понедельник, 10 декабря, 2018, 16:34 блоги Общество
Чего хотите, или Несколько мыслей, навеянных «Проданным смехом»
Ярина Коваль
журналист, культуролог

«Кто богач? Тот, у кого нет желаний. А кто нищий? Скупой». Эту надпись на латинском с фасада львовского ренессансноого дома Гепнера на площади Рынок, 28 (или, как его еще называют, Гепнеровский) как будто и не имеет отношения к хрестоматийной истории немецкого писателя Джеймса Крюса о мальчике, – который обменяв свой смех на пожизненные победы в любом пари – начал терять себя. А соответственно и к спектаклю «Тим Талер, или Проданный смех» в Первом украинском театре, который по мотивам книги создала режиссер Лариса Диденко и премьера которого состоялась в эти выходные. Но он почему-то постоянно выныривал в голове во время просмотра действа.

Конечно, его можно трактовать в разных контекстах. И даже с ним спорить. Потому что вожделение – это не только материальное и не только негативное. Это также и то, что двигает вперед человечество. И в частности, искусство и науку. Безразлично, тысячу лет назад или сегодня. Ведь человек таков же, как и был, только в другом антураже.

Например, вряд ли ученый Рудольф Вайгль, который в свое время переехал во Львов, здесь работал и именно здесь изобрел вакцину от сыпного тифа («чумы» начала ХХ века), проводил свои исследования, чтобы получить какую-то награду или даже Нобеля. Нет, он, активно экспериментируя (и на себе тоже), просто хотел найти ответ на самый главный, по его мнению, вызов времени – потому что в годы Первой мировой войны от этой болезни умерло значительно больше солдат, чем от пуль. То есть это было желание? Да. Но отнюдь не то, которое разрушает.

К слову, француз Шарль Николь, который в 1909 году доказал, что тиф переносится вшами, Нобелевскую премию за его открытие все-таки получил. Для информации – Вайгля тоже номинировали на Нобеля за лекарства, которые спасли Европу от вымирания, однако из-за сопротивления коммунистического правительства Польши ему ее не присудили. Считал ли из-за этого ученый, что жизнь его прожита напрасно? Пожалуй, нет. Потому что, скажем, премию, основанную тогдашним главой города Львова – 10 тысяч злотых, которую получил еще в предвоенные годы, Рудольф Вайгль потратил не на себя, а на модернизацию оборудования в своей лаборатории, за исключением тех копеек, что достались его жене на «шубу» и ему на новый спиннинг.

Вряд ли работают ради сует мира и другие выдающиеся львовяне – переводчик с античных языков Андрей Содомора или издатель Марьяна Савка, писательница Галина Пагутяк или режиссер Владимир Кучинский. И такой перечень еще можно долго продолжать. Наверное, тоже нет. Потому что есть какие-то на самом деле животворные желания и цели.

Другое дело, когда человек начинает размениваться на суету. Ведь на самом деле все, что нужно, чтобы иметь основания для счастья – в частности, умение чувствовать этот мир, познавать его и радоваться, получаем при рождении. Когда это умение искренне радоваться даже самым обычным, на первый взгляд, вещам, присутствует, даже в самых сложных жизненных ситуациях, вы будете сильны. И пусть моментами, но будете счастливы.

На спектакль «Тим Талер, или Проданный смех» (между прочим, первую театральную постановку этого произведения Джеймса Крюса в Украине) о том, каковы настоящие ценности в жизни, чего не купишь за деньги, почему важно не растерять себя и другие не менее весомые вещи, я пришла вместе со своим 9-летним сыном. И все эти, на самом деле глубокие философские вопросы, Назара так захватили, что даже живой песик, которого во время финального выхода на сцену получила в подарок от зрителей режиссер и автор сценария Лариса Диденко, не стал тем событием, о котором бы сын рассказывал всем желающим его слушать охотнее, чем само действо. А это означает, что цель постановщиков достигнута – они действительно затронули детскую душу.

А малыш вчера во время нашего похода в театр меня снова, к слову, изрядно поразил. По нашей традиции, на каждый спектакль берем с собой в театр или букетик цветов, конфеты или другую награду, которую Назарчик вручает тому персонажу или актеру, который понравился ему больше всего.

Так было и в этот раз. Единственное, последний год отличий приходится брать по крайней мере две – одну большую и другую поменьше, потому что всегда будет еще кто-то, кого сын очень хочет наградить. Поэтому нынешние свои небольшие подарки сын отдал актрисе Анастасии Хавунке, которая перевоплотилась в девочку-сироту Тим Таллер (в другом актерском составе Тим Таллер, как и должно быть по книжке – мальчик, и его образ создает актер Ярослав Дерпак) и барону Трочу (Дмитрию Барткову).

«Тебе понравился барон? То, как он достигает, чего хочет?», – провоцирую сына на размышления. «Нет, что ты? Как этот барон может нравиться? Но мне понравился актер. И я его, если честно, очень пожалел» – «А это почему?» – «Да потому, что – думаю – никто не хочет играть роли плохих героев. Я, если бы был актером, то тоже не хотел бы. И он, наверное, не хочет. «. – «Но ведь кто-то должен. И посмотри, какой замечательный образ получился!». – «Да, образ замечательный! Но как в нем быть доброму человеку?».

«Кто богач? Тот, у кого нет желаний...». Да, но только при правильно расставленных акцентах...

 

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA.
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-01-18 05:33 :58