пятница, 14 декабря, 2018, 16:40 Экономика
Свободный рынок электроэнергии: когда и на сколько вырастут тарифы

Со следующего года в Украине должен заработать свободный рынок электроэнергии. Государство больше не будет сдерживать тарифы для населения, а это означает, что они неизбежно поползут вверх.

1 июля 2019 года вступят в силу нормы закона «О рынке электроэнергии», предусматривающие, что тарифы на свет будут разделены на две составляющие и будут формироваться по рыночным принципам. Это означает, что цены в сфере электроэнергетики будут определяться ситуацией на энергетической бирже.

«С 2019 года все энергоснабжающие компании обязаны отделить свою деятельность по распределению электроэнергии от других видов деятельности вертикально интегрированного предприятия (облэнерго), в том числе и путем создания поставщика электричества», – заявила глава Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКУ) Оксана Кривенко.

Таким образом вместо одного договора с поставщиком электроэнергии будет два договорить, и тариф, соответственно, тоже будет состоять двух частей – услуги по поставке и, собственно, сама электроэнергия.

Кроме того, реформа предусматривает, что население будет приравнено ко второму классу промышленных потребителей, а следовательно, и платить за электроэнергию будет столько же. Сейчас, как известно, благодаря так называемом перекрестному субсидированию тарифы для бытовых потребителей ниже ринковых, поскольку за них фактически переплачивает промышленность.

Зачем Украине нужна такая реформа и как эти изменения отразятся на платежках рядовых граждан – ИА ZIK рассказали эксперты по вопросам энергетики.

Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий:

– Если правительство не примет до июля каких-то компенсаторных мер, то есть высокая вероятность, что тариф для бытовых потребителей может вырасти до предельного уровня на бирже, которая должна быть создана. А это где-то в три раза выше, чем текущий тариф для населения. Тогда бытовой потребитель будет покупать электроэнергию примерно по цене для второго класса промышленных потребителей. Логика формирования этого тарифа – за крупнейшими предложениями на рынке. А это у нас цена тепловой генерации. Она сейчас высокая, и говорить, что в следующем году она будет уменьшаться, оснований особых нет, поскольку дорогой уголь и т. д. Поэтому есть угроза роста цены для населения примерно втрое.

Зачем такая реформа вообще? Это прописано в Соглашении об ассоциации, в ряде законодательных актов. Украина взяла на себя обязательства гармонизировать свое внутреннее законодательство, в частности, относительно рынка электрической энергии, с европейским. А там работает свободный рынок, есть биржевое ценообразование.

Нереализация этой реформы может привести к определенным санкциям со стороны ЕС. Во-вторых, это косвенно связано с тем, что Украина уже длительное время пытается подключить и синхронизировать свою энергосистему с Европейской энергетической системой (ENTSO-Е). И, конечно, если не будет осуществлена эта реформа, не будет свободного ценообразования, это будет тормозить процесс синхронизации. А это политическое значение: рассинхронизироваться с энергетической системой бывшего Советского Союза – прежде всего на белорусском и русском – и присоединиться к ENTSO-Е. Одним из условий этого процесса является как раз реформирование энергетического рынка.

В то же время для того, чтобы осуществить синхронизацию, только по подсчетам Укрэнерго надо осуществить мероприятий на 11, а может уже и больше миллиардов гривень. Откуда эти деньги взять – непонятно, в тариф их не втиснешь. Поэтому на это надо просить деньги у Запада. А он на это согласится, только если будут выполнены определенные условия. Поэтому получается замкнутый круг, это все в комплексе надо рассматривать.

По моему мнению, эта реформа сейчас не совсем актуальна, учитывая то, что у нас тарифы растут на все. Но решение уже принято, закон принят, и это будет сделано. Смогут ли потребители платить такие тарифы? Думаю, что нет. Поэтому должны быть какие-то правительственные меры по компенсации, похожие на субсидии, которые сейчас действуют, или какой-то другой механизм.

Президент Центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Михаил Гончар:

– Во-первых, может так случиться, что рынок с 1 июля и не заработает, а будет отложен еще на полгода. Это маловероятно, но вариант такой исключать нельзя. Такое политическое решение может быть принято, чтобы не провоцировать социальное недовольство в преддверии парламентских выборов, которые должны состояться осенью.

Но, так или иначе, если заработает новый закон и будет сформирован свободный рынок электроэнергии, то, в принципе, это пойдет на пользу потребителям, хотя и не сразу. Речь идет о том, что конечный потребитель сможет выбирать поставщика. Например, такой гигант энергогенерации, как «Энергоатом», который, по сути, обеспечивает более половины общего производства электроэнергии в Украине, сможет выйти на конечных потребителей электроэнергии через своего собственного трейдера. В атомной генерации наиболее привлекательная цена, в отличие от генерации тепловой, контролируемой Ахметовым, за что мы расплачиваемся высокими тарифами на электроэнергию.

Так вот, сейчас у нас никто от «Энергоатома» электроэнергию напрямую не получает, кроме крупных промышленных потребителей. Поэтому речь идет о том, что когда заработает рынок электроэнергии, население сможет напрямую покупать, скажем, у энергоатомовского трейдера или трейдеров, а не так, как сейчас, что вы покупаете только у облэнерго. В условиях нового рынка облэнерго будут играть роль только в сервисной компании, которая обеспечивает доставку электроэнергии – по принципу «такси». За это они будут брать отдельную плату. А поставщика электроэнергии потребители будут выбирать сами – конечно, по принципу наиболее выгодного тарифа.

То есть что будет с конечными тарифами? Себестоимость, например, атомной генерации самая низкая. Соответственно, тот же «Энергоатом» может предложить конкурентный тариф по сравнению с угольной генерацией. Просто возможна ситуация, когда тариф за электроэнергию может гипотетически стать и ниже, но будет еще одна платежка за услугу доставки электроэнергии.

Однако не надо тешить себя иллюзиями, что как только заработает новый закон, у нас сразу тариф пойдет вниз. Совсем нет. Он будет повышаться и дальше. Это, увы, реалии, которых не избежать.

Главный вызов – это то, чтобы должным образом работала Комиссия регулирования энергетики и коммунальных услуг и антимонопольное ведомство, чтобы не получилось так, как сейчас имеем с рынком газа. То есть он как бы функционирует по новому закону, но мы видим только повышение тарифов и слабую конкуренцию.

Пока рынок электроэнергии заработает нормально, пройдет, наверное, еще года три. Поэтому я не думаю, что мы быстро получим дешевый тариф. Могут быть, конечно, определенные популистские шаги со стороны правительства, чтобы задобрить электорат перед выборами. Это так называемая технология Виктора Орбана (Президента Венгрии, – ред.), который как раз делал такие фокусы.

Подготовила Татьяна Штыфурко,
ИА ZIK

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-01-16 10:17 :28