вторник, 8 января, 2019, 8:38
Комикс – это почти фильм: Как в Украине восстанавливают забытый девятый вид искусства
15

Наверное, нет людей, которые бы не слышали про Супермена, Бэтмена, Спайдермена, Железного человека и тому подобное. Все это популярные персонажи американских комиксов, которые благодаря успешным фильмам – стали частью мировой культуры. Но, какова ситуация с визуальными книгами в Украине? Рынок украиноязычных комиксов много лет находился в упадке. Точнее говоря – отсутствовал. Более двадцати лет в независимой Украине почти не появлялись комиксы на государственном языке. Ситуация начала меняться лишь в 2010-х годов, когда энтузиасты основали первые украиноязычные комикс-издательства. Последние два-три года стали поворотными. Именно сейчас, на наших глазах восстает с колен и формируется новая отечественная комикс-культура, которая ежегодно набирает обороты и пополняется многочисленными фанатами.

Про новый и многообещающий рынок украиноязычных комиксов корреспондент ИА ZIK пообщался с молодым львовским писателем и издателем Богданом Кордобой. Он один из тех, кто причастен к возрождению девятого вида искусства – комиксов. В 2017 году Богдан с друзьями запустили издательство «UA Comics» – миссия которого увеличивать количество оригинальных украиноязычных комиксов. А уже осенью 2018 года они открыли во Львове собственный комикс-магазин, который стал центром, объединяющих многих людей, заинтересованных в развитии ярких визуальных книг.

Богдан Кордоба. Фото: Микола Тис/ZIK
Богдан Кордоба. Фото: Николай Тыс/ZIK

– Богдан, откуда такая любовь к комиксам? С детства фанат историй о Супермене?

– Да, с детства любил красиво визуально показанные истории, когда картинки дополняют слова, а слова – картинки. Первый комикс прочитал в пять лет. Мне его подарил сосед Остап в далеком 1998 году. Это был один из первых украиноязычных комиксов в независимой Украине, очень крутой, формата А4. Там были три графические истории, все на сай-фай тематику (Научная фантастика – Авт.). Потом был «Казак Голота». Это такая иллюстрированная и очень красивая книга, которую мне подарил дедушка. «Флинстоуны», «Симпсоны» – комиксы моего детства. Кроме того, художественная литература со мной сколько себя помню. Были моменты, когда читал только фантастику или полгода только Жюль Верна и так далее. Так же, как и многие из нашего поколения, с ранних лет подсел на Гарри Поттера. После этого открыл для себя вселенную Толкина. Наверное, что крестным отец в мире комиксов для меня стал Максим Прасолов, который основал издательство «Nebesky». Он является автором едва ли не первого украиноязычного графического романа-блокбстера «Даогопак». В эту историю трудно не влюбиться. Это комикс про казаков, которые путешествуют из Украины в Японию и выполняют различные «квесты», имеют много интересных приключений. Книжка за книжкой, комикс за комиксом – и теперь жить без всего этого не могу.

– Как считаешь, эта любовь к книгам и комиксам, как-то повлияла на твое формирование?

– Бесспорно. Два года назад закончил Украинскую академию книгопечатания. По специальности я дипломированный издатель-редактор, который знает, как помочь молодым авторам продать свои рукописи, чтобы разбогатеть и стать новыми Джоан Роулинг (Улыбается Авт.).

– Действительно?

– Ну, в теории так, а на практике – стараюсь. Задача любого университета – предоставить профессиональные знания, а все остальное – дело за студентами. Что касается меня, то всегда был активным. Считаю, что нужно постоянно пробовать что-то делать, двигаться к своим мечтам и желаниям. Не откладывать дела в долгий ящик.

От стенгазет до комиксов

Фото: Микола Тис/ZIK
Фото: Николай Тыс/ZIK

– То как ты начал двигаться к своим мечтам?

– Как не странно, но благодаря стенгазетам. Я один из тех парней и девушек, которые делали в школе стенгазету не потому, что так сказали, а потому, что так нравилось. От шестого по одиннадцатый класс. Это хороший опыт. С первого курса занялся активной деятельностью. Приобщился к созданию и развитию достаточно успешного проекта молодежного онлайн журнала, который назывался «New Life» (Новая жизнь). За два года на онлайн платформах нас ежемесячно читали 200 тыс. людей. Занимался менеджерской работой, в издании было много журналистов, фотографов, дизайнеров и всем надо было дать задания, скоординировать работу.

– А что касается комиксов, когда они стали основой твоей жизни?

– Тоже интересная история, в которой ключевую роль сыграли пять минут моей жизни. В 2015 году я вызвался продавать комиксы на Форуме издателей во Львове. Так получилось, что не мог туда вовремя попасть. Мне скинули неправильный номер телефона контактного человека. Я имел лишь пять минут, чтобы быть на месте, иначе кто-то другой бы продавал. Всякими правдами и не правдами, смог обойти охранников Форума, найти нужный лоток и таки попал вовремя на место. Если бы не успел тогда, то кто знает, как бы жизнь сложилась.

Фото: Микола Тис/ZIK
Фото: Николай Тыс/ZIK

– Интересно, но почему это такой важный момент?

– Потому что за полтора дня работы, я продал все комиксы, которые у них были! Почувствовал себя на волне успеха и заинтересовался ими, как бизнесом. Ребята, которым помог продать товар, поехали домой с кульками денег, а я пошел помогать другим продавцам, которые также реализовывали комиксы на Форуме. Тогда начал знакомиться с людьми, которые пытались делать украиноязычные комиксы, проявил интерес к производству и реализации, а не только к потреблению комиксов. Стоя тогда на точке, я пришел к выводу, что хочу заниматься в будущем комиксами.

– Интересно, пять минут, которые изменили твою жизнь.

– Именно так.

Ты пишешь книги, но также рисуешь комиксы?

– Нет, рисовать я пробовал когда-то, но мне это не получается. В семье талант к карандаша и кисточки имеет моя сестра. Она профессиональный художник. Поэтому у нас творческий тандем, именно сестра рисует какие-то мои «сумасшедшие» истории. А я люблю писать. Кстати, до сих пор считаю, что лучшее свое прозаическое произведение придумал во втором классе из пяти предложений.

Ого, и что это за произведение?

– О море. Задание было, придумать пять именительных предложений. До сих пор их помню:

Море. Я слышу прибой. Ракушки тихо меня зовут. Я их слушаю. Закат.

Вот так просто.

– Красиво, легко представить. А о чем твои истории?

– Писать меня тянет к разному. Имею разножанровые публикации, в том числе и международный опыт. Когда-то был такой международный чешский издательский дом, который делал персонализированные книги. Это очень интересный вызов, потому что надо написать историю без лика, чтобы можно вписать любого. Анечка, Григорий – любой может в ней жить. Я имел контракт на пять таких книг. Меня выдавали в Чехии, Белоруссии. А вот первый опыт издательства своей украинской книги – это «Байка о Бабайке». Я считаю, что труднее всего писать именно детскую литературу. Ибо должен объяснить самые сложные вещи самыми простыми словами и языковыми конструкциями, чтобы это понял ребенок. И это понимание должно прийти не сразу, а через годы. Поэтому тексты должны быть очень правильными. Я почувствовал гордость за эту книгу, особенно, когда потом родители говорили, что прочитав, их дети переставали бояться темноты или заглядывать под кровать. Также имею комикс публикацию вместе с сестрой. Это история про маленького карликового слона, который упал в коробке с неба. Он попал на поляну в наш лес. Его нашел мальчик Ясько, у которого родители ветеринары. Короче – это шесть эпизодов приключений с ними.

Комиксы больше для взрослых, чем для детей

Фото: Микола Тис/ZIK
Фото: Николай Тыс/ZIK

– Понятно, то как так случилось, что смог запустить свое комикс-издательство?

– Это было непросто, но того стоит. После успешных продаж на Форуме, стал сотрудничать с издателями комиксов. Полгода занимался полевыми исследования, то есть был дистрибьютором, изучал рынок и понял, что он отсутствует. Украиноязычные комиксы начали набирать популярность лишь после Майдана. Этот патриотический всплеск отразился во всем. Максим Прасолов, о котором я уже упоминал, поручил мне проект по созданию украиноязычного комикса «Про казака Клита». Американец Гарольд Лэмб, популяризатор истории, придумал этого персонажа еще в начале ХХ века. Неординарный козак-характерник ездит по миру и раздает пинков всяким плохим дядям и влюбляет в себя красивых девиц. Именно эти истории «Про казака Клита» вдохновили Роберта Говарда к созданию всемирно известного Конана-варвара, который имеет много общего с казаками. Однако, этот мой проект так и не удалось тогда реализовать. Важно подчеркнуть, что сейчас подросло поколение, которое с детства начало проявлять интерес к миру комиксов, как к объекту популярного искусства. Этим и объясняется то, что большинство нынешних украинских комиксов созданы для взрослых, а не для детей. Люди часто думают, что комиксы – это чисто для детей и подростков. Но на самом деле, ниша детских украиноязычных комиксов – свободная.

Фото: Микола Тис/ZIK
Фото: Николай Тыс/ZIK

– А русскоязычная ниша?

– Честно, я не интересуюсь русскоязычными комиксами, ибо вижу задачу в том, чтобы увеличивать количество украиноязычных. Кратко объясню ситуацию, которая у нас была 20 лет. Когда распался Советский Союз, то крутые зарубежные издательства продавали эксклюзивные права на реализацию своих комиксов лишь русским парням и девушкам, соответственно, они имела права на все страны бывшего содружества. Поэтому распространялись и развивались у нас комиксы на русском языке. Только с 2010-х годов ситуация начала меняться, когда известных супергероев начали печатать на украинском и создавать своих не менее интересных богатырей.

– И твое издательство одно из таких.

– Да. Это задача «Ukrainian Assembly Comix» (Украинской Ассамблеи Комиксов) – увеличивать и развивать сегмент украиноязычних комиксов. Еще в 2012 году у меня возникла идея, чтобы продавать комиксы благодаря специальным автоматам. Кидаешь деньги в автомат и тебе выскакивает комикс. Конечно, финансов не было к реализации именно такого плана, но в 2017 году смогли организовать первый стенд с комиксами. Помню, как я и мой друг Михаил шли площадью Рынок с сумками полными комиксов и несколькими досками для стенда. В кармане тогда было всего 300 гривен. В центре открыли первую точку в «Коммуне» и дело, как ни странно, но пошло быстро вверх. Мы расширили продажи до 17 таких стендов по городу. Так что задумка стала успешной и сработала. Людей интересуют украиноязычные комиксы – это стало понятно. Поэтому логичным шагом в развитии бизнеса был запуск своего собственного издательства комиксов. В конце 2017 года мы смогли это официально сделать. А уже осенью 2018 года – другую мечту воплотили в жизнь – открыли свой интересный и оригинальный магазинчик комиксов, который по сути стал вторым таким во Львове. Это также творческий центр, где люди могут посидеть, попить кофе, поиграть в игры и обсудить свои идеи. Кроме этого продаем раритетные издания комиксов.

Фото: Микола Тис/ZIK
Фото: Николай Тыс/ZIK
Фото: facebook.com/uacomix
Фото: facebook.com/uacomix
 
Фото: Микола Тис/ZIK
Фото: Николай Тыс/ZIK

Украинцы ежемесячно покупают 7 тыс. комиксов

– Значит у вас сейчас солидная кантора. А много людей в команде?

– Постоянная команда – это семь человек. Мы сотрудничаем с 17 художниками и пятью сценаристами. Имеем своих дистрибьюторов. Открыли уже и юридический и финансовый отделы, дело набирает новых оборотов. Также международное сотрудничество, желание не только покупать чьи-то готовые идеи, но и создавать свои и продавать миру. В 2018 году у нас получилось 10 наименований своих комиксов. В 2019 должно получиться вдвое больше таких. В среднем, наша лавочка продает 300 комиксов ежемесячно, что является довольно хорошо.

Фото: Микола Тис/ZIK
Фото: Николай Тыс/ZIK

– А сколько обычно ежемесячно в Украине продается комиксов?

– Украиноязычных продают где-то от 5 до 7 тыс. ежемесячно. Это число в 2019 году еще больше вырастет. Ведь количество продукции неуклонно растет. Еще в 2016 году новых украиноязычных комиксов можно было на пальцах посчитать, в 2018 – это полсотни, а в 2019 – получится полторы сотни! Украинские комикс-издательства теперь покупают американские и европейские лицензии и могут идти в ногу со временем и не зависеть от российских «уникальных» прав собственности. Когда надо было искать и ждать, чтобы получить желанный украиноязычный комикс, теперь они есть практически везде и легкодоступны. Цена комиксов подобная книгам, то есть можно купить за несколько десятков гривен, а можно и за несколько сотен, зависит, что вас интересует.

– То есть рынок украинских комиксов сейчас на подъеми и перспективный?

– Несомненно, украинские издательства теперь не только переводят иностранные, но и постоянно создают свои комиксы. Мы всегда в поисках новых талантов, которые готовы создавать оригинальные идеи. К нам в магазин приходят люди за «Бэтменом» и «Доктором Стрейджа», но видят собственные комиксы («Хроники Аптауна», «Мор», «Трое против зла» и так далее) интересуются ими, а потом рассказывают и развивают свои идеи, которые мы реализовываем. Имели такой опыт, когда пришли ребята за комиксами, а потом оказалось, что они художники и имеют свою оригинальную идею, которую мы планируем издать в этом году. К тому же, в 2018 году в Украине произошли три большие комикс события: Kyiv Comic Con, Comic Con Ukraine, Comxfest. Каждое из мероптиятий собирал десятки тысяч фанатов. Люди, которые посетили эти события, больше не интересовались иностранными историями, а своими. Рынок украинских комиксов сейчас становится на ноги. Но, конечно, до американских реалий еще далеко. Ведь в США каждый вторник выходит 700 новых комиксов! Поэтому есть к чему расти.

Наши комиксы больше европейские, чем американские

Фото: Микола Тис/ZIK
Фото: Николай Тыс/ZIK

– Государство как-то помогает?

– Не больше, чем другим украинским издательствам. Государство «помогал» в советский период. Тогда комиксы были поставлены на нужды коммунистической пропаганды. Ленин и его окружение уже в начале 20-х годов прошлого века наладили производство комиксов, которые пропагандировали их идеи. Ибо это было, как кино – просто и понятно для всех. Так что украинские комиксы имеют давнюю историю. Даже УПА издавали свои комиксы, хотя они их так и не называли.

– Ты говорил, что после Майдана произошел культурный всплеск, который появился в комиксах тоже. Так украинские комиксы до сих пор больше на патриотическую тематику?

– После Майдана, да, появилось несколько патриотических комиксов и вообще произошел культурный взрыв, люди захотели сами что-то делать и развивать. Сейчас рынок все больше делится и предлагает разные жанры, поэтому можно найти то, что кого больше интересует. Вообще, существует два таких популярных типа комиксов: американский формат и европейский. Американский – это когда молнии со всех мест летают, меньший размер комикса и пять кадров на странице. Европейский – это более изощренные истории, большого формата книжки-комиксы с 9 кадрами на странице. То есть европейский стиль – это графические романы на несколько сотен страниц, а американский – это комиксы, которые напоминают по форме журналы. Так вот, украинцев тянет больше к европейскому стилю, то есть к большим графическим романам, что вполне понятно, ведь мы – европейцы. Сейчас мы находимся на этапе становления новой украинской культуры и, в частности, комиксов. В поисках своих популярных героев и рассказов о нашей жизни, а не о американской или еще чье-то. Людям интереснее почитать про наших ребят из Сихова в комиксах, про сказочный мир своих вурдалаков, или каких-то фантасмагорических идей типа Оруэлла, чем про Капитана Америку или Спайдермена. Хотя Спайдермен немного есть нашим.

– То есть?

– Человека-паука придумал американский художник украинского происхождения Стив Дитко. Его родственники были из Буковины, а сам он выходец из Бруклина. Стив Дитко в сотрудничестве с Стэн Ли, который был румыном по происхождению, придумали этого крутого персонажа. Интересно, что и Дитко, и Ли признавали свои корни. Поэтому и говорю, что Человек-паук – немного украинский комикс (Усмихается Авт.).

Фото: Микола Тис/ZIK
Фото: Николай Тыс/ZIK

– Интересно, не знал. В завершение хотел бы больше услышать от тебя, что такое комиксы и почему их стоит любить?

– Полтора года назад я дал себе утвердительный ответ, что комиксы – это то, чем я действительно хочу заниматься, мой лотерейный билет. Комиксы – это искусство без каких-либо четких правил, здесь можно быть самим собой. В комиксах переплетаются все жанры и богатство культур. Иногда, в трех картинках можно рассказать то, что на трехсот страницах текста не получится. У них есть свой незабываемый шарм. Комиксами можно объяснить что угодно. Ибо слова имеют языковой барьер. А визуальные изображения – для всех одинаковые. Ты видишь суть сразу. Комиксы пробивают словесные барьеры. Даже шутят, что комиксы появились, когда люди начали рисовать наскальные надписи. Но на самом деле комикс-культура возникла в XVII веке, во Франции. То есть это не есть нечто совершенно новое, но не такое уже и давнее. Многие мыслят, что комиксы из Америки ушли. Но они туда попали и приобрели другую форму, стали очень героизованными. Вообще, когда смотришь на комиксы, то сразу можно заметить удачное или неудачное сотрудничество писателя и художника. Потому что это такой своеобразный «инь» и «ян», баланс всего. Короче говоря, комикс – это почти фильм. А кто не любит хорошие фильмы?

Юра Мартынович,
ИА ZIK

Фото: Микола Тис/ZIK
Фото: Николай Тыс/ZIK
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Top
2019-05-24 18:41 :42