вторник, 23 октября, 2018, 13:29 Общество
Побороть привычку: Ученые успешно испытали «прививку» от курения, без побочных эффектов

Эксперименты с приученными к никотину грызунами показали, что искусственный белок NicA2-J1 позволяет держать под контролем его содержание в крови – и победить вредную привычку.

Команде профессора Научно-исследовательского института Скриппса Оливье Георга (Olivier George) удалось получить искусственный фермент, способный быстро разлагать никотин, поступающий в организм. Белок NicA2-J1 уже прошел успешные испытания на приученных к никотину лабораторных крысах, позволил контролировать его содержание в крови и снизил тягу к нему. Об этом ученые сообщают в статье, опубликованной в журнале Science Advances, пишет naked-science.

За основу для создания NicA2-J1 взяли белок, который синтезируют распространенные почвенные бактерии, палочки Pseudomonas putida – их легко встретить и в генетических лабораториях, и в промышленных биореакторах. Этот фермент оптимизировали, чтобы повысить время его сохранения в организме животного и добиться большей эффективности работы.

Для испытаний препарата крыс 12 дней подряд на 21 час на сутки помещали в камеру, где они могли получить дозу никотина внутривенно, просто нажав на педаль. Это быстро привело к развитию у них зависимости, после чего никотин им «выдавали» только раз в два дня, заставив переживать все неприятные симптомы отмены наркотика и повышать дозу во время редких приемов. В итоге она достигла количества, которую авторы сравнивают с викуриванием сразу 20 сигарет, но только раз в 48 часов. Наконец, животные после каждой дозы никотина стали получать и препарат синтетического белка NicA2-J1.

Содержание никотина в их крови даже после приема оставалось низким, а симптомы отмены, включая беспокойство и агрессивность – ослабли по сравнению с крысами из контрольной группы. Снижалось и их стремление получить новую дозу. Более того, если нажатие на педаль с вероятностью 1/3 приводило к получению никотина, а не к неприятному удару током, то контрольная группа, которая сохранила аддикцию, продолжала давить, а те крысы, которые получили NicA2-J1 – легко отказывались от этого, и от самой привычки.

«Такой подход чрезвычайно интересен, поскольку может снизить зависимость от никотина без тяжелых симптомов отмены. Кроме того, он работает в крови, а не в мозгу, так что побочные эффекты должны быть минимальными», – рассказал исследователь Оливье Георг.

Напомним, ученые назвали шесть привычек, не менее вредных, чем курение.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.