понедельник, 17 декабря, 2018, 11:27 блоги Общество
После праздника. Какая церковь нам нужна?
Сергей Костеж
путешественник, историк

«Русская православная церковь – сначала российская, потом уже православная, и в третью очередь – церковь». Так неоднократно говорил Московский патриарх Кирилл.

Надо отдать ему должное – очень часто говорит то, что думает. Его слова – точная формула цезарепапизма и зависимого статуса церкви от государства.

Судя по тому, что пишут многие украинцы в соцсетях о новой церкви и томосе, они с Кириллом согласны абсолютно, только с поправкой на «украинская».

Сейчас, когда эйфория вчерашнего дня пошла на спад, и мы уже проснулись с пониманием мысли о том, что автокефалия – это факт, важно идти дальше, и задумываться о том, какая церковь нам нужна.

Какой она должна быть?

Это должна быть независимая от государства, связанная с народными массами церковь, с сильной властью общин и священников в этих общинах, с нормальной коммуникацией черного и белого духовенства?

Или же это должна быть квази-государственная контролируемая силовиками бюрократическая структура, с подавляющей властью архиерейства и отсутствием голоса у белого духовенства?

Это важный момент, потому что он во многом может определить пути развития Украины. Важно понимать – сам факт томоса не означает отхода от «русского мира».

Надо помнить: Россию можно построить и без России.

В комментариях знакомые с историей люди мне возразят. Скажут, мол, Россия не первоисточник – ведь повсюду православие, начиная с Византии, существовало только в таком формате.

Но нет.

Пример Киевской митрополии показывает, что церковь может быть относительно самостоятельным и независимым от бюрократизма игроком в любых государственных условиях, даже в условиях Синодальной РПЦ XIX века, в которой киевская митрополия выделялась среди других. Недаром сюда пытались попасть на служение митрополиты Петербургские и Московские, хотя Киев по сравнению с этими ячейками Российской империи был более провинциальным.

Ну а о самостоятельности и самобытности украинской церкви во времена Петра Могилы и Иоакиния Галятовского и говорить нечего.

Это добрая украинская традиция, которую стоит поддерживать. И со стороны как украинского общества, так и со стороны власти. И это был бы правильный шаг. Хотя это – тяжелая работа, она принесет плоды в виде гармонического взаимодействия церкви и общества, ее зрелости и высокого доверия к ней.

А вторую РПЦ создать нетрудно. Но зачем, если 1. она у нас по сути и так есть в виде УПЦ МП 2. для чего тогда было бежать от «русского мира»?

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA.
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-01-16 10:20 :08