Новости » Общество 13 декабря, 2018, 14:24
Жадан о Хвылевом: Его лозунг «Прочь от Москвы» еще долго будет востребованным

Писатель «расстрелянного возрождения» Николай Хвылевой и сегодня, несмотря на всю историческую и культурную дистанцию, остается актуальным для Украины.

О том, чему можно научиться у Хвылевого, сегодня – в 125-ю годовщину его рождения – пишет поэт, прозаик, переводчик, общественный активист Сергей Жадан в своей колонке на сайте «Радио Свобода».

В частности, он отмечает, что одно из неожиданных свидетельств актуальности Хвылевого – появление его лозунги «Прочь от Москвы» на рекламных плакатах Президента Украины.

«Вдруг оказалось, что дискуссия, вызванная Николаем Григорьевичем в 20-х годах прошлого века, требует завершения (минимум – продолжения). Оказалось, что история сделала удивительный финт и подавляющее большинство исходных позиций наших литературных (и не только) дискуссий за последние сто лет мало изменилась. Украинцы так же стремятся оторваться от бывшей (ну, по крайней мере формально бывшей) метрополии, видя единственную альтернативу в ориентации на Европу», – пишет Жадан.

Оказалось, добавляет он, что как и сто лет назад, естественным вектором развития национальной культуры (будь то под лозунгами интернационализма, или под лозунгами евроинтеграции) является максимально жесткий отрыв от северного соседа. Более того – оказалось, что этот отрыв – принципиальная предпосылка для сохранения собственной идентичности.

«И хотя у Хвылевого в 1925-м речь шла, скорее всего, несколько о другом, однако проекции в целом совпадают, и установка автора «Вальдшнепов» довольно точно соответствует сегодняшним настроениям и потребностям многих наших соотечественников. В конце концов, как так случилось, что лозунг национал-коммуниста сегодня берется на знамена как либералами, так и националистами (хотя наши северные соседи исторически привыкли называть националистами всех, кто им не нравится – им и Петлюра националист, и Хвылевой фашист, но речь не об этом)? На самом деле ничего удивительного в этом, как по мне, нет – национальная культура в условиях колониального давления так или иначе перерастает идеологические границы и начинает работать сама на себя. В какой-то момент национальная составляющая оказывается важнее марксизма, и шовинизм называется шовинизмом безотносительно к пролетариату, Марксу или мировой революции», – отмечает писатель.

По его мнению, большевистское руководство, видевшее в позиции Хвылевого угрозу, просто назвало вещи своими именами.

«Бесспорно, он был их врагом. Поскольку был прежде всего украинским писателем. И сколько бы он после этого не апеллировал к пролетариату – значения это особого не имело. Его азиатский ренессанс мало кого цепляет учитывая свою абстрактность и надуманность, а вот «Прочь от Москвы», скорее всего, еще долгое время будет четким и востребованным, путеводной звездой миллионов. В любом случае, можно предположить, что это не последние выборы, которые будут проходить в Украине под этим лозунгом», – считает он.

Есть еще одна важная деталь в истории с Хвылевым, добавляет Жадан. Говоря о литературной дискуссии 20-х, хорошо держать в памяти тот момент, что начавшись на более-менее началах эстетических, дискуссия эта быстро стала фактом политической жизни, и для большинства ее участников закончилась вообще очень плохо. То, что культурная позиция Хвылевого привела к политическим заявлениям и решениям, а в его конкретном случае – к раскаянию и самоотречению, должно было бы наводить на мысль о традиционном причудливое сосуществование в украинском пространстве культуры и политики, о фактическом заступления их на чужую территорию, о вытеснении и взаимозаменяемости. А самое примечательное, что в сегодняшних реалиях ситуация мало изменилась. Культурная политика и дальше остается в первую очередь политикой.

«Украинский художник (писатель, рок-звезда, шоумен, в конце концов) все время находится в опасной близости от политики, а любой художественный жест в условиях чрезвычайной заполитизированности общества может приобрести более широкий контекст. Понятное дело, что бан в фейсбуке не стоит сравнивать с лагерем на Соловках, однако вот эта зависимость искусства от политики, перетекания искусства в политику, беспомощности искусства перед ней – они действительно имели бы напоминать об опыте Хвылевого, чьи художественные и формальные поиски странным образом и сегодня определяют главный и наиболее болезненный политический вектор нашей жизни. Что, пожалуй, весьма показательно характеризует самого Хвылевого, его масштаб и место в истории украинской литературы. То есть, украинской политики. Правда, нас всех история Хвылевого тоже характеризует довольно точно и показательно. Не уверен, правда, что характеризует с положительной стороны. Одно слово, с днем рождения, Николай Григорьевич, желающих занять вашу каюту пока нет», - заключает писатель.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-10-23 06:26 :37