Новости » Экономика 22 декабря, 2018, 11:10
Время платить долги и затягивать пояса? Чего ждать от бюджета-2019

2019 бюджетный год в Украине обещает быть тяжелым – это год пиковых выплат по внешнему долгу, когда на погашение кредитов нужно будет отдать чуть ли не половину доходов бюджета, а также год двух избирательных кампаний, когда у власти традиционно есть соблазн использовать бюджетные ресурсы в избирательной борьбе.

Государственный бюджет на 2019 год предусматривает 1 406,3 млрд грн расходов и 1306,6 млрд грн доходов. Дефицит составит 2,28 % ВВП (это несколько меньше, чем в 2018, когда он составил 2,4%).

Рост ВВП на 2019 год запланирован в размере 3% при прогнозируемой инфляции 7,4%. При этом курс национальной валюты заложен на уровне 29,4 грн/долл.

Как сообщили в правительстве, в 2019 году вырастет финансирование приоритетных для страны направлений.

Зарплаты, пенсии, субсидии

167,5 млрд грн предусмотрено на выплаты пенсий. На 200 млн грн правительство увеличивает расходы для обеспечения детей-сирот и детей с инвалидностью, а также для заведений с условиями, приближенными к семейным. В целом эти расходы составляют 717,7 млн грн.

С 1 января 2019 года вырастет минимальная зарплата – до 4173 грн. Также планируется повысить прожиточный минимум, который с 1 января составит 1853 грн, с 1 июля – 1936 грн, с 1 декабря – 2027 грн.

На коммунальные субсидии в 2019 году выделят 55,1 млрд грн. Из них 20 млрд грн впервые предусмотрено для выплаты субсидий «живыми деньгами», что связано с началом монетизации субсидий.

В следующем году на субсидии заложена почти такая же сумма, как была в этом году, несмотря на то, что тарифы уже существенно выросли. Этот вопрос еще в процессе подготовки проекта бюджета вызвал дискуссии и опасения, что семей, которые получают субсидии, в результате просто меньше. Впрочем, министр социальной политики Андрей Рева уверял, что денег должно хватить и что «резких изменений в количестве субсидиантов и размерах субсидий не будет».

В то же время возможности бюджета для осуществления социальных расходов в 2019 году уменьшатся, поскольку чуть ли не половина доходов бюджета уйдет на погашение предыдущих долгов, сообщил ранее глава Счетной палаты Валерий Пацкан.

«Более 40% доходов государственного бюджета надлежит уплатить на погашение и обслуживание государственного долга, что уменьшает возможности бюджета для осуществления социально-экономических расходов. Следовательно, уменьшаются возможности для повышения пенсий, зарплат и социальных выплат, а также для строительства дорог, новых школ, больниц, детсадов и в целом развития инфраструктуры», – отмечал он.

Безопасность и оборона

Общий ресурс на это направление вырастет по сравнению с 2018 годом на 33,3 млрд грн и составит 212 млрд грн (5,4 % ВВП).

Стоит отметить, что при подготовке проекта бюджета ко второму чтению расходы общего фонда на безопасность и оборону дополнительно увеличили на 2,2 млрд гривень. Эти средства должны пойти на утилизацию боеприпасов, развитие вооружения и военной техники, денежное довольствие военнослужащих и на другие нужды.

В целом же из заложенной в бюджете суммы почти 112 млрд гривень направят на зарплаты военнослужащих и полицейских, на развитие вооружения и военной техники – 30,2 млрд гривень,  на жилье для военных – 1,8 млрд гривень.

Образование

247,2 млрд грн – общий объем расходов на образование по сводному бюджету. Объем образовательной субвенции учтен в сумме 69,6 млрд грн. Она пойдет исключительно на оплату труда с начислениями для педагогических работников.

1 млрд грн заложен на «модернизацию образовательного пространства начальной школы», сообщила министр образования и науки Лилия Гриневич. Она также отметила, что в следующем году все педагогические работники получат повышение зарплаты на 9%.

Охрана здоровья

Общий объем расходов на здравоохранение – 131,7 млрд грн,что на 15,3 млрд грн (на 13,1%) больше, чем в этом году.

На реформу первичной медицинской помощи выделяется 15,2 млрд грн, что на 2 млрд грн больше, чем в текущем году.

На программу «Бесплатная диагностика» (это обеспечение 80% потребностей пациента по диагностике у семейного врача, наиболее необходимые безвозмездные исследования) – 2 млрд грн.

На развитие системы экстренной медицинской помощи выделено 1 млрд грн. Планируется, что пилотный проект будет реализован в Винницкой, Донецкой, Одесской, Полтавской, Тернопольской областях и в Киеве.

Примерно по миллиарду планируется выделить на программу «Доступные лекарства» и возмещение стоимости препаратов инсулина за средства государственного бюджета.

Рекордная сумма на дороги и новый аэропорт

В специальном фонде предусмотрены средства для Государственного дорожного фонда в сумме 50,4 млрд грн. (из общего объема финансового ресурса на развитие дорог 55,6 млрд грн), что на 17,5 млрд грн или в 1,5 раза больше, чем аналогичные расходы в 2018 году.

При этом 17 млрд грн будет выделено на местные дороги, соединяющие райцентры.

«75% всего акциза, который попадает от топлива, будет направлено на дороги. Кроме того, в этой цифре будет еще 2,5 миллиарда гривень в следующем году, которые мы направим на безопасность дорожного движения», – сообщил Премьер Владимир Гройсман. Речь идет, в частности, о финансировании строительства ограждений, островков безопасности, пешеходных переходов и прочее

Также в бюджете предусмотрены средства на строительство первого нового аэропорта в Украине – в поселке Соленое, между Днепром и Запорожьем. «Первый транш составит 200 млн грн, и через два года миллионы жителей Приднепровья получат суперсовременный аэропорт», – сообщил министр инфраструктуры Владимир Омелян.

Кроме того, в бюджете 2019 впервые за десятилетия заложено 500 млн грн для «Укрпочты». По словам министра, эти деньги пойдут на зарплаты почтальонов «последней мили», чтобы обеспечить бесперебойную доставку пенсий в самых маленьких населенных пунктах Украины.

Инфекция популизма

Глядя на бюджет-2019 становится понятным, что его не обошел такой фактор, как две запланированные на следующий год национальные избирательные кампании, говорит председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак.

«Во-первых, в нем предусмотрено так называемое повышение пенсий, но не как всегда с 1 января, а лишь с 1 марта, то есть ровно за месяц до даты президентских выборов. Плюс к тому, в расходной части появилась очень интересная статья – Президентский фонд (на него в бюджете предусмотрен миллиард гривень, – ред.), которого раньше не было и который накануне выборов имеет все шансы стать президентским предвыборным фондом. Это уже, как минимум, два характерных признака, которые говорят о том, что власть будет использовать бюджетный ресурс в избирательном процессе. Дальше, думаю, мы увидим изменения в бюджет 2019 года, которые будут вводиться по итогам первого полугодия. Там тоже могут быть определенные подачки накануне уже парламентских выборов», – предполагает эксперт.

В то же время он считает нереальной статью доходов от приватизации – 17 млрд грн: «Практика показывает, что в год выборов большая приватизация не происходит. Поэтому, скорее всего, дефицит бюджета будет не 90, а свыше 100 млрд грн. Инфляция также, думаю, будет больше, чем 7,4%, поскольку произошло повышение цен на все энергоресурсы, а это влечет за собой цепную реакцию подорожания всех без исключения товаров и услуг».

Жизнь в долг

Зато заместитель руководителя Стратегической группы советников по поддержке реформ (SAGSUR) Павел Кухта считает, что принятый бюджет в целом реалистичен. «Он довольно жесткий, и это понятно, потому что следующий год у нас будет очень тяжелый. Это год пиковых выплат по внешнему долгу. То есть мы не можем себе позволить нереалистичный и раздутый бюджет. Он должен четко соответствовать нашим реальным возможностям», – говорит эксперт.

За Украиной действительно тянется тяжелый шлейф долгов. Как уже упоминалось, в 2019 свыше 40% доходов бюджета пойдет на погашение предыдущих заимствований. И очевидно, что в следующем году избавиться от этого бремени не получится. Более того, чтобы оплатить прошлые долги, придется брать новые кредиты.

Вместе с тем, стоит отметить, что дефицит государственного бюджета на самом деле постепенно уменьшается: Украина начинала почти с 10% дефицита бюджета в 2014 году, а в следующем году он планируется уже на уровне 2,28 %.

«В принципе хотелось бы быстрее, но по крайней мере, мы сокращаем этот дефицит. И конечной целью, думаю, является бездефицитный бюджет. Нам это нужно, чтобы наконец избавиться от тех долгов, которые мы набрали», – говорит Павел Кухта.

По его словам, потребность во внешнем финансировании в следующем году – чуть менее 5 млрд долл. «Надо будет брать новые кредиты от внешних доноров, а также привлекать средства из частных финансовых рынков. И для этого критически необходима программа МВФ, поэтому ее наличие – это как некий якорь для всех внешних инвесторов», – объясняет экономист.

Подготовила Татьяна Штыфурко,
ИА ZIK

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-05-25 10:30 :16