четверг, 15 ноября, 2018, 14:10 Общество
Реформирование колледжей: Какой опыт Украина может перенять у США

Украинские колледжи и техникумы на пороге перемен. Пока четко не понятно, что будет с этим звеном образования. В воображении некоторых реформаторов этот подраздел должен претерпеть существенные изменения или даже исчезнуть. Недавно делегация руководителей украинских колледжей побывала в США, где изучала опыт.

Какое место занимают колледжи в американском образовании? Опыт Украине следует перенять в процессе реформирования? Об этом корреспонденту ИA ZIK рассказал один из участников делегации, директор Львовского автомобильно-дорожного колледжа НУ «Львовская политехника» Михаил Брегин.

– Господин Михаил, вы недавно находились с делегацией директоров колледжей в США. Что украинском образовании можно и целесообразно позаимствовать у США?

– Да. В течение пяти недель (сентябрь – октябрь 2018 г.) делегация руководителей колледжей Украины (16 человек) по приглашению Государственного департамента США приняли участие в программе стажировки «The Community College Administrator Program» (ССАР-2018). Руководители колледжей смогли ознакомиться с работой коммунальных колледжей штата Флориды – от истории их развития и становления, их роли и места в современной системе образования, влияния на развитие экономики и уровня жизни отдельной территориальной общины, штата и государства.

В штате Флорида считают, что молодежь – выпускники колледжей – инвестиция в будущее.

Экономисты штата Флорида подсчитали, что каждый доллар вложенный в образование дает прибыль в 2.9 доллара. На 22 млн жителей штата Флорида получение высшего образования (вся образование после общеобразовательной школы) обеспечивают:

  • 28 коммунальных колледжей (более 800 тыс. студентов приобретают уровне квалифицированного рабочего, младшего специалиста – бакалавра), на содержание которых выделяется 2,5 млрд долларов из бюджета штата;
  • 12 университетов (более 300 тыс. студентов приобретают уровне бакалавра, магистра, доктора философии), на содержание которых выделяется 5 млрд долларов из бюджета штата.

Популярность колледжей заключается в их доступности и открытости для всех выпускников школы, значительно меньшей оплате за обучение. Есть требование доезда до одного часа автомобилем.

Интересно, что ученые и исследователи США в течение ХХ века вывели формулу потребности (для экономики США) специалистов с высшим образованием: 1 – 2 – 7. А именно: на одного магистра нужно два бакалавры и семь выпускников колледжей. Или формула: 3 – 7. По численности студентов штата Флорида формула практически подтверждается.

О подобном соотношении потребности в специалистах было озвучено еще в 2008 году на совещании государств – участников Копенгагенского процесса во Франции, что в 2020 году сфера занятости Европы будет нуждаться в кадрах с университетским образованием на 31%, со средним профессиональным уровнем – на 50%, с низкой квалификацией – 19%». Фактически, и Европа подтверждает ту же формулу (3 – 7), что и в США.

Для сравнения в Украине по численности студентов (учащихся) и по соответствующим уровням образования по состоянию на 2017/18 год на 42,2 млн жителей Украины функционируют:

  • 756 профессионально-технических учебных заведений (более 269 тыс. учащихся);
  • 372 учреждения высшего образования І-ІІ уровня аккредитации (свыше 208 тыс. студентов);
  • 289 заведения высшего образования ІІІ-ІV уровня аккредитации (более 1330 тыс. студентов).

Получим формулу для Украины: 7,4 – 2,6.

Возникают вопросы:

а) нужно современной экономике Украины аж 7,4 бакалавров и магистров и достаточно 2,6 выпускников колледжей и ПТУ? (В 1990 г. формула имела вид: 4 – 6);

б) может ли нынешний бюджет Украины выдерживать финансовую нагрузку по подготовке бакалавров со стоимостью подготовки 37794 грн/год против 21945 грн/год на подготовку младшего специалиста. Правда, за бюджетные средства (по данным МОНУ), формула имеет вид: 5 – 5.

Правда, последние полгода об этом говорят первый вице-премьер Украины С.Кубов, министр образования Л.Гриневич и другие члены КМ Украины, что соотношение специалистов с профессиональным образованием к высшему должно быть хотя бы 40% до 60%.

Делегація керівників українських коледжів у США
Делегация руководителей украинских колледжей в США

– Расскажите, как можно получить образование после окончания школы в США?

– Доступ жителей штата Флорида к высшему образованию в колледжах не ограничивается никакими факторами. Колледж не может отказать никому в учебе, вместе учатся и 18-и и 50-и летние». Исключение составляют лишь технические возможности колледжей одновременно обучать всех желающих по конкретной специальности.

Все колледжи штата получают бюджетное финансирование в пределах 48 – 52 %. Остальные средства оплачивает каждый из желающих получить образование. Скидки в оплате за обучение получают только демобилизованные из армии и отличники учебы (до 2-х %).

То есть за средства налогоплательщиков, из бюджета штата, каждый гражданин может рассчитывать на 50% финансирования получения им высшего образования.

В Украине система государственного заказа для учреждений высшего образования (с ограниченным количеством мест) с заполнением мест по результатам ВНО, фактически создает экономическое неравенство между всеми желающими получить высшее образование. То есть, все родители платят налоги и формируют бюджетную корзину, а на места госзаказа поступают только «сильные» дети (в основном это ученики городских школ, которые по сравнению с учениками сельской школы имеют возможности доступа к более качественному школьному образованию). «Слабее» по знаниям дети могут поступить только на контрактную форму обучения, а их родителям, кроме налогов, нужно еще дополнительно заплатить за образование своих детей. В этом и заключается экономическое и социальное неравенство между гражданами Украины в реализации их конституционного права на равный доступ к высшему образованию.

С этой точки зрения доступ к образованию в США более выровнен и социально, экономически и рыночно справедливым.

Здесь важно обратить внимание и на высокий уровень академической добродетели во всем обществе. Зародилась данная идея в США в 70-е годы с требования граждан к Правительству: «Коррупции стоп!». Чиновники с пониманием восприняли такое требование и с себя начали пример реализации такой идеи. Граждане поддержали...

Сегодня в США ребенок 2-го класса сознательно заявляет своим родителям, если не смог подготовиться к тесту: «Лучше я получу отрицательную оценку, которую позже смогу пересдать, чем я буду списывать у товарища...». Такой ребенок точно не будет списывать, обучаясь дальше в колледже или университете и не согласится на предложение взятки от студента, будучи уже преподавателем университета...

Подтверждение академической добродетели – и институты сертификации, аттестации и аккредитации. Эти функции в США осуществляют общественные организации.

Сертификатами подтверждаются профессиональные навыки выпускника после завершения обучения в колледже. Сертификат предоставляет право на высокооплачиваемое трудоустройство. По некоторым специальностям (например, дизайн помещений) сертификат может быть выдан лишь после двух-четырех лет низкооплачиваемой работы по специальности.

Процедуру аккредитации проходят колледжи (один раз в 5 лет). Колледжи готовят отчет и представляют на экспертизу. Позже эксперты проверяют информацию, представленную в отчете, с фактической на месте.

В США для подготовки бакалавров достаточным является требование в 25% преподавателей с научными степенями. В Украине – 50%, с соответствующими последствиями финансовых затрат.

Как американские колледжи сотрудничают с местными общинами?

– Деятельность колледжей тесно связана с местной общиной. Они обеспечивают подготовку специалистов, необходимых для поддержания и развития местного сектора экономики, привлечения инвестиций.

Именно колледжи оперативно реагируют на потребности местного, регионального и государственного рынка труда, быстрее, чем университеты, открывают новые учебные программы по заказу работодателей.

Колледжи принимают активное участие в поддержании общественного, культурного, спортивного и духовной жизни общества. На иждивении Santa Fe College находятся спортивные команды по баскетболу, волейболу. На балансе колледжа также находяься зоопарк, планетарий, театр, детский сад, бизнес-инкубаторы, которыми пользуются и жители общины, и студенты, и преподаватели.

Представники української делегації у США
Представители украинской делегации в США

Какая финансовая поддержка в обучении для студентов колледжей?

– Она выражена в различных формах:

а) Стипендия – как финансирование определенной части стоимости обучения, или проживания;

б) Скидка на обучение – может использоваться колледжем для уменьшения стоимости обучения на основе академической успеваемости студента, или за разнообразные активности в жизни колледжа (за участие в работе студенческого парламента и тому подобное);

в) Финансовая помощь – предоставляется независимыми организациями, которые занимаются финансовой поддержкой студентов, в том числе иностранных. Финансовая помощь может покрыть только часть стоимости обучения, или расходы на проживание во время обучения;

г) Гранты на финансирование обучения. Финансирование может быть полное или частичное. Гранты предоставляют независимые организации, целью которых является помощь в оплате за обучение.

Подавляющее большинство студентов, которые учатся во Флориде (около 2/3), получают в той или иной форме финансовую поддержку из разнообразных источников. Иностранные студенты имеют возможность воспользоваться теми же ресурсами, что и американские, кроме федеральной помощи.

По нашему мнению, стоит рассмотреть вопрос использования американской модели финансовой помощи студентам на обучение, а высвободившиеся средства перенаправить на развитие учебно-методической базы колледжей. Предоставить возможность получения стипендий как бюджетникам, так и студентам, которые учатся по контракту, руководствуясь исключительно их достижениями в учебе.

Как финансируются американские колледжи?

– Во Флориде работает система многоканального финансирования:

а) Прямые ассигнования от штата, окружного или федерального правительства (гранты, распределяемые на конкурсной основе, целевые средства и т. п (до 52%);

б) Плата студентами за обучение (в Santa Fe College свыше 40% поступлений);

в) Дополнительные источники (продажа изделий собственного производства или услуг, привлечение благотворительных средств от бизнес-структур и частных лиц (8-10 %).
 

В Украине, на наш взгляд, необходимо внести соответствующие изменения в бюджетное законодательство, что позволит колледжам получать средства как со стороны государственных ведомств и учреждений, так и со стороны местных органов власти, и тому подобное.

Дополнительное получение средств пока не слишком развито в украинских колледжах, поскольку многие предпочитают заработок дополнительных средств за аренду своих помещений. Особенно бросается в глаза опыт американских колледжей, которые производят товары народного потребления с символикой колледжа, успешно выполняя при этом не только зарплаты, но и рекламно-имиджевые функции, а также, по заказу местных общин изготавливают модульные дома, осуществляют ремонт автомобильной техники или разработку разнообразного программного обеспечения для производственных процессов.

Для реализации этого в Украине необходимо создать соответствующие благоприятные условия, в которых колледж может реализовать комплексные образовательно-производственные проекты и при этом иметь возможность получить дополнительные средства за счет своей деятельности.

Так, на сегодняшний день колледжи в Украине являются бесприбыльными учреждениями. Если колледж начнет реализовывать товары или продукты собственного производства, то он, по требованиям действующего налогового законодательства, должен уплачивать налог на добавленную стоимость, а следовательно, встает вопрос о переходе учреждения образования из статуса «неприбыльного» к «прибыльному», что влечет за собой необходимость платить налоги и по основному виду деятельности -образовательному. Для украинских государственных, коммунальных колледжей (техникумов), такая ситуация неприемлема.

По нашему мнению, необходимо внести соответствующие изменения в налоговое законодательство Украины относительно лишения заведений образования (колледжей, техникумов) уплаты налога на добавленную стоимость, оставить их в статусе «неприбыльных», а полученные средства от собственной производственной деятельности оставить учреждения образования и переориентировать их на развитие собственных образовательных мощностей. Это частично решит вопрос обновления средств обучения, содержание и развитие материально-технической базы.

В финансировании колледжей интересен опыт американских колледжей по привлечению благотворительных средств от бизнес-структур и частных лиц, в Украине пока развит очень слабо.

В США для предприятий и физических лиц, заниматься благотворительностью предусмотрены налоговые преференции. Так, стоимость взносов в виде денег или даже вещей (оборудования) вычитается из налогов, которые ежегодно платит предприятие. Например, компания должна уплатить $30 тыс. налога. Принимается решение, если компания предоставит колледжу благотворительную помощь в $10 тыс., то должен уплатить налог $20 тыс., но в таком случае получит налоговую скидку в $2-3 тыс., что является выгодным мероприятием экономии средств.

В Украине для привлечения юридических и физических лиц к сотрудничеству с учреждениями образования, оказание им благотворительной помощи, необходимо задействовать нормативный инструментарий, что позволит заинтересовать работодателей заниматься благотворительностью, помогать учреждениям образования в создании условий для развития учебно-методической базы, внедрение дуальной образования, подготовки высококачественных специалистов, которые бы отвечали требованиям тех же работодателей.

Матеріально-технічна база коледжів США
Материально-техническая база колледжей США

– Как осуществляется управление колледжами в США?

– Общее управление колледжами и университетами, в том числе через распределение бюджетных средств, осуществляется на уровне штата. Губернатор штата формирует состав наблюдательного совета колледжа. Наблюдательный совет избирает президента колледжа.

Руководитель колледжа (президент), в первую очередь, должен быть хорошим политиком, уметь хорошо контактировать со всеми: и властями, и работодателями, и общественностью, представлять и рекламировать колледж на всех уровнях. Административные функции в колледже осуществляют вице-президенты по направлениям деятельности.

Вопрос децентрализации управления колледжами в штате Флорида, то есть разделение и передача управленческих функций в меньшие регионы (вроде, как сейчас в Украине в области) вообще не стоит.

Процедура выборов руководителей колледжей США, с точки зрения действующего законодательства Украины (выборы руководителя из ограниченного круга претендентов возложена на коллективы учебных заведений), на первый взгляд выглядит противоречиво. Однако, с другой стороны, именно такими подходами (и благодаря новым и опытным менеджерам) можно ввести «свежее дыхание» в сложившихся преподавательских коллективов учебных заведений.

– Есть преемственность и сотрудничество школ и колледжей?

– До 10% мотивированных учеников школ могут с 6 до 12 класса (это разрешено законодательно) в штате Флорида параллельно изучать учебные курсы колледжа, в том числе и по программам младшего специалиста. Такие ученики вместе с завершением школы могут на 100% завершить и учебную программу колледжа. Такая технология профессионального образования (так называемая двойная регистрация) реализуется многими колледжами штата, причем в таком случае за обучение в колледже оплачивает школа, то есть, деньги ходят за учеником.

– Как реализуется доступность к обучению людей с особыми потребностями?

– Инклюзия как форма совместного бытия обычных людей и людей с ограниченными возможностями в США приобрела большое практическое воплощение.

Сначала в США обращали внимание на физические недостатки. Большие бюджетные средства вложены в создание условий для обеспечения жизнедеятельности таких лиц (лифты, пандусы, туалеты) во всех общественных учреждениях.

Сейчас, к категории инклюзивных (людей с особыми потребностями) относят и лиц с невидимыми недостатками:

  • 37% – дефицит (потеря) внимания, гиперактивность;
  • 19% – умственная инвалидность;
  • 18% – душевная инвалидность (психологические расстройства, депрессия);
  • 11% – хронические заболевания, онкология, СПИД;
  • 8% – нарушение подвижности;
  • 4% – зрительная инвалидность, травмы мозга;
  • 2% – нарушения аутистического спектра;
  • 1% – глухота, слабость слуха.

В обществе воспитывают понимание того, что в каждой семье есть человек с особыми потребностями. Больше, также, есть вероятность того, что каждый на старости лет может приобрести такой статус.

– Господин Михаил, каковы первоочередные задачи для украинского образования по результатам изучения опыта США?.

– Необходимо в соответствии с Законом Украины «Об образовании» принять Закон «О профессиональном передвысшим образованием», провести анализ сети профессионально-технических учебных заведений и техникумов и колледжей по возможности и доступности получения на их базе полного общего образования профессионального направления и получения соответствующей специальности квалифицированного рабочего, младшего специалиста, бакалавра.

Это требует согласованности и изменения на законодательном, нормативном и финансовом уровнях, широкое привлечение бизнеса и работодателей к подготовке необходимых специалистов, диверсификации источников финансирования, государственного, регионального, местного уровня, средств физических и юридических лиц, внедрение методики когда деньги ходят за студентом.

Внедрить систему грантов, стипендий и другой целевой помощи студентам колледжей и техникумов. Для дальнейшего социально-экономического развития Украины целесообразно поддержать производственную деятельность колледжей (техникумов) через трансфер образовательных программ, создание, расширение и повышение эффективности деятельности учебно-научно-производственных комплексов.

Нужно коренным образом улучшить сотрудничество системы образования и мотивацию работодателей и бизнеса, в том числе и через систему налоговых стимулов для жертвователей в образовании, в прогнозировании перспективной потребности в подготовке специалистов, в частности, новых специальностей, создания необходимых условий для организации обучения, развития учебно-методической и практической базы, внедрение дуальной образования.

Целесообразно привлечь членов первой и второй делегации (по программам ССАР-2016, ССАР-2018) к разработке соответствующих документов (закона, постановлений, положений) и адаптации эксперимента как основных идей и наработок по итогам визитов.

Замечу, что на первом этапе после поездки члены делегации объявили о внедрении новых элементов изменений в своих колледжах по доступности образования, улучшение качества, организации сотрудничества с работодателями, внедрение инклюзивного и дуального образования.

Наталья Шутка,
ИA ZIK


Реклама

Если вы хотите, чтоб в вашей был домашний уют и комфорт вам необходимо обратиться к специалистам по дизайну. Дизайнеры компании Прайм Сити приедут к вам домой, для того, чтобы сделать замеры и обговорить будущий проект. Все детали можно задать по телефону, размещенному на сайте primecity.construction/dizayn-project/. Мы сделаем так, чтоб ваш дом вас вдохновлял.

Редакция не всегда разделяет позицию авторов публикаций.
* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
Top
2018-12-13 10:37 :19