обновление капитальных фондов и в имплементацию инновационных технологий.

В то же время, фискальная политика государства в новом году для частного бизнеса так же не предвещает ничего хорошего. Повышение акцизов, дополнительная нагрузка на фонды заработной платы, увеличение фискально-административного давления из-за отмены моратория на налоговые и другие «контрольные» проверки – все это приведет к еще большему застою в экономике. На этом фоне даже запланированный рост ВВП на 3 % (а не прогнозируемых Нацбанком 2,5 %) будет восприниматься чуть ли не как «подвиг» украинского правительства. Хотя, по большому счету, такие «фоновые» темпы роста позволят нашей стране только удержаться на плаву и дальше «соревноваться» с Молдавией за звание самой бедной страны Европы.

Среди весомых внутренних вызовов 2019 года я бы назвал отсутствие стимулов со стороны государства к внедрению экономической модернизации и новой индустриализации. Всего же этому будет препятствовать как предвыборный популизм всех мастей, попытки власти экономически задобрить избирателя за бюджетный счет, так и ее нежелание кардинально реформировать заскорузлую, неэффективную налоговую и регуляторную систему для роста бизнеса и экономики. Скорее всего, и в новом году не будет введен налог на выведенный капитал, который бы стимулировал компании и предприятия вкладывать средства в обновление основных фондов, внедрение в бизнес-«цепочки» новейших технологий (искусственного интеллекта, больших данных, удаленной идентификации и тому подобное).

Эффективность экономики и бизнеса, их ориентированность на потребителя, а следовательно – и качество жизни украинских граждан напрямую зависит от уровня развития электронного управления, дистанционных публичных сервисов. К сожалению, и здесь не предвидится весомых прорывов, а победа над бумажной бюрократией все еще остается отсроченной на неопределенный срок. Дело в том, что расходы на разработку и внедрение э-сервисов, увы, так и останутся низко-бюджетными, а значит, потребителю электронных административных услуг нечего и надеяться на их улучшение.

Более того, многие из этих сервисов едва функционируют, и далее находясь на стадии тестовых «бета-версий». И здесь нельзя не вспомнить историю с электронным билетом на столичный муниципальный транспорт. Еще в 2016 году были потрачены десятки миллионов на импортное оборудование, в течение двух лет несколько раз откладывали введение этой современной и удобной технологии. В конце концов, в конце прошлого года киевская власть громко отрапортовала, что якобы электронный билет наконец-таки «запустят» для пассажиров. Но потом оказалось, что это «фальстарт» – э-билет и дальше будут тестировать в течение почти целого года.

Акцент на базовых государо частных услугах

Крайне важно, чтобы в 2019 году были реализованы полноценные, а не бутафорские реформы в жилищно-коммунальной сфере. Прежде всего, это касается выполнения ряда законов, направленных на демонополизацию ЖК-услуг. Речь идет прежде всего об отмене пресловутой коррупционной формулы «Роттердам +», введении конкурентного рынка электроэнергии, выполнении правовых требований относительно коммерческого учета газа и тепла для бытовых потребителей, комплексных мероприятиях по энергосбережению, а особенно – о комплексной реформе управления многоквартирными жилыми домами, стимулировании потребителей к созданию ОСМД. Там же, где они еще не организованы, – важно обеспечить допуск на рынок независимых от местной власти частных компаний, которые бы заменили «советские» ЖЭКи и предоставляли качественное обслуживание жителям.

Показательным экономическим «маркером» в следующем году должна стать прозрачность и эффективность использования беспрецедентно высокой суммы в 48,1 млрд грн бюджетных средств, выделенных на дорожное строительство. И здесь чрезвычайно важно, чтобы эти деньги традиционно не «закапывались в асфальт», а качество новых дорог тщательно проверялась не только заангажированными государственными контролерами, но и независимыми общественными организациями. И если будут выявляться серьезные технологические нарушения, то средства от недобросовестных подрядчиков должны возвращаться государству.

По большому счету, эффективность, прозрачность и демократичность власти в новом году будет измеряться степенью вовлечения местных общин и организаций «третьего сектора» – как к принятию решений на всех административных уровнях и участия в проектах общественных бюджетов, так и к финансовому контроля и оценки качества инфраструктурных и местных проектов. И едва ли не основным вызовом для местных общин в новом году станут риски, связанные с углублением децентрализации. Ведь уже сегодня кое-где появляются тревожные сигналы из украинской «глубинки»: некоторые местные элиты трактуют эту важную реформу на свой лад, превращая ее в «феодализацию» и беря под свой коррупционный контроль возросшие финансовые потоки из «центра».

Появится ли ответственность за стратегические вещи?

В целом многочисленные экономические риски 2019 года уже сегодня существенно усиливаются политической турбулентностью, вызванной президентскими и парламентскими выборами. Впрочем, кто бы на них ни победил, эта политическая сила, так или иначе, терпит фиаско, если не начнет кардинально перезагружать украинскую экономику и ставить для себя, на первый взгляд, недостижимые цели сверхбыстрого развития страны. И среди них, прежде всего, – ежегодный рост ВВП в 7-10 %, ежегодный объем прямых иностранных инвестиций в размере не менее 10 млрд долл. США (ведь, нынешние 2 миллиарда долл. и выход на украинский рынок IKEA и Rynair – это лишь «капля в море»), создание эффективной банковско-кредитной системы, максимальная дерегуляция и либерализация бизнеса.

Это и «нулевые» пошлины для ввоза высокотехнологичной продукции, налоговые «каникулы» для IT-сектора и инновационных сфер экономики, внедрения высококонкурентной бизнес-среды с сильным Антимонопольным комитетом, создание финансовых и социальных стимулов для украинских трудовых мигрантов, чтобы они работали в национальной экономике. Собственно, все эти составляющие экономической реформы должны быть четко прописаны украинским правительством – программно и пошагово, с финансово-институциональной детализацией, определенными «стейхолдерами» и их функциями и полномочиями, с четкими критериями оценки и сроками реализации. Конечно, все это не уместится в один 2019 год – но начинать надо уже в нынешнем финансовом году.

Следует также помнить, что в условиях кризиса существуют реальные точечные возможности для зарождения и взлета успешных проектов. Украина, за всего негативного нагрузки на экономику, все же пока еще остается страной возможностей и умных, настойчивых предпринимателей. Конечно, нужны инвестиции и, очевидно, проценты по заимствованиям могут быть выше из-за высоких рисков, в том числе и вышеупомянутые в статье. Впрочем, тот, кто найдет в себе смелость рискнуть, скорее всего, выпьет шампанское – имея под собой почву высокого экономического потенциала.

Олег Титамир,
президент ОО «Украинская организация защиты
потребителей услуг»

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-01-23 01:27 :25