Новости » Экономика 28 ноября, 2018, 10:48
Левко Прокипчук: До 2016 года система не позволяла отсечь бесконтрольный ввоз «евроблях»

Первые дни действия новых законов о растаможке автомобилей спровоцировали протесты граждан на западной границе Украины. Лишь через два дня блокировщики разошлись. Многих водителей сейчас интересуют практические вопросы: что делать?

Какой алгоритм действий для украинцев, которые хотят легализовать свой евроавтомобиль? Кто больше всего пострадал от аферы с «евробляхами», которую по масштабам уже сравнивают с финансовой пирамидой «МММ»? Каким вариантом легально могут воспользоваться участники АТО с инвалидностью, чтобы не платить налоги? Об этом и другом корреспондент ИA ZIK пообщалась с начальником Львовской таможни Левко Прокипчуком.

Оформили 100 автомобилей, вернули в Польшу200

Господин Прокипчук, какова ситуация с блокированием путей к пунктам пропуска на Львовщине по состоянию на сегодня?

– Все шесть пунктов пропуска на Львовщине разблокированы. Надеюсь, к таким акциям протеста те люди уже не вернутся. Возможно, повлияла разъяснительная работа, что такие методы достижения целей не конструктивны, поэтому они не нашли поддержки в обществе. Были открыты уголовные производства. Возможно, внутренний страх быть привлеченным к ответственности также повлиял на этих граждан.

Участвовали ли работники таможни участие в переговорах с протестующими, которые блокировали дороги к границе?

– Мы проводили разъяснительную работу. Среди митингующих были люди, которые хотели, чтобы им посчитали, какую сумму они должны заплатить за те транспортные средства, которые им принадлежат. Этих граждан работники таможни приглашали с собой в пункты пропуска и по каждому отдельному случаю предоставляли информацию. Общались с разными общественными организациями, объясняли, что не для всех людей категорически неприемлемы эти требования закона. Часть людей, особенно с учетом 50% скидки на акциз, посчитала, что им действительно выгодно оформить то транспортное средство, которым они пользуются.

Есть ли трудности с применением на практике законов 8487 и 8488? Четко ли выписаны механизмы растаможки, внесение залога?

– На самом деле у нас с этим проблем нет. Желающих вносить залог пока с 00.00 часов 25 ноября нет. В течение понедельника-вторника мы уже оформили около 100 автомобилей по новым ставкам с пониженным акцизом в 50%. Люди, которые воспользовались скидкой, сэкономили в среднем 12-13 тыс. грн.

Растаможка происходила на границе?

– Нет. Во внутреннем подразделении – отделе таможенного оформления «Скнилов» (в г. Городок, – ZIK). Пока что обращений, чтобы оформлять на границе, не было.

Сколько автомобилей с иностранной регистрацией, которые намеревались въехать в Украину, завернули обратно на границе?

За сутки это было немножко больше чем 200 транспортных средств по шести пунктах пропуска Львовщины. Дело в том, что когда началось блокирование, тогда почти не было возвратов, потому что не было въезда в Украину. Мы поляков предупредили, что такая ситуация, соответственно они даже не запускали автомобиле в пункт пропуска.

Какова была реакция украинских водителей, которых не впустили в Украину из-за действия новых законов? Были ли какие-то агрессивные действия?

– Были разные реакции. Им объясняли требования закона, что на данный момент, если вы не имеете средств на залог и не имеете желания оформлять свободное обращение – остается вариант вернуться в Польшу, оставить автомобиль где-нибудь на остановке или у кого-то из знакомых, после этого въезжать на территорию Украины, как пассажир. Некоторые люди возмущались такими изменениями, но к каждому искали индивидуальный подход и объясняли, что других вариантов закон не дает.

Левко Прокіпчук. Фото: Микола Тис/ZIK
Левко Прокипчук. Фото: Николай Тыс/ZIK

Что делать с «евробляхами»

Что пошагово нужно делать человеку, который имеет автомобиль на еврономерах? Какова инструкция действий?

– Это очень зависит от того, в каком режиме был ввезен автомобиль. Если говорить об общих для всех требованиях, то, очевидно, указанное лицо должно иметь документы на регистрацию транспортного средства. Автомобиль должен быть снят с учета в стране постоянной регистрации. Лицо должно иметь документы, подтверждающие приобретение автомобиля, чтобы было с чего рассчитывать сумму налогов. До того, как ввозить автомобиль, гражданин должен подать предварительную декларацию на таможенное оформление. На момент оформления транспортного средства, представив документы, человек может воспользоваться льготой в 50% по уплате акциза в течение 90 календарных дней с 25 ноября 2018 года. Если у человека есть нарушения таможенных правил из-за того, что своевременно не было вывезено это транспортное средство, закон дает возможность уплатить 8,5 тыс. грн, чтобы на него не составляли протокол и выносили постановление о нарушении таможенных правил.

Обязательно ли вывозить автомобиль за границу, чтобы потом при въезде проходить всю процедуру?

– Закон не требует вывоза автомобиля, но требует необходимость подачи предварительной декларации. На данный момент мы ожидаем от Кабмина утверждении порядка таможенного оформления автомобилей в соответствии с этим законом, в котором должно быть разъяснено, как должен гражданин подать декларацию на данное транспортное средство без выезда за границу. Есть информация, что в Черновцах уже было оформлено одно транспортное средство «на евробляхах» без выезда за границу – на внутренней таможне. Сейчас люди имеют возможность оформить транспортные средства старше 2010 года, которые не отвечают требованиям стандарта ЕВРО 5.

Что делать водителям, которые купили автомобиль на еврономерах уже в Украине? Как им проверить состояние ввоза этого автомобиля?

– Если они купили такое автомобиль в Украине, они уже нарушили законодательство. В данном случае им нужно искать тех лиц, которые им этот автомобиль продали, чтобы его узаконить. А такое транспортное средство на иностранных номерах, скорее всего, было ввезено нерезидентом на территорию Украины в режиме временного ввоза на один год. Соответственно, нужно, чтобы этот нерезидент вывоз его за пределы Украины и уже там переоформил документы на нового владельца, или законодательство позволяет передать обязанности другому лицу. Но он не может передать обязательства относительно режима временного ввоза на украинца (резидента), только на другого нерезидента.

На данный момент вижу единственный выход из этой ситуации, найдя нерезидента, который ввез транспортное средство, добиться, чтобы он его вывез за пределы Украины, переоформил документы, и тогда уже человек с переоформлением документами и снятым с учета транспортным средством въезжала на территорию Украины.

Возможно ли по базам таможни узнать, в каком режиме и кем был ввезен такой автомобиль?

– Мы не можем предоставлять информацию о третьих лицах. Если автомобиль был ввезен иным лицом, здесь есть вопрос защиты персональных данных. Например, если я вижу у своего соседа машину на еврономерах, а мне не нравится, как он себя ведет, я не имею права выяснить, ввозил тот автомобиль сосед, или кто-то другой.

А если человек предоставит документы на автомобиль?

– Техпаспорт? Тогда встает вопрос, как он тот техпаспорт получил. Он же не указан в том техпаспорте как собственник. Могут быть разные ситуации. Часто обращаются люди и говорят, что у них похитили документы или угнали автомобиль. Мы не можем давать информацию о третьих лицах.

По вашим данным, сколько таких автомобилей сейчас на территории Украины?

– Последняя цифра, которую озвучивали в ГФС – на территории Украины есть около 250 тыс. транспортных средств с просроченным транзитом. Но эта цифра не учитывает средства, которые находятся на территории Украины без нарушения таможенных правил. Есть значительное количество транспортных средств, ввозимых иностранцами. Они имеют право пользоваться ими в течение года. Эти транспортные средства не учтены в упомянутой цифре. В Украине была достаточно распространена схема, что иностранец ввозил, а потом передавал транспортное средство другому лицу.

Люди, которые приобрели автомобиль по такой схеме, сейчас находятся в худшей ситуации?

– Им очень тяжело защитить свои права. Возникает вопрос: какие документы им оформляли на те транспортные средства? Если им просто отдали техпаспорт, тогда у них никаких доказательств, что они приобрели этот автомобиль, нет.

Доказать что-либо им невозможно?

– Можно доказать, если они найдут того, кто им продал автомобиль и в сотрудничестве с лицом узаконят все документы.

Относительно схем ввоза «евроблях»: если один иностранец ввозил в Украину десятки или даже сотни автомобилей – неужели никто не замечал, что такое происходит и в результате может произойти беда?

– До лета 2016 года информационная система, которая была на таможне, не была настроена на то, чтобы отсекать этих граждан. После 2016 года нерезиденту уже не позволяли ввозить вторую машину на территорию Украины, если он не вывез предыдущую. Согласно с изменениями, действующими с 25 ноября, предусмотрено, что нерезидент может ввезти без никаких обязательств одно транспортное средство для личного пользования. Если он хочет ввезти еще одно транспортное средство, он должен оплатить залог по тому же принципу, как и гражданин нерезидент.

До 2016 года ввоз таких автомобилей был бесконтрольным?

– Компьютерная система не позволяла контролировать эти вещи.

– В этом контексте декоторые сравнивает историю с «евробляхами» в Украине с финансовой пирамидой «МММ». Каково ваше мнение?

– Я ни в одной, ни во второй афере участия не принимал, поэтому не готов оценивать.

Автомобиль как «гуманитарка»

В целом звучала цифра о том, что в Украине 2 млн авто на иностранной регистрации?

– Я слышал такую цифру от общественных организациях. Эта цифра может охватывать транспортные средства, которые, по нашим данным, еще не нарушили сроки пребывания. Они находятся на территории Украины без нарушений.

Какие прогнозы по наполнению бюджета в связи с новыми законами о растаможке «евроблях»?

– Думаю, что существенно возрастут. Часть людей, имея желание, не имели возможности оформить свой автомобиль, старше 2010 года. Эти машины не отвечали требованиям стандарта ЕВРО 5 и до 25 ноября вообще не могли быть оформлены. Сейчас законодательство позволяет их оформить. Плюс мы ожидаем, что скидка в 50% на акциз будет средством поощрения для граждан, чтобы узаконить свое транспортное средство.

Предусмотрена ли рассрочка по уплате таможенных платежей?

– Рассрочки нет. Единственное что действует скидка 50% в течение первых 90 дней.

Предусмотрены ли льготы для пенсионеров, людей с инвалидностью, участников АТО?

– Льгот не предусмотрено. Единственное, в отношении участников АТО. Есть участники АТО, которые получили ранения, стали лицами с инвалидностью, находятся на учете в департаменте социальной защиты и претендуют на бесплатное получение транспортных средств. Во Львовской области таких 33 участника АТО. Они имеют право на получение гуманитарной помощи. Если будет донор, который будет готов подарить им транспортное средство, они не будут платить налогов вообще. Единственное, есть ограничения по гуманитарной помощи – объем двигателя должен составлять до 1800 куб. см. Автомобиль может быть оформлен как гуманитарная помощь.

Наталья Шутка,
ИA ZIK

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-10-23 02:56 :56