пятница, 16 ноября, 2018, 17:31 Политика
Татьяна Вергелес о конвергенции в медиа: «Не навреди!» – это и наш принцип»

Технический прогресс и медийная эволюция диктуют современным средствам массовой информации свои условия. Явление конвергенции уже давно охватило украинский медиарынок, и среди пионеров этого явления – наше издание. Итак, процесс слияния телевидения, радио и прессы с новыми интернет-медиа стал устойчивой тенденцией для отечественного медиапространства. Ведь наиболее конкурентоспособны сегодня те, кто работает согласно конвергентных принципов.

Подробнее о современных вызовах медиаконвергенции на примере медиа-холдинга ZIK рассказала Татьяна Вергелес – украинский медиаэксперт, главный редактор Информационного агентства ZIK, в разговоре с которой для газеты «День» затронули еще много других интересных вопросов.

«Оптимизируясь, не потерять качество, не растерять рейтинги»

– Как вы, по собственному опыту, относитесь к конвергенции в медиа?

– Идея (потребность) конвергентности пришла на украинские информационные просторы из западных СМИ, если не ошибаюсь, лет 15 назад. И прошла адаптацию и апробацию – свой путь. Конвергенция имеет прямую связь с оптимизацией производственного процесса: делать то же самое меньшими ресурсами. И в самом деле, зачем платить больше? Скажем, в советских газетах журналистский текст вычитывал редактор, литературный редактор, корректор, ревизионный корректор, а еще и дежурный по редакции со свежей головой. Ошибка на газетной полосе – это были ЧП и скандал.

Теперь же на медиарынке царят онлайн-издания, и текст на сайте проходит короткую дистанцию: журналист – редактор. На некоторых, скромных, сайтах журналист-редактор – в одном лице. И качество сайта находится в прямой зависимости от грамотности этого человека. Словом, здесь есть «плюсы» и «минусы».

Журналист на задании может одновременно снимать видео, фотографировать, и это выглядит рационально. Сайт могут делать два человека – и это будет подходящий продукт; а может работать в режиме информагентства – и это уже другая история, другое качество и другой диапазон информационного охвата и влияния. Все зависит от видения менеджмента конкретного СМИ. А путей много, – о чем свидетельствует опыт, в частности и медиа-холдинга ZIK, и газеты «День».

– По большинству украинских телеканалов, то их веб-сайты создавались конкретно под сами каналы. Но у медиа-холдинга ZIK был другой путь: информационное агентство появилось задолго до появления телеканала. Как изменилась работа интернет-портала после появления канала? Как проходил этот конвергентный процесс слияния редакций? На каком этапе он сейчас?

– Информационное агентство ZIK (Западная информационная корпорация) появилось на украинском медиарынке в июле 2004 года и было одним из первых онлайн-изданий на Западной Украине; телеканал ZIK – 1 сентября 2010 года. Уже узнаваемый и популярный бренд ZIK дал хороший старт телеканалу.

На своем пути к конвергентности мы набили свои шишки (так и должно быть, это нормально). Подход на первых порах выглядел упрощенно (и это касалось не только ZIK, это прошли и западные сайты, потому что идея пошла оттуда): тележурналист делает расследование, его показывают в телепрограмме, и этот текст тот же журналист отписывает на сайт. Эти «отписки» продемонстрировали проблему: то, что убедительно звучит с телеэкрана, «на письме» выглядит коряво. То, что в эфире классно воспринимается, так как подключены слух, зрение, живые эмоции, кое-где актерство, в текстах теряет все краски, акценты смазываются. Более того, загораются фактологические, логические пробелы. Становится очевидно: текст требует дополнительной, и то серьезной, обработки. Ведь недаром на факультетах муштруют студентов относительно жанров. Тележурналистика и «печатная журналистика» (здесь уже не ограничишься словом «печатная») имеют свою специфику. А еще добавить стрессовую ситуацию для журналиста: ты должен успеть везде. А это и нервы, и некачественный продукт и там, и там. Это порождает и кадровую проблему: не выдерживая нагрузки, журналисты уходят искать «лучшей доли».

Было немало дискуссий и камней преткновения, пока пришли к разумному подходу к тому, что называем конвергентностью. И это касается не только ZIK. Помню, была у меня частная беседа с журналисткой Радио «Свобода»: они прошли сквозь конвергентные испытания. Услышала от нее: «Мы это уже «проехали», переосмыслили». Ключевое слово – «переосмыслили».

По моему мнению, ZIK выработал удобную модель конвергентности телеканала и информагентства. Мне больше нравится взаимодействие. Это такое партнерство всех звеньев, всех структур медиа-холдинга, и оно, это партнерство – эффективно, о чём свидетельствуют, в частности, рейтинги.

Да, нас объединяет территория сайта. Но это федеративное устройство. Новости, статьи, фоторепортажи, блоги, расследования Аналитической группы для сайта, стримы – это зона ответственности Информационного агентства. Внутри редакции мы взаимозаменяемы, можем выполнять работу друг друга – следовательно, конвергентны (Улыбается.) А над продукцией телеканала, оформлением ее фрагментарно в тексты – над этим работает специальный контент-отдел: в частности, с колес отписывает токинги из телепрограмм. Это их вклад в новостную ленту. Важно: тексты готовят не тележурналисты, а люди, которые прошли школу в газетах, в онлайн-изданиях, которые сориентированы на тексты, а не на речи. Возглавляет контент-отдел профессионал в журналистике Тарас Смакула. Уже не представляю сайта без видео с проектов телеканала. Как не представляет себе наш читатель.

Несомненные плюсы – общие и для телеканала, и для информагентства – юридическая, коммерческая, маркетинговая, пиар-службы, SMM-отдел, а также хозяйственный сектор. Это сложный механизм, в котором каждая часть важна. Есть координатор, который работает над тем, чтобы мы «конвергировали», взаимодействовали слаженно, оперативно выдавали результат: это заместитель генерального директора Иван Гисем. Он в Киеве, мы во Львове, но мы на расстоянии телефонного звонка, сообщения в «мессенджер» или «вайбер», ведь «география» не имеет значения.

– Какие, на ваш взгляд, главные вызовы предстали перед СМИ в эпоху медиаконвергенции? Удается ли с ними справляться?

– Важный, но скрытый вызов я вам назвала: не поддаться на слепое калькирование якобы у кого-то успешной конвергентности. Оптимизуируясь, не потерять в качестве, не растерять рейтинги. Но набивать шишки – это нормально. Я уже об этом не раз говорила: единственное, что стабильно сегодня в журналистике, – это изменения.

«Одна идея побуждает другую»

– Газета «День» как конвергентное издание не только существует в виде печатного издания и двух сайтов с проектом «День»-TV, но и имеет ряд других проектов, как  Библиотека «Дня», Летняя школа журналистики, международный фотоконкурс, юбилейная фотовыставка по итогам которого только что завершилась в столичном Украинском доме. Какие из проектов вам кажутся наиболее эффективными в диалоге с аудиторией, больше всего импонируют?

– Об успешности воплощения идеи конвергентности в том или ином СМИ человек со стороны может лишь судить по конечному продукту. Конечная продукция газеты «День» такова, что очевидно: менеджмент здесь талантливый, эффективный. «День» сегодня – не то что «один из...», а единственная газета на украинском медиарынке, которая не имеет равных по качеству, глубине контента, целенаправленному строительству государства. Если бы у нас все СМИ равнялись на «День», мы давно бы уже имели крепкое государство, европейскую Украину.

По конвергентности, здесь из одного проекта просится в жизнь другой, одна идея побуждает другую. Печатное издание «День» – это традиция, стиль жизни интеллектуалов, элиты, сознательной части украинского общества. Онлайн-издание и проект «День»-TV – это требование времени: все должно быть оцифровано, доступно через гаджеты. Исторические исследования, аналитические статьи, касающиеся прошлого Украине, опубликованные в газете, заслуживают жизни не на неделю, а на десятилетия: отсюда проект – Библиотека «День». Летняя школа журналистики призвана привить студентам вкус к качественной журналистике. А кому в этом быть ориентиром, как не газете «День»? На страницах печатного издания – отборные фото, которые часто достигают художественного уровня. Вот отсюда и международная фотовыставка. Юбилейную фотовыставку в столичном Украинском доме посетили руководители государства. Разве это не красноречиво. Что наиболее эффективно в диалоге с аудиторией? Комплекс. Здесь срабатывает все.

«Не только перепрыгивать с новостей на новости, но и достигать глубины, смотреть в корень»

– На рынке труда сейчас самый большой запрос – на журналиста-универсала, не так ли? Какие плюсы, и какие недостатки универсализации журналистской профессии?

– В онлайн-издании, которым является ИA ZIK, действительно предпочтение отдается журналисту-универсалу. Однако прыгать по верхам – это и недостаток. Вместе с универсальностью должно быть у журналиста и свое направление, своя тематика. Еще со своих студенческих лет слышала, что хороший журналист – это талантливый дилетант. Видимо. Но вершин в нашей профессий все же достигали журналисты, которые являются асами в определенных темах. Должны все успевать: не только перепрыгивать с новости на новость, но и достигать глубины, смотреть в корень.

– Работа журналиста-универсала в условиях конвергентного ньюзрума. Не прослеживаете тенденцию к чрезмерной упрощенности журналистских материалов, написанных в таких условиях, ведь журналист из-за нехватки времени может сделать материал слишком поверхностно?

– Смотрите. Вот, журналист идет на событие (или, как мы говорим, «анонс»). Событий за день бывает с десяток. Надо сделать фото с места. Нерационально, чтобы за каждым журналистом тенью шел фотокорреспондент или стример (чтобы сделать фото). Журналист может сам позаботиться о фотофакте – у всех смартфоны, планшеты. Другое дело, когда нужно более художественное фото, сделанное не в спешке, а с учетом фотоискусственных нюансов... То есть к любой идее (в данном случае идеи конвергентности) следует подходить разумно, без фанатизма. «Не навреди!» – это и наш принцип. Конвергентность имеет свои пределы. Об этом – в русской басне Крылова «Тришкин кафтан». Всегда надо определять приоритеты.

«Сообщения в соцсетях – это отдельная жизнь журналистского текста»

– Страницы в социальных сетях – must-have для каждого современного СМИ. Но как же их использовать журналистам наиболее эффективно?

– Это удобно и круто, увлекательно. Но – когда на самом деле есть, что на них постить. Надо заботиться о контенте издания, о производстве текстов, а продвижением в соцсетях должны заниматься специалисты. Кроме всего, их следует приглашать проводить тренинги с журналистами, поскольку сообщения в соцсетях имеют свою стилистику, это отдельная жизнь журналистского текста. Журналисты же на своих собственных страницах должны бы предлагать «френдам» обратить внимание на их творчество. Однако я не являюсь сторонницей того, чтобы мы дублировали контент сайта, на котором работаем, в собственных профилях. В том же «Фейсбуке» журналиста должны были бы видеть «живым» человеком, а не фанатичным писакой, политическим зомби. (Это, между прочим, может быть признаком, что вы на странице бота.) Но, подчеркиваю, это лишь мое мнение. Каждый профиль в соцсети – частная территория его владельца, и каждый сам определяет, зачем его создал: о прочитанных книгах писать или вести политические дискуссии.

– Соцсети – это мощный источник фейков и дезинформации. Как бороться с этим?

– Иммунитет вырабатывать, проверять факты. Быть бдительным и недоверчивым априори. Других рецептов нет.

– Кто победит в битве за читателя между классическими СМИ и социальными сетями? CNN или условный «твиттер» Трампа?

– Не будет победителей и побежденных. Всегда будут те, кто будет смотреть в корень, и те, кто будет прыгать по верхушкам. Сильные мира сего всегда будут ориентироваться на CNN.

Дмитрий Плахта,
«День», Львов

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2018-12-10 10:44 :55