Новости » Общество 7 декабря, 2018, 20:14
Европейские ученые заявили, что раскрыли тайну исчезновения Трипольской культуры

Ученые получили подсказку, которая поможет решить тайну внезапного упадка многих сообществ каменного века. 5000 лет назад 20-летняя женщина, принадлежавшая к одной из первых европейских земледельческих общин, была похоронена в могиле на территории современной Швеции. Сейчас ученые узнали, что ее убила чумная палочка (Yersinia pestis) – бактерия, вызывающая чуму.

Об этом сообщает Science.

Это один из старейших образцов чумной палочки, принадлежащий к неизвестному ранее эволюционному дереву этого организма. Часть ученых убеждена, что чума может объяснить упадок крупных сообществ каменного века. Другие специалисты отмечают, что до сих пор нет достаточных доказательств, чтобы окончательно утверждать, что первая пандемия чумы случилась 5000 лет назад.

«Чума известна повсюду, – отмечает историк Кайл Харпер из университета Оклахомы, изучающий, как эта болезнь поражает человеческие сообщества. – В последнее время появляется все больше доказательств того, что общая история человечества и чумы насчитывает тысячи лет: найдено предка великой чумы. Чума пугает нас гораздо дольше, чем до сих пор считалось. Чуму в Европу принесли мигранты из понтийских степей».

До сих пор древнейшим известным штаммом чумной палочки в Европе считался штамм, занесенный около 4800 лет назад из понтийских степей (степей, простирающиеся от северного побережья Черного моря на западе до северного побережья Каспийского моря на востоке) мигрирующими представителями ямной культуры. Через тысячи лет чума вызвала две крупнейшие эпидемии в истории человечества: чума Юстиниана и Черная смерть.

Новый штамм чумной палочки обнаружили случайно. Группа исследователей, которую возглавлял Симон Расмуссен из Копенгагенского университета, и Николас Раскован из университета Экс-Марсель во Франции пересмотрели общедоступные базы данных ДНК в поисках генетических последовательностей популярных возбудителей. В зубах 20-летней женщины, похороненной на поселении Фрельзегарден в западной Швеции, и в зубах другого человека из того же поселения нашли последовательность неизвестного штамма чумной палочки. Покойники были носителями культуры воронковидных кубков, и никто из них не был связан с ямной культурой. Это, в свою очередь, означает, что этот штамм присутствовал в Европе до миграции из понтийских степей. Как отмечает Расмуссен, тот факт, что бактерии обнаружили в зубах, указывает на то, что они попали в кровь, и, очень вероятно, они убили инфицированных людей.

Недавно обнаруженный штамм чумной палочки принадлежит к ветви, отделившейся от общего предка около 5700 лет назад. Однако, как отмечает генетик из Института истории человека им. Макса Планка Иоганн Краузе, этот штамм не является общим предком, поэтому невозможно установить, когда и где чума появилась впервые.

Расмуссен и Расскован выдвинули свою собственную гипотезу относительно появления чумной палочки. В неолите в Восточной Европе на территории современной Украины, Румынии и Молдовы развилась кукутень-трипольская культура. Десятки тысяч людей жили в густонаселенных поселениях, в плохих санитарных условиях. Хранящееся зерно привлекало грызунов, которые являются носителями чумной палочки.

«Эти крупные поселения являются академическими примерами мест, где патоген мог эволюционировать», – подчеркнул Расмуссен.

Около 5400 лет назад многие из этих населенных пунктов внезапно исчезли. Их жители вымерли или покинули свои дома, при чем сожгли здания. По мнению Расмуссена и Расскована, причиной могло быть появление чумы.

«Возможно речь идет о первом известном случае распада крупных социальных сообществ вследствие чумы. И поскольку эти большие поселения были связаны торговыми путями с многими сообществами Европы, новые бактерии могли легко распространяться. Так могла начаться первая пандемия чумы», – подчеркнул Расмуссен.

Иоганн Краузе, однако предостерег от поспешных выводов. Он подчеркнул, что на поселениях культуры Кукутени-Триполья не обнаружено следов чумной палочки. Кроме того, ее ранние штаммы не имели генов, способствовавших быстрому распространению болезни.

«Мы очень мало знаем о новом штамме. Неизвестно, как заразилась 20-летняя женщина, и была ли она жертвой большой эпидемии», – подытожил Краузе.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.