Новости » Львов 27 ноября, 2018, 13:16
Пальцем в небо, или Как во Львове на «общественных» слушаниях обсуждали цену на проезд

Вчера по окончанию рабочего дня во Львове состоялись общественные слушания по изменению тарифа на проезд в общественном транспорте. Несмотря на то, что большинство выступающих жаловались на качество перевозок и были против подорожания проезда, решение о недопущении повышения тарифа не поддержали – ведь большинством в зале были водители, которые пришли с перевозчиками.

Начало общественных слушаний под названием «о недопущении поднятия цены на проезд в общественном транспорте Львова без существенного улучшения качества обслуживания и графика маршрутов» были анонсированы на 18.30 час. Впрочем, уже до 18 час. все кресла в сессионном зале были заняты – водителями и владельцами маршруток. Общественных активистов, молодежи и заинтересованных горожан – в разы меньше, они размещаются позади зала и под стенами. Зарегистрировались, то есть имели право голосовать за определенное решение – 170 человек. Инициатор слушаний – депутат от Укропа и основатель Дозора -1 Игорь Зинкевич сразу переходит к главному – предлагает перевозчикам предоставить аналитику пассажирских перевозок: подсчет количества пассажиров, льготников, данные рентабельности. Но на этом вся конкретика обсуждения вопроса цены проезда завершается. Ни представитель Ассоциации перевозчиков Иван Велийка, ни руководитель коммунального автотранспортного предприятия Орест Хамула, ни чиновник городского совета Андрей Белый, которые поддерживают повышение тарифа, – конкретных данных о пассажирах и наличности, которую собирают водители, – не озвучили.

«На сегодня нет никакого учета, говорить о какой-то рентабельности или нерентабельности, когда нет понимания, сколько людей у нас ездит, сколько льготников, сколько пенсионеров, не можем. Мы получили цифру: количество платных пассажиров, которые проехали в 2017 году по маршруту 2а – 320 тыс. 724 человек. Вы верите, что вычислили до одного человека, сколько проехало на маршруте за год? Это ложь. 178 764 льготников. Получается, что 60% ездят бесплатно. Но если нет учета, говорить о количестве – это неправильно», – заявляет депутат Игорь Телишевский.

Громадські слухання щодо зміни тарифу на проїзд у громадському транспорті у Львові. Фото: ZIK
Общественные слушания по изменению тарифа на проезд в общественном транспорте во Львове. Фото: ZIK

Из зала слышится лишь гул водителей, мол, «тех, кто не платит в транспорте» – очень много. Но конкретики от руководителей автотранспортных перевозчиков – нет. В ответ Иван Велийка перекладывает вину на львовскую городскую власть. Он заявляет – учет пассажиров должен организовать заказчик услуг, а не перевозчик.

Еще несколько недель назад перевозчики озвучили свой «обоснованный» тариф на сегодня – 9 грн, но готовы уступить до 8 грн. Во время общественных слушаний эту сумму обосновывали аргументами, которые звучат во время каждого поднятия цены – это рост курса доллара и подорожания топлива и запчастей. Другие составляющие тарифа – не озвучивают.

«Мы сегодня должны ставить вопрос: мы за развитие общественного транспорта, мы за европейское качество, мы хотим просто поговорить. Сегодня уже стоит в пунктах обмена доллар по 34. И неизвестно, что дальше будет. Завтра все запчасти будут перечислены. Топливо выросло на 30%, по сравнению с тем, какова его цена была, когда утверждали тариф в 5 грн», – заявил представитель перевозчиков.

– Вы уверяете, что обоснованный тариф 8-9 гривень. Есть какие-то цифры, почему я должен каждый день платить 8-9 гривень, или я должен верить вашему слову, может по цифрам там 3 гривни. И если сейчас тариф необоснован, – для чего вы подавались на конкурс перевозчиков? – звучит прямой вопрос из зала, который поддерживают аплодисментами.

Кажется, самое время представить расчеты тарифа, хотя бы те, которые перевозчики подали в городской совет. Но вместо этого Иван Велійка советует довериться подсчетам других городов.

«Я понимаю во Львове не умеют считать, все такие здесь тупые, не умеют считать в Киеве, в Днепре, не умеют считать в Черкассах, в Тернополе. Что вы тут развели полемику, сегодня Киев 8 гривень, Днепр – 7 гривень, Запорожье – 7 гривень. Так что, нигде не умеют считать, только во Львове умеют», – отвечает он.

В таком духе проходит более двух часов общественных слушаний. На все вопросы и обвинения в сторону перевозчиков – отвечает председатель Ассоциации Иван Велийка. Водители участия в обсуждении фактически не берут, реагируя на ход дискуссии, переговариваясь между собой.

Представитель мэрии – Андрей Белый поддерживает перевозчиков, но настаивает на восстановлении бесплатной перевозки пенсионеров. Это требование городского председателя – кандидата в президенты. Хотя, наиболее бедную категорию населения – пенсионеров – перевозчики во Львове перестали бесплатно возить еще год назад.

После двух часов разговоров, организатор слушаний Игорь Зинкевич предлагает перевозчикам эксперимент: учитывая что введение электронного билета в городе – очень далекая перспектива возвращения на три месяца весь общественный транспорт бумажные билеты и компостеры, чтобы получить очень важную и пока неизвестную составляющую тарифа – учет пассажиров.

«Сейчас прозвучали неоднократно о людях, которые пользуются льготами, которые показывают удостоверение, якобы 70%. Давайте поставим компостеры, они недорогие, но дают возможность контроля, введем бумажные билеты на три месяца, и вы четко просчитаете и дадите диаграмму, сколько затрат, сколько пенсионных. За три месяца реально получить аналитику, которая даст нам понимание, какова цена перевозок во Львове. Цена пассажиро-километра, и когда мы четко это будет знать, будем понимать, как формируется ценовая политика билета в городе Львове», – предложил депутат.

Такое предложение однозначно отверг председатель Ассоциации перевозчиков Иван Велийка заявил, что три месяца – слишком долго, когда тариф нужно поднимать уже.

«Если мы будем голосовать такие вещи по три месяца, тогда как мы уже сегодня работаем на одно топливо. Я считаю, что мы должны проголосовать вопрос, есть ли сегодня основания, чтобы поднять тариф», – ответил Велийка.

Следовательно, было решено голосовать за названием собраний «относительно недопущения поднятия тарифа во Львове». За проголосовали всего 47 человек из 170 зарегистрированных. Соответственно предложение не набрало необходимого для принятия количества голосов. Другие предложения, в частности, о введении билетов и компостирования – на голосовали. Напомним, что общественные слушания имеют рекомендательный характер. То есть их результаты могут влиять на принятие решения, но не определяют его. Решение – за исполнительным комитетом Львовского горсовета.

Стоит отметить, что изменение тарифа на проезд в общественном транспорте действительно зацепила уже не один украинский город. В некоторых городах проезд подорожал. Но есть города, которые на такую инициативу перевозчиков отвечают протестами. Вызваны они не только неспособностью широких слоёв населения платить больше, но и полутеневым (а то и вообще теневым) принципу работы общественных перевозок, когда не учтена наличность никак не влияет на улучшение качества перевозок. Так в Тернополе после решения установить цену в маршрутках 9 гривень – люди пошли пешком. В Херсоне жители добились, чтобы тариф на проезд остался на уровне 4 грн.

Марьяна Билозир,
ИA ZIK

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2019-02-18 13:52 :28